Иван гончаров - обыкновенная история. Обыкновенная история И а гончарова обыкновенная история

Этот роман впервые увидел свет благодаря публикации в «Современнике» в 1847 г. Произведение автобиографично. В его главном герое Саше Адуеве легко узнать самого Ивана Гончарова в определенный период жизни, когда все его свободное время было посвящено написанию прозы и стихов.

Роман «Обыкновенная история» является первым произведением, познакомившим автора с публикой. В написанных Сашей стихах, в которых сочетаются романтизм и тоска, беспричинная радость и действительность, литературоведы видят истинные стихи автора.

Направление

И. А. Гончаров является ярким представителем литературного поколения, изо всех сил старавшегося подчеркнуть свою враждебность к романтическому мироощущению. Подобное направление существовало в 1840-х годах. Оно являлось своеобразной самореабилитацией расчета с романтически настроенным прошлым.

Жанр

Роман «Обыкновенная история» является произведением, изображающим те коренные изменения, которые произошли в характере и мировоззрении его главного героя. Этот типичный для своего времени молодой человек стал по-другому смотреть на мир в силу житейских перипетий, а также общественных перемен.

Проблематика

Основной темой романа «Обыкновенная история» является вопрос о неизбежности перемен в индивиде под влиянием того, что происходит в обществе. Это главная мысль романа. Однако отношение автора к ней вовсе не однозначно. Уже в самом названии произведения можно усмотреть долю сожаления, горькой иронии к чистым и в то же время наивным идеалам. Отсюда вытекает и вторая проблема. Она состоит в том, что человек, который прекрасно адаптирован социально, вовсе не способен стать гарантом сохранения простых жизненных ценностей (морального удовлетворения, физического здоровья, семейного счастья) для себя и для своих близких.

Главные персонажи

  • Адуев-младший - прекраснодушный юноша Александр, который по ходу истории мужает и становится более черствым.
  • Адуев-старший - дядя Александра Петр Иванович, представленный автором как «человек дела».
  • Лизавета Александровна - это молодая жена дяди Александра, которая уважает и любит своего мужа и искренне сочувствует племяннику.

Ознакомимся с кратким содержанием «Обыкновенной истории».

Знакомство с молодым человеком и его отъезд

В первой главе первой части романа автор представляет нам единственного сына небогатой помещицы, которую зовут Анна Павловна Адуева. Это Александр Федорович, который из деревни Грачи решает поехать на службу в Петербург. Именно с этого и начинается повествование романа «Обыкновенная история». Краткое содержание произведения может дать полное представление об этом белокуром двадцатилетнем человеке, находящемся в цвете здоровья, сил и лет.

Отъезд Александра вызвал хлопоты в доме. Мать же оплакивает предстоящую разлуку с сыном. С барином в Петербург едет Евсей. Этот камердинер является возлюбленным ключницы Аграфены.

Из приводимого здесь краткого содержания «Обыкновенной истории» становится понятно, что мать не желает отъезда сына. Она не представляет жизни без него и пытается отговорить Сашу от принятого им решения. Анна Павловна просит сына не ехать на поиски счастья в Петербург. Ведь там его, скорее всего, ждет голод и холод. Она уговаривает Сашу жениться на Сонюшке, дочери Марии Карловны. Это позволит молодому человеку жить на природе, наслаждаясь ее богатством и красотой.

Но Александру, несмотря на то что он влюблен в девушку, стал непомерно тесен домашний мир. Все ждущее его впереди представляется юноше в самом радужном свете. Ведь в будущем у него непременно будет большая любовь и слава. Александр отучился в университете, имеет разносторонние наклонности, пишет стихи и мечтает стать полезным своему отечеству.

О чем далее повествует нам краткое содержание «Обыкновенной истории»? Мать соглашается с сыном и в своем последнем напутствии велит ему регулярно посещать церковь, беречь деньги и здоровье и обязательно соблюдать посты. Также Анна Павловна обещает присылать Саше ежегодно по 3500 рублей. Она советует молодому человеку жениться только по любви. Однако Александр обещает, что никогда не забудет свою возлюбленную Софию.

Рассматриваемое нами очень краткое содержание «Обыкновенной истории» Гончарова повествует далее о приезде соседа - священника Антона Ивановича вместе с супругой Марьей Карповной и дочерью Софией. Они садятся за стол, отслужив обедню. Уже в момент отъезда приходит друг Саши - Поспелов. Юноша проделал путь в 160 верст. Перед самым отъездом София дарит Саше колечко и волосы. Мать камердинера Ефсея благословляет своего сына. Анна Павловна говорит о том, что если тот будет хорошо служить, то она непременно женит его на Аграфене.

Приезд в Петербург

Продолжаем знакомиться с кратким содержанием «Обыкновенной истории» Гончарова по главам. Следующая из них, вторая, рассказывает нам о приезде Александра в Петербург. В этом городе живет его дядя Петр Иванович Авдеев, к которому юноша приходит в гости. Он, так же как и Саша, попал в этот город в 20 лет по наставлению своего старшего брата - отца Александра. И вот уже 18-й год проживает в Северной столице России.

Петр Иванович состоит на службе. Он является чиновником по особым поручениям и совладельцем фарфорового и стеклянного заводов. Таким образом, дядя Саши - человек с деньгами. Племянник привозит для него гостинцы. Мать передала с сыном мешок сушеной малины и кадочку меду, варенье и два полотняных куска, а также 3 письма. Одно из них написано соседом Василием Тихонычем Заезжаловым с просьбой помочь решению его дела и тяжбы, рассматриваемой в Петербурге. Второе письмо написано сестрой жены его брата Марьей Горбатовой, давно влюбленной в Петра Ивановича. В третьем послании содержалась просьба невестки позаботиться о Саше.

Как же встретил дядя своего племянника? С этим моментом также знакомит нас краткое содержание «Обыкновенной истории». Вначале Петр Иванович повелел слуге рассказать Саше, что его нет. Якобы дядя уехал на завод и вернется лишь через три месяца. Однако, вспомнив, как хорошо относится к нему жена брата, тут же отменяет этот приказ.

О чем мы узнаем дальше из краткого содержания романа «Обыкновенная история»? Встретившись с племянником, дядя начинает учить его петербургской жизни. Он советует говорить проще и не обниматься. Кроме того, он предупреждает Сашу о том, что денег у дяди просить не следует. Не нужно и навязываться ему. Рассказывает Петр Иванович, и в каких комнатах нужно жить племяннику, где и как обедать, а также ужинать.

Далее из краткого содержания «Обыкновенной истории» Ивана Гончарова мы узнаем о первом знакомстве Александра с Петербургом. Гуляя по городу, юноша с грустью отмечает отсутствие простора и природы, однообразие домов и равнодушие людей. С действительностью юношу смогли примирить лишь Медный Всадник и здание Адмиралтейства. Однако дядя при этом не устает говорить о том, что Александр приехал зря.

Петр Иванович выбрасывает в канал колечко и волосы, подаренные Саше Софией. Он советует забыть девушку, так как, прежде всего, следует делать дело. Любовь же, по мнению чиновника, является лишь приятным развлечением.

Что далее мы узнаем из очень краткого содержания «Обыкновенной истории»? Для своего племянника дядюшка подыскал место в департаменте. При этом Александра взяли на старший оклад в 750 руб., а с учетом награды - в тысячу.

К стихам своего племянника дядя относится пренебрежительно. Вместо их написания он предлагает юноше заняться переводами немецких статей, за которые платят по 2200 руб. в месяц.

Становление

Чем же продолжается роман? Краткое содержание «Обыкновенной истории» по главам включает информацию, что в следующей из них - третьей - читатель видит Александра возмужавшим. Юноша хорошо усвоил дядины уроки. Он работает в департаменте, переводит статьи, а также занимается написанием очерков, повестей и стихов. При этом молодой человек мечтает о высоком чувстве. Спустя несколько месяцев Александр признался дяде в том, что влюбился в Наденьку Любецкую. При этом Петр Иванович советует жениться племяннику только с расчетом.

Признание в любви

Далее из краткого содержания «Обыкновенной истории» мы узнаем о распорядке дня Александра. Утром он служит в департаменте, а вечерами бывает на даче Любецких. В один из таких дней он смог уединиться с Наденькой в саду и поцеловать ее. Они долго говорили о совместном счастье. Девушка боялась, что оно уже никогда не повторится. Но Александр уверил ее в том, что их любовь особенная.

Измена

Знакомясь с кратким содержанием «Обыкновенной истории» по главам, мы переходим к пятой из них. В ней читатель видит счастливого Александра. Юноша забрасывает свои журнальные труды и службу. Однако дядя настаивает, чтобы он оставил пустяки, предупреждая при этом, что денег племяннику не даст. Однако Александр не слушает его. Он редко ходит на службу и сидит или у Наденьки, или в полном одиночестве дома, творя свой «особенный мир». Все напоминающее ему о работе юноша спрятал как можно дальше. Он занимается написанием стихов, которые Наденька затем читает ему вслух, выучив наизусть. Свои творения он отправляет в журнал под другими именами. Александр решил также опубликовать свою комедию и повесть. Однако редактор журнала вернул их, посоветовав юноше больше трудиться.

Какое же продолжение имели любовные приключения юноши? Об этом мы также можем узнать из краткого содержания рассказа «Обыкновенная история». После того как прошел назначенный девушкой испытательный срок, длящийся целый год, Александр решил поговорить с матерью Наденьки. Но в этот момент у нее в гостях оказывается обходительный, молодой и красивый граф Новинский. Александру он не понравился. И юноша позволяет вести себя по отношению к графу нелюбезно и невежливо.

Наденька часто гуляет с Новинским в саду. По три часа в день она катается с ним на лошадях. Улучить момент и объясниться с девушкой Александр просто не может.

По возвращению в город Любецкие перестали приглашать Адуева в гости. Однажды он пришел к ним сам и спросил у Наденьки: «Заменил ли кто-либо его в ее сердце?» Девушка ответила утвердительно. Услышать это Александру было очень горько. И он, стоя на лестнице, разрыдался без слез, издавая звуки, схожие с воем собаки.

Продолжаем знакомиться с кратким содержанием «Обыкновенной истории» Гончарова по главам, переходя к шестой из них. В ней Александр пришел к своему дядюшке и попросил его быть секундантом на дуэли. Однако Петр Иванович отговаривает племянника от этого шага. Он говорит, что лучшей дуэлью станет постепенное поражение слабых сторон противника, которое должно делаться терпеливо, хладнокровно и вежливо. Это и позволит показать соперника своей возлюбленной как обыкновенного человека. По-женски пытается утешить Александра и жена дядюшки.

Наставления тетушки

Далее краткое содержание «Обыкновенной истории» описывает вторую часть романа. В первой ее главе автор рассказывает читателю о том, что по прошествии года Александр продолжает презирать графа и Наденьку. Тетушка пытается утешить его как может, задумываясь о том, любит ли ее муж. Ведь Петр Иванович никогда не говорил ей о своем чувстве.

Александр же жалуется на тоску, пустоту души и скуку. Юноша сравнивает всех людей с животными, которые являются персонажами басен Крылова. Себя же при этом он считает лишенным всех недостатков. Но дядюшка обвиняет молодого человека в неблагодарности к нему, тетушке и матери, которой он не писал уже четыре месяца. Александр начинает презирать и себя. Тетушка же наставляет его, беря с юноши обещание творить. Но дядюшка полагает, что у того нет таланта.

Просьба Петра Ивановича

Далее из краткого содержания «Обыкновенной истории» Гончарова мы делаем вывод, что Александр не понимает себя самого. Своему дядюшке он решил доказать, что помимо карьеры существует и другая жизнь. Именно поэтому юноша пишет повесть и стихи. Однако Петру Ивановичу эти сочинения не нравятся. Он отправляет повесть своему приятелю, работающему в журнале, ставя внизу собственное имя. Ответ профессионала приводит Александра к тому, что он перестает верить в свой талант. Приятель дядюшки раскритиковал повесть.

В это же время Петр Иванович просит племянника влюбить в себя вдову Тафаеву. Ведь на нее его компаньон Сурков тратит много денег.

Новая любовь

Далее краткое содержание «Обыкновенной истории» Гончарова знакомит нас с вдовой Юлией. Это молодая женщина 23-24 лет. Она хороша собой, к тому же грациозна и умна, но слабонервна. Выйдя замуж за богатого Тафаева, она прожила с ним пять лет.

Молодые люди понравились друг другу, ведь их характеры очень схожи. Дядюшка поблагодарил племянника за то, что он успешно сделал порученное ему дело. Александру же стыдно признаться, однако он действительно влюбился в Юлию. Молодые решили пожениться. Однако прошло два года, и Александр разлюбил вдову. Тем не менее она не хочет его отпускать и требует, чтобы юноша взял ее в жены. Дядюшка помогает племяннику объясниться с бывшей возлюбленной и предлагает вновь заняться делом.

Встреча с Лизой

Продолжаем знакомиться с кратким содержанием романа «Обыкновенная история» по главам. В следующей из них автор говорит нам о том, что Александра перестает интересовать этот мир. Он ничего не делает, лежит, удит рыбу. С утра только ходит на службу, но при этом не добивается карьеры. Он полностью разочаровался в идеалах любви и дружбы, вспоминает о Соне и начинает думать о том, что лучше ему было остаться дома и стать первым в уезде.

Однажды, находясь на рыбалке, он встретил старика и девушку. Это были отец и дочь, жившие неподалеку на дачах. Александр избегал общения с Лизой, но она влюбилась в него. Придя к девушке на второе свидание, юноша застает в беседке ее отца, который прогоняет Адуева, так как не верит в то, что тот благороден. Александр решается прыгнуть с моста, но до конца дело не доводит. Девушка же ждала его до глубокой осени.

Прощание с Петербургом

В пятой главе второй части Александр признается тетушке в том, что жизнь ему опротивела. Он благодарит дядюшку за его науку и выходит в отставку. Юноша распрощался с городом, в котором прожил 8 лет, но не смог сделать карьеры. Петербург забрал его жизненные силы и принудил быстрее состариться.

Возвращение домой

В шестой главе второй части мы видим Анну Павловну, которая с нетерпением ждет приезда любимого сына. Но мать с трудом узнает своего Сашу, так как он подурнел и утратил свои прекрасные волосы.

Спустя три месяца к молодому человеку вернулся душевный покой. В своем уезде он был самым лучшим и умным. Но после полутора лет такой немудреной простой жизни Александр начал тосковать по Петербургу.

Эпилог

Александр вновь возвратился в город на Неве. Спустя четыре года он предстает перед читателем пополневшим и полысевшим. В тридцать с небольшим он получил крест и стал коллежским советником.

Придя в гости к дядюшке, Александр рассказывает ему, что выгодно женился. Петр Иванович гордится племянником, который пошел по его стопам.



План:

    Введение
  • 1 История создания
  • 2 Основные темы романа
  • 3 Действующие лица
  • Примечания
    Источники

Введение

«Обыкновенная история» - роман русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Роман является первым по счёту в трилогии с романами «Обломов» и «Обрыв».


1. История создания

Роман «Обыкновенная история» - первое произведение Гончарова, которое он признал достойным печати. Этот роман был написан уже тогда, когда Гончаров вступил в зрелый период жизни. В начале 1840-х годов это внутренне уравновешенная, духовно оформившаяся личность, «человек взрослый, совершеннолетний», как скажет о нем вскоре после их знакомства Белинский. Духовная зрелость Гончарова во всей полноте отразилась в его первом романе.

Роман «Обыкновенная история» был написан Гончаровым сравнительно быстро, без той медлительности и сомнений, которые были характерны для него впоследствии, во время работы над «Обломовым» и «Обрывом». «Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав», - вспоминал Гончаров впоследствии. По-видимому, уже в 1845 г. «Обыкновенная история» читалась Гончаровым в салоне Майковых, и автор романа внес в свой текст некоторые изменения, сообразно с указаниями Валериана Майкова. Затем рукопись «Обыкновенной истории» в течение довольно долгого времени находилась у М. А. Языкова, который должен был, по просьбе Гончарова, передать ее Белинскому, но не делал этого, считая роман малозначительным. Положение спас Некрасов, который взял эту рукопись у Языкова и вручил ее Белинскому. По видимому, весной 1846 г. Гончаров читал первую часть «Обыкновенной истории» в кружке Белинского в Доме Лопатина .

Убедившись в том, что «Обыкновенная история» представляет собою замечательное произведение, Белинский предложил Гончарову отдать этот роман в альманах «Левиафан», который Белинский предполагал издать в 1846 г. 14 мая 1846 г. Белинский писал жене: «Скажи Маслову, что Некрасов будет в Питере в половине июля, и попроси его вложенное здесь письмо доставить по адресу хоть через Майковых, если он не знает, где живет Гончаров». Надо думать, что в этом письме Белинского речь шла об «Обыкновенной истории» для «Левиафана». В конце июня - уже после отъезда Белинского на юг - Некрасов разговаривал на эту тему с Гончаровым, но без всякого успеха. Осенью мысль об издании альманаха окончательно отпала, и «Обыкновенная история» была куплена Некрасовым и Панаевым для «Современника». «Мы объяснили Гончарову дело о журнале, - писал Некрасов Белинскому, - он сказал, что Краевский ему дает по 200 рублей за лист; мы предложили ему эти же деньги, и роман этот будет у нас. Другую его повесть я тоже купил у него».

В феврале 1847 г. Гончаров, по свидетельству И. И. Панаева, «сияет, читая свои корректуры, и дрожит от восторга, стараясь в то же время прикинуться совершенно равнодушным». «Обыкновенная история» появилась в третьей и в четвертой (мартовской и апрельской) книгах журнала «Современник». В 1848 г. роман Гончарова был выпущен в свет отдельным изданием.


2. Основные темы романа


3. Действующие лица

  • Александр Адуев - молодой дворянин, «трижды романтик - по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни». Воспитанный в патриархальном барском духе, Александр Адуев едет в Петербург к своему дяде. Александр, полный возвышенных мечтаний, любви ко всему человечеству и веры в свое призвание, надеется осуществить в Петербурге три своих мечты - прославиться как поэт и писатель, найти "вечную любовь" и "неизменную дружбу". Столкновение героя с жестким и циничным Петербургом только в самом конце романа убеждает его, что надо быть таким же жестким и циничным и делать «карьеру и фортуну». Как поэт он не состоялся - в Петербурге оказалось немало таких же посредственных поэтов как и он сам, а как писатель, то вообще оказался бездарным - писал то, что уже давно написано другими и никаких новых тайн миру не открыл. Встретив свою первую любовь в Петербурге Наденьку, Александр был уверен, что это навечно, и серьезно вознамерился жениться на ней, но через полтора года Наденька променяла его на графа Новинского, который оказался человеком бывалым и с широким кругозором - все то, что Наденьке не хватало в Александре, и последний разочаровался в любви; Скоро разочаровался и в дружбе: случайно встретил на Невском проспекте своего друга детства Поспелова, с которым не виделся ни разу после приезда в Петербург и не знал, что тот тоже уже в Петербурге, но Поспелов, пригласив его к себе, не захотел разговаривать ни о любви, ни о романтике, ни о детстве и шалостях, а только расспрашивал его о службе, карьере и. т. п., и Александр сбежал от него. В эпилоге мы узнаем, что почти через 15 лет он превратился в преуспевающего дельца, такого же циничного как и все, и вовремя женился на богатой "с расчетом".
  • Петр Адуев - дядя Александра и его абсолютный антипод "Один восторжен до сумасбродства, другой -- ледян до ожесточения" (цитата из романа). Богатый и известный в Петербурге человек. Жизнь удалась ему - «он сам нашел себе дорогу». Он презрительно относится к людям, не приспособленным к жизненной борьбе, не умеющим владеть собою: «Восторги, экзальтация - тут человек всего менее похож на человека и хвастаться нечем. Надо спросить, умеет ли он управлять чувствами; если умеет, то и человек». Пройдя большой жизненный опыт, он считает, что дружба, любовь, поэзия, слава - лишь красивые слова, не существующие в жизни и даже не должны существовать, ибо все это глупость, блажь и слабость, и ничего в них возвышенного для человека нет. А также в силу своего жизненного опыта, все время давал Александру нехорошие (для Александра) предсказания, которые всегда сбывались: предсказал, что он не прославится ни как поэт, ни как писатель, потому что таланта нет; предсказал ему измену Наденьки за год до того, как она изменила. По сути, почти все, что произошло с Александром в этой истории, произошло по сценарию его опытного дяди Петра Ивановича.

Часть первая Александр Адуев - "молодой джентльмен ". Выросший в пути патриархальных и аристократические, Александр едет к своему дяде Петру Ивановичу в Санкт-Петербург. Александр имеет богатые мечты возвышенные, любовь ко всему человечеству и вера в свое призвание, надеется на достижение трех основных мечты - стать известным поэтом и писателем,найти "Вечную любовь" и "Несокрушимую Дружбу. Многочисленные столкновения героя с жесткой и циничной жизнью в Петербурге, наконец, убедили его, что он должен быть столь же циничным и жестким, чтобы сделать свою карьеру и свое счастье. Он не сумел стать поэтом, поскольку было обнаружено, что там было много поэтов и слишком бедны. В заседании своей первой любви в Санкт-Петербурге именем Надя, Александр был уверен, что это навсегда и что он женится на ней, но Надя выбрала графа Новинского, который оказался ветеран и единомышленник. Эти качества, необходимые Наде. Александр разочарован. И вскоре, его дружба тоже разочарована: он столкнулся с другом детства Поспеловым, на Невском проспекте. Они не виделись с момента приезда Александра в Санкт-Петербург, но Поспелов не задушил его в своих объятиях, а стал разговаривать так, будто они последний раз виделись вчера. В эпилоге романа мы узнаем, что после 15 лет Александр стал успешным карьеристом, циничным как и все остальные, и что он выгодно женился "с расчетом".


Примечания

  1. Панаев И. И. Воспоминания о Белинском: (Отрывки) // И. А. Гончаров в воспоминаниях современников - feb-web.ru/feb/gonchar/critics/gvs/gvs-045-.htm / Ответственный редактор Н. К. Пиксанов. - Серия литературных мемуаров. - Л. : Художественная литература, Ленинградское отделение, 1969. - С. 45-47. - 282 с.

В Викитеке есть полный текст романа «Обыкновенная история» - ru.wikisource.org/wiki/Обыкновенная_история_(Гончаров)


Год написания:

1847

Время прочтения:

Описание произведения:

Дебютный роман Обыкновенная история был написан Иваном Гончаровым в 1847 году. Опубликовал роман в том же году журнал "Современник". Некоторые считают роман Обыкновенная история частью неформальной трилогии, в которой позже появились романы "Обломов" и .

Гончаров написал роман Обыкновенная история достаточно быстро в отличии от "Обломова" и "Обрыва", для которых стала характерна медлительность и сомнения Гончарова.

Читайте ниже краткое содержание романа Обыкновенная история.

Это летнее утро в деревне Грачи начиналось необычно: с рассветом все обитатели дома небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой были уже на ногах. Лишь виновник этой суеты, сын Адуевой, Александр, спал, «как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном». Суматоха царила в Грачах потому, что Александр собирается в Петербург на службу: знания, полученные им в университете, по мысли юноши, необходимо применить на практике служения Отечеству.

Горе Анны Павловны, расстающейся с единственным своим сыном, сродни печали «первого министра в хозяйстве» помещицы Агра-фены - вместе с Александром в Петербург отправляется его, камердинер Евсей, сердечный друг Аграфены, - сколько приятных вечеров провела эта нежная пара за картами!.. Страдает и возлюбленная Александра, Сонечка, - ей посвящались первые порывы его возвышенной души. Лучший друг Адуева, Поспелов, в последнюю минуту врывается в Грачи, чтобы напоследок обнять того, с кем проведены были в беседах о чести и достоинстве, о служении Отечеству и прелестях любви лучшие часы университетской жизни…

Да и самому Александру жаль расставаться с привычным укладом жизни. Если бы высокие цели и ощущение своего назначения не толкали его в дальнюю дорогу, он, конечно, остался бы в Грачах, с безгранично любящими его матерью и сестрой, старой девой Марией Горбатовой, среди гостеприимных и хлебосольных соседей, рядом с первой своей любовью. Но честолюбивые мечты гонят юношу в столицу, ближе к славе.

В Петербурге Александр сразу же отправляется к своему родственнику, Петру Ивановичу Адуеву, который в свое время так же, как и Александр, «двадцати лет был отправлен в Петербург старшим своим братом, отцом Александра, и жил там безвыездно семнадцать лет». Не поддерживая связи с оставшимися после смерти брата в Грачах его вдовой и сыном, Петр Иванович сильно удивлен и раздосадован появлением восторженного молодого человека, ждущего от дядюшки забот, внимания и, главное, разделенности его повышенной чувствительности. С первых же минут знакомства Петру Ивановичу приходится едва ли не силой удерживать Александра от излияний чувств с попыткой заключить родственника в объятия. Вместе с Александром прибывает письмо от Анны Павловны, из которого Петр Иванович узнает, что на него возлагаются большие надежды: не только почти забытой невесткой, которая уповает на то, что Петр Иванович будет спать с Александром в одной комнате и прикрывать юноше рот от мух. В письмо вложено немало просьб от соседей, о которых Петр Иванович вот уже почти два десятилетия и думать забыл. Одно из этих писем принадлежит перу Марьи Горбатовой, сестры Анны Павловны, на всю жизнь запомнившей день, когда молодой еще Петр Иванович, гуляя с ней по деревенским окрестностям, влез по колено в озеро и сорвал ей на память желтый цветок…

С первой же встречи Петр Иванович, человек суховатый и деловой, начинает воспитание своего восторженного племянника: он снимает Александру квартиру в том же доме, где живет сам, советует, где и как питаться, с кем общаться. Позже находит ему и вполне конкретное дело: службу и - для души! - переводы статей, посвященных проблемам сельского хозяйства. Высмеивая, порой достаточно жестоко, пристрастия Александра ко всему «неземному», возвышенному, Петр Иванович постепенно пытается разрушить тот вымышленный мир, в котором живет его романтический племянник. Так проходит два года.

По прошествии этого времени мы встречаем Александра уже отчасти привыкшим к сложностям петербургской жизни. И - без памяти влюбленным в Наденьку Любецкую. За это время Александр успел продвинуться по службе, достиг и определенных успехов в переводах. Теперь он стал достаточно важным человеком в журнале: «он занимался и выбором, и переводом, и поправкою чужих статей, писал и сам разные теоретические взгляды о сельском хозяйстве». Продолжал писать и стихи и прозу. Но влюбленность в Наденьку Любецкую словно закрывает перед Александром Адуевым весь мир - теперь он живет от встречи к встрече, одурманенный той «сладостной негой, на которую сердился Петр Иванович».

Влюблена в Александра и Наденька, но, пожалуй, лишь той, «маленькой любовью в ожидании большой», которую испытывал сам Александр к забытой им теперь Софье. Счастье Александра непрочно - на пути к вечному блаженству встает граф Новинский, сосед Любецких по даче.

Петр Иванович не в силах излечить Александра от бушующих страстей: Адуев-младший готов вызвать графа на дуэль, отомстить неблагодарной девушке, не способной оценить его высокие чувства, он рыдает и пылает гневом… На помощь обезумевшему от горя юноше является жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна; она приходит к Александру, когда Петр Иванович оказывается бессилен, и нам неизвестно, чем именно, какими словами, каким участием удается молодой женщине то, что не получилось у ее умного, рассудительного мужа. «Через час он (Александр) вышел задумчив, но с улыбкой, и уснул в первый раз покойно после многих бессонных ночей».

И еще один год промелькнул с той памятной ночи. От мрачного отчаяния, которое удалось растопить Лизавете Александровне, Адуев-младший перешел к унынию и равнодушию. «Ему как-то нравилось играть роль страдальца. Он был тих, важен, туманен, как человек, выдержавший, по его словам, удар судьбы…» И удар не замедлил повториться: неожиданная встреча с давним другом Поспеловым на Невском проспекте, встреча, тем более случайная, что Александр даже не ведал о переезде своего задушевного товарища в столицу, - вносит сумятицу в и без того потревоженное сердце Адуева-младшего. Друг оказывается совсем не таким, каким помнится по годам, проведенным в университете: он поразительно схож с Петром Ивановичем Адуевым - не ценит ран сердца, испытанных Александром, говорит о карьере, о деньгах, радушно принимает старого друга в своем доме, но особых знаков внимания к нему не проявляет.

Излечить чувствительного Александра от этого удара оказывается почти невозможным - и кто знает, до чего дошел бы наш герой на этот раз, не примени к нему дядюшка «крайнюю меру»!.. Рассуждая с Александром об узах любви и дружбы, Петр Иванович жестоко упрекает Александра в том, что он замкнулся лишь в собственных чувствах, не умея ценить того, кто верен ему. Он не считает своими друзьями дядю и тетушку, он давно не писал к матери, живущей лишь мыслями о своем единственном сыне. Это «лекарство» оказывается действенным - Александр снова обращается к литературному творчеству. На этот раз он пишет повесть и читает ее Петру Ивановичу и Лизавете Александровне. Адуев-старший предлагает Александру послать повесть в журнал, чтобы узнать истинную цену творчеству племянника. Делает это Петр Иванович под своим именем, считая, что так будет справедливее суд и лучше для участи произведения. Ответ не замедлил явиться - он ставит последнюю точку в надеждах честолюбивого Адуева-младшего…

И как раз в это время Петру Ивановичу понадобилась услуга племянника: его компаньон по заводу Сурков неожиданно влюбляется в молодую вдову бывшего приятеля Петра Ивановича Юлию Павловну Тафаеву и совсем забрасывает дела. Выше всего прочего ценящий дело, Петр Иванович просит Александра «влюбить в себя» Тафаеву, вытеснив Суркова из ее дома и сердца. В качестве вознаграждения Петр Иванович предлагает Александру две вазы, которые так нравились Адуеву-младшему.

Дело, однако, принимает неожиданный поворот: Александр влюбляется в молодую вдову и вызывает у нее ответное чувство. Причем чувство столь сильное, столь романтическое и возвышенное, что сам «виновник» не в состоянии выдержать порывов страсти и ревности, которые обрушивает на него Тафаева. Воспитанная на любовных романах, слишком рано вышедшая замуж за богатого и нелюбимого человека, Юлия Павловна, встретившись с Александром, словно в омут кидается: все, о чем читалось и мечталось, обрушивается теперь на ее избранника. И Александр не выдерживает испытания…

После тою как Петру Ивановичу неизвестными нам доводами удалось привести в себя Тафаеву, прошло еще три месяца, в которые жизнь Александра после пережитого потрясения нам неизвестна. Мы встречаемся с ним вновь, когда он, разочарованный во всем, чем жил прежде, «играет с какими-то чудаками в шашки или удит рыбу». Апатия его глубока и неизбывна, ничто, кажется, не может вывести Адуева-младшего из тупого равнодушия. Ни в любовь, ни в дружбу Александр больше не верит. Он начинает ездить к Костикову, о котором некогда писал в письме к Петру Ивановичу сосед по Грачам За-езжалов, желая познакомить Адуева-старшего со старинным своим приятелем. Этот человек оказался для Александра как нельзя кстати: он в молодом человеке «душевных волнений пробудить не мог».

И однажды на берегу, где они ловили рыбу, появились неожиданные зрители - старик и хорошенькая молодая девушка. Они появлялись все чаще. Лиза (так звали девушку) начала пытаться различными женскими хитростями увлечь тоскующего Александра. Отчасти девушке это удается, но на свидание в беседку вместо нее приходит оскорбленный отец. После объяснения с ним Александру не остается ничего другого, как переменить место рыбалки. Впрочем, о Лизе он помнит недолго…

Все еще желая пробудить Александра от сна души, тетушка просит его однажды сопровождать ее в концерт: «приехал какой-то артист, европейская знаменитость». Потрясение, испытанное Александром от встречи с прекрасной музыкой, укрепляет созревшее еще раньше решение бросить все и вернуться к матери, в Грачи. Александр Федорович Адуев покидает столицу по той же дороге, по которой несколько лет назад въехал в Петербург, намереваясь покорить его своими талантами и высоким назначением…

А в деревне жизнь словно остановила свой бег: те же хлебосольные соседи, только постаревшие, та же любящая безгранично матушка, Анна Павловна; только вышла замуж, не дождавшись своего Сашеньку, Софья, да по-прежнему вспоминает о желтом цветке тетка, Марья Горбатова. Потрясенная переменами, произошедшими с сыном, Анна Павловна долго допытывается у Евсея, как жил Александр в Петербурге, и приходит к выводу, что сама жизнь в столице настолько нездорова, что состарила сына и притупила его чувства. Дни проходят за днями, Анна Павловна все надеется, что у Александра вновь вырастут волосы и заблестят глаза, а он думает о том, как бы вернуться в Петербург, где так много пережито и безвозвратно потеряно.

Смерть матери избавляет Александра от мук совести, не позволяющих признаться Анне Павловне в том, что он снова замыслил побег из деревни, и, отписав Петру Ивановичу, Александр Адуев вновь едет в Петербург…

Проходит четыре года после повторного приезда Александра в столицу. Много изменений произошло с главными героями романа. Лизавета Александровна устала бороться с холодностью мужа и превратилась в спокойную рассудительную женщину, лишенную каких бы то ни было стремлений и желаний. Петр Иванович, огорченный переменой характера жены и подозревающий у нее опасное заболевание, готов отказаться от карьеры надворного советника и подать в отставку, чтобы увезти Лизавету Александровну хоть на время из Петербурга Зато Александр Федорович достиг вершин, о которых некогда мечтал для него дядюшка: «коллежский советник, хорошее казенное содержание, посторонними трудами» зарабатывает немалые средства да еще и готовится жениться, взяв за невестой триста тысяч и пятьсот душ…

На этом мы расстаемся с героями романа. Какая, в сущности, обыкновенная история!..

Вы прочитали краткое содержание романа Обыкновенная история. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание романа Обыкновенная история не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию романа.

Часть 1
Однажды летом из деревни Грачи, имения небогатой поме-щицы Лины Павловны Адуевой, провожают в Петербург па службу единственного сына Анны Павловны - Александра Федоровича, белокурого молодого человека в цвете лет, здоровья и сил. С ним отправляется камердинер Евсей. Анна Павловна вне себя от горя, она то принимается плакать, то ругать Евсея за не должное внимание к вещам барина, то читает Сашеньке последние наставления. Евсся провожает сожительница Аграфена, женщина властная и строгая, всеми силами старающаяся сдержать эмоции. На проводы приезжает соседка Марья Карповна с дочерью Софьей. У Софьи роман с Александром, она вышивает на белье его метки, снабжает сто на дорогу колечком и прядью отрезанных волос. Перед отправкой молодые люди клянутся друг другу в вечной любви и верности. В последний момент появляется друг Александра, Поспелов, который проскакал сто шестьдесят верст лишь для того, чтобы обнять Александра. Это очень нравится молодому Адуеву; по его представлениям, дружба должна проявляться именно по-добным образом. Александр и Евсей уезжают. Петр Иванович Адуев, дядя Александра, в свое время был также отправлен в Петербург отцом Александра и жил там семнадцать лет. Он давно не общался и не переписывался с родственниками. В Петербурге он слыл за человека с деньгами, и, может быть, не без причины; служил при каком-то важном лице чиновником особых поручений и носил несколько ленточек в петлице фрака; жил на большой улице, занимал хорошую квартиру, держал троих людей и столько же лошадей. Он был высокий, пропорционально сложенный мужчина, с крупными, правильными чертами смугловатового лица, с ровной красивой походкой, со сдержанными, но приятными манерами... В лице замечалось также... уменье владеть собою... Он слыл за деятельного и делового человека. Одевался он всегда тщательно, даже щеголевато, но не чересчур, а только со вкусом... Когда лакей объявляет Петру Ивановичу о прибытии племянника (с гостинцами вроде сушеной малины и деревенского меда и массой сопроводительно-просительных писем от родственников и давних знакомых из провинции), тот вначале решает отделаться от Александра под первым же благовидным предлогом. Он с отвращением выбрасывает в мусорную корзину несколько писем (в т.ч. от тетки Александра, с которой у Петра Ивановича в юности был бурный роман, она не вышла замуж и до сих пор помнит ту историю), но что-то в письме матери Александра трогает Адуева-старшего, и он вспоминает, как Анна Павловна плакала много лет назад, провожая его в столицу, как принимала в нем искреннее участие. Петр Иванович приходит в ужас от того, что Анна Павловна наказывает ему заступаться за Сашеньку перед начальством, крестить во сне и прикрывать ночью мальчику рот платочком от мух. При появлении Александра, Петр Иванович ведет себя весьма сдержанно, не дает племяннику обнять себя, не приглашает пожить в своей квартире (а указывает ему комнату внаем), не зовет обедать вместе (а препровождает в трактир). Все эти рекомендации, которые в порядке вещей в Петербурге, навевают тоску на экзальтированного и чересчур эмоционального Александра.
Общение дяди и племянника с самого начала походит на разговор двух глухих. Александр ожидает от Петра Ивановича искренних излияний, ему необходимо постоянное словесное подтверждение дружеского расположения дяди к нему. Петр же Иванович, человек крайне сдержанный, совершенно не приемлет романтического отношения племянника к жизни, не упускает ни одного случая, чтобы не упрекнуть Александра в неуместности проявления чувств на людях. Вскоре он и вообще предлагает племяннику уехать обратно в деревню: Вы помешались на любви, на дружбе да на прелестях жизни, на счастье; думают, что жизнь только в этом и состоит: Ах да ох! Плачут, хнычут да любезничают, а дела не делают... как я отучу тебя от всего этого... Петр Иванович высмеивает неестественную вычурную манеру Александра изъясняться романтическими штампами, выбрасывает прочь вещественные знаки невещественных отношений (колечко и волосы Софьи), обклеивает стену стихами Александра, заставляет написать приятелю письмо нормальным слогом, где себя характеризует следующим образом: Дядя любит заниматься делом... знает наизусть не одного Пушкина... читает на двух языках... любит искусства, имеет прекрасную коллекцию картин фламандской школы... часто бывает в театре, но не суетится, не мечется, не ахает, не охает, думая, что это ребячество, что надо воздерживать себя, не навязывать никому своих впечатлений, потому что до них никому нет надобности. Он также не говорит диким языком.... Петр Иванович постепенно сводит Александра с неба на землю, определяет на службу. В мечтах, озвученных вслух, Александр представляет себе головокружительную карьеру (до министра) потому, что все должны моментально оценить его выдающиеся достоинства, и потому, что крайне расплывчато представляет себе службуЕму кажется, что ему немедленно поручат решать какое-то важное государственное дело н предложат реализовать один из его проектов - один из тех проектов, которые тысячу лет уж как исполнены или которых нельзя и не нужно исполнять, по замечанию дяди. Выясняется же, что Александр не преуспел даже в чистописании. Еще молодого человека влечет карьера писателя или поэта, но дядя развенчивает перед ним миф о поэтах-небожителях и объясняет, что искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том и в другом. Он постоянно призывает Александра не витать в облаках, а строить свою жизнь и карьеру по кирпичикам упорным трудом. В качестве литературного занятия дядя подыскивает племяннику переводы для сельскохозяйственного журнала.
Проходит два года. Александр прилежно следует рекомендациям Петра Ивановича, приобретает изящные манеры и щегольской костюм, становится более уравновешенным и уверенным в себе, реже говорит диким языком, учится владеть собой. Работодатели хвалят Александра, Петр Иванович решает было, что племянник окончательно наставлен им на путь истинный, как вдруг Александр влюбляется в некую Наденьку Любецкую. Все воспитание Петра Ивановича идет прахом: счастливый Александр начинает совершать одну за другой массу глупостей, забрасывает карьеру, все чаще застывает на одном месте с глупой улыбкой на лице. Дядя сердится, пытается донести до племянника, что жениться надо в более зрелом возрасте, что для того, чтобы обеспечить семью, необходимо иметь солидный доход, а карьера не делается в один день; наконец, что помимо вздохов на скамейке мужчине следует уметь увлечь женщину игрой ума и знать женские повадки. Александр же примитивен и бесхитростен; Петр Иванович предупреждает его. что увлечение Наденьки не продлится долго. Александр с негодованием отметает все советы; изумляется до крайности, узнав о том, что сам Петр Иванович собирается жениться, пылко уп-рекает дядю в том, что тот для совершения сего возвышенного обряда действует с расчетом. Александр начинает все чаще бывать в доме Любецких. Наденька была не красавица и не приковывала к себе мгновенного внимания... Мысли и разнородные ощущения до крайности впечатлительной и раздражительной души ее беспрестанно сменялись одни другими... Все показывало в ней ум пылкий, сердце своенравное и непостоянное. Она пользуется у матери полной свободой. Поначалу Наденька разделяет пылкость Александра, и ее вполне устраивают долгие сидения друг против друга, влюбленные взгляды, разговоры ни о чем и прогулки под лупой. Александра обходят по службе, он все реже бывает у Петра Ивановича, понимая, что тот вряд ли станет разделять его упоение любовью в ущерб делу. Александр вновь принимается за литературное творчество, но издатели в один голос заключают, что его произведения незрелы, неестественны, а таких героев не бывает. Последнее больнее всего ранит Александра: Как не бывает, да ведь герой-то я сам. Постепенно Наденька начинает уставать от однообразности своего поклонника: сердце ее было занято, но ум оставался празден. Подходит к концу год испытательного срока, назначенный ею Александру, Наденька всеми способами избегает решительного объяснения и предложения матери. Одной из причин оказывается визит графа Новинского - молодого светского льва, прекрасно воспитанного и образованного, умеющего заинтересовать женщину. Новинский начинает бывать у Любецких ежедневно, обучает Наденьку верховой езде. Наденька все активнее избегает Александра. Тот впадает то в панику, то в черную меланхолию, то надоедает девушке, напоминая ей ее клятвы в вечной любви, то исчезает на пару педель с тем, чтоб о нём пожалели и стали разыскивать. Ничего подобного не происходит. Александр, в конце концов, вызывает Наденьку на решительный разговор. Она признается, что увлечена графом. Выйдя от нее, Александр принимается громко рыдать без слез. Появляется дворник с женой, они решают, что это воет собака, а заметив Александра, делают вывод, что он пьян.
Александр бежит среди ночи к Петру Ивановичу, пытаясь вызвать в нем сочувствие к себе. Он просит дядю быть его секундантом на дуэли с Новинским. Петр Иванович отказывается и растолковывает Александру бессмысленность поединка: сердца Наденьки ему уже не вернуть, а вот приобрести ее ненависть можно наверняка, если причинить вред графу. Более того, дядя раскрывает племяннику, что станет с ним в случае, если он убьет Новинского (ссылка, каторга). Петр Иванович пытается втолковать молодому человеку, что соперника можно было переиграть, если б Александр не наделал всех своих глупостей, а сумел бы незаметно убедить Наденьку в своем превосходстве - прежде всего интеллектуальном - над графом.
Он доказывает, что не Наденька виновата, что полюбила Новинского, а Александр допустил тактический просчет. Кончается все тем что Александр заливается слезами, а утешать его приходит жена Петра Ивановича, молоденькая тетушка Александра - Лизавета Александровна.
Часть 2
Проходит год. Александр мало-помалу перешел от мрачного отчаяния к холодному унынию. Он уже не гремел проклятиями... против графа и Наденьки, а клеймил их глубоким презрением, тетушка тратит массу времени на утешение племянника. Александру же нравится играть роль страдальца. Он требует от любви полнейшего самоотвержения, мало что предлагая взамен (вздохи, взгляды, лежание у ног). На возражение Лизаветы Александровны, что настоящая любовь не стремится продемонстрировать себя всем и каждому, Александр нескромно замечает, что, например, любовь Петра Ивановича к жене запрятана так глубоко, что ее совсем не видно. Та мысленно соглашается с ним, поскольку, хоть она и не имеет права жаловаться па мужа (обеспеченность, занятость делом и вежливость Петра Ивановича вошли в поговорку), ей подсознательно хочется большего проявления чувства к ней, нежели кредитный билет или новая мебель. Лизавета Александровна порой чувствует себя еще одной красивой вещью в хорошей квартире мужа, вещью, которую завели лишь следуя приличиям. Однажды Александр приходит к тетке в припадке какого-то злобного расположения духа па весь род людской. Оказывается, Александра в очередной раз предали. Один его друг, которого Адуев не видел много лет, встретился Александру на Невском проспекте. Едва Александр собрался приступить к искренним излияниям, тот, сообразно с приличиями, осведомился о службе Александра, сообщил кое-что о своих успехах и отправился на званый обед, не забыв, впрочем, пригласить приятеля к себе на другой день. На ужине у него помимо Александра присутствует еще с десяток гостей. Вместо того чтобы бросить их всех и предаться задушевной беседе с одним только Александром, который с капризным и надутым видом сидит в одиночестве на диване, друг то предлагает ему поиграть в карты, то протягивает сигару, то трубку, то зовет присоединиться к компании, то предлагает помощь, если Александр нуждается в деньгах и т. д. Все это вызывает в Александре бурю негодования. Он начинает рассказывать о своей несчастной любви, а его друг смеется. Александр зачитывает Лизавете Александровне и Петру Ивановичу выдержки из французских романистов, которые весьма романтично и вычурно определяют дружбу. Петр Иванович выходит из себя. Он жестко выговаривает Александру, высмеивает романистов, напоминает, что предавший друг вел себя (после многих лет разлуки) более чем порядочно по отношению к Александру. Заявляет, что племяннику пора прекращать ныть и жаловаться на людей, когда у него есть друзья, готовые ради него на многое (к таковым Петр Иванович причисляет и себя с женой).
В ответ на мальчишеские колкости Александра, который объявляет всех своих знакомых персонажами басен Крылова, дядя задает ему вопрос, заслужил ли он от этих зверей столь хорошее отношение (продвижение по службе, приглашения в дом, протекцию), ничего не сделав для них самолично, без его, Петра Ивановича, рекомендации. Наконец, дядя напоминает Александру, что тот уже четыре месяца не писал матери, а стало быть вообще не вправе рассуждать о любви или чем-то возвышенном, Александр совершенно раздавлен. ""Как в свои лета, позволив себе ненавидеть и презирать людей, рассмотрев и обсудив их ничтожность, мелочность, слабости, перебрав всех и каждого из своих знакомых, он забыл разобрать себя! Какая слепота! И дядя дал ему урок, как школьнику, разобрал его но ниточке, да еще при женщине... Александр... дал себе слово стро-го смотреть за собой и при первом случае уничтожить дядю: доказать ему, что никакая опытность не заменит того, что вложено свыше... Чтобы утешить его, Лизавета Александровна советует ему вернуться к литературному творчеству. Александр пишет повесть, где действие происходит в тамбовской деревне, а персонажи - клеветники, лжецы и всякого рода изверги. Он читает повесть дяде с теткой. Петр Иванович пишет письмо знакомому редактору, в котором уверяет, что данная повесть - его сочинение, что он хочет ее опубликовать и непременно за вознаграждение. Получив ответ, он немедленно является к пле- мяиппку. Редактор раскусил обман, он отмечает: Автор дол-жен быть молодой человек. Он не глуп, но что-то путем сердит на весь мир... Самолюбие, мечтательность, преждевременное развитие сердечных склонностей и неподвижность ума, с неизбежным последствием - ленью, - вот причины этого зла. Наука, труд, практическое дело - вот что может отрезвить нашу праздную и больную молодежь Редактор также пишет, что, по его мнению, у автора повести,е. у Александра, нет таланта. Александр сжигает все свои литературные опыты. Дядя просит Александра помочь ему: составить конкурен-цию некоему Суркову, компаньону Петра Ивановича. Сурков влюблен (а по мнению Петра Ивановича, думает, что влюблен) в Юлию Тафасву, молодую вдову, и ради нее собирается усерд-но сорить деньгами, а брать их намерен у Петра Ивановича. Александр начинает посещать Тафаеву, у них много общего (мечтательность, мрачноватый взгляд на мир без страстной любви). Вскоре Александр уже вновь влюблен, а Тафаева, воспитанная на сентиментальной французской литературе и рано отданная замуж за человека намного ее старше, платит ему взаимностью. Начинаются разговоры о свадьбе, Александр обращается с просьбой о содействии к Лизавете Александровне, умоляя хранить все приготовления в тайне от дяди. Тетка наносит Юлии визит, та ужасается тому, что Лизавета Александровна молода и красива, и Тафаева начинает активно протестовать против общения Александра с четой Адуевых. Александр же относится к Юлии крайне деспотично, требует беспрекослов-ного повиновения и исполнения самой вздорной своей прихо-ти (запрещает выезжать, отгораживает Тафаеву от всех знако-мых мужского пола). Юлия все это с удовольствием сносит, ищет постоянного общества Александра, но вскоре им стано-вится скучно. Александр начинает придираться к Юлии, пони-мает, что зря потерял два года (пострадала в очередной раз его карьера), что ему хочется вырваться от Юлии, общаться с приятелями, ездить в свет, работать - а она по-прежнему страстно и деспотично требует, чтобы он принадлежал лишь ей. Юлия устраивает сцены, унижается, умоляет даже жениться на ней с условием предоставления Александру полной свободы. Александр бросается за помощью к дяде: он не хочет жениться, по не знает, как вырваться из плена обстоятельств. С Юлией случается нервический припадок. Петр Иванович отправляется к ней и улаживает дело, объясняя ей, что Александр любить не умеет. Александр впадает в апатию, он не появляется у Дяди, охладевает к службе, ни к чему не стремится. Вглядываясь в жизнь, вопрошая сердце, голову, он с ужасом видел, что ни там, ни сям не осталось ни одной мечты, ни одной розовой надежды... перед ним разостлалась, как степь, голая действительность. Противостоять этой действительности, устраивать свою жизнь в реальном мире Александр не готов. Он сходится со стариком Костиковым, брюзгой и скрягой, ходит с ним па рыбалку. Однажды они встречаются с пожилым дачником и его дочерью Лизой, которая всячески пытается обратить на себя внимание Александра. Тот разыгрывает перед ней роль дяди, учит ее трезвее относиться к жизни и любви, критикует Байрона. Сам за собой Александр замечает, что его интересуют в первую очередь особенности фигуры Лизы, и ужасается перемене в своем доселе романтическом сознании. Отец Лизы с глазу на глаз запрещает Александру дурить голову его дочери и выгоняет его. Александр задумывается о самоубийстве, в этот момент мост, на котором он стоит, разводят, и Александр прыгает на твердую опору. Осенью Александр получает от тетки записку с просьбой проводить ее на концерт: дядя нездоров. Музыка производит на Александра такое глубокое впечатление, что он плачет прямо в зале. Над ним смеются. Александр окончательно утрачивает веру в человечество, ищет сна души и решает вернуться в деревню. Он говорит Петру Ивановичу, что не упрекает его за попытку раскрыть племяннику глаза на вещи, но увидев вещи такими, какие они есть, он полностью разочаровался в жизни, в женщинах, в дружбе и прочих ценностях. В Грачах Александр узнает, что Софья давно замужем и ожидает шестого ребенка. Мать поражается тому, как худ и бледен стал ее Сашенька. Принимается откармливать его, позволяет целые дни проводить в бездействии. Анна Павловна намекает Александру, что ему пора жениться, но он отказывается. Александр много размышляет о том, как сломал его Петербург, вновь принимается писать, интересуется сельским хозяйством и вспоминает, насколько оторваны от действительности были его журнальные статьи о наземе и пр. В нем медленно пробуждается жажда деятельности, и он понимает, что должен вернуться в Петербург. Александр пишет учтивые письма дяде и тете, признается, что стыдится своего эгоизма, и просит оказать ему моральную поддержку по возвращении в столицу. Александр также везет дяде улику - его пылкое письмо той грачевской тетке, в котором Пётр Иванович когда-то рассуждал о тслтых цветах в том же романтическом ключе, что и сам Александр. Эпилог Через четыре года после повторного приезда Александра в Петербург он, наконец, объявляет дяде, что женится и берет огромное приданое. Об этом он решил с отцом невесты, а саму её едва помнит. Дядя, который должен был бы гордиться таким поворотом событий, не может всей душой поддержать племянника. За это время в Петре Ивановиче произошли перемены. Он стал по-новому относится к жене. Он пытается проявить свои чувства к ней, но уже поздно: Лизавете Александровне все равно, она ничего не хочет, живет, молча подчиняясь мужу, не реагирует на его робкие попытки показать, что он ее любит. Доктор находит у нее странную болезнь, говорит, что причина в том числе и в том, что у нее не было детей, советует как можно скорее переменить обстановку. Петр Иванович решает ради жены уйти в отставку, продать завод, увезти ее в путешествие, но Лизавета Александровна не готова принять ни одной жертвы от человека, к которому никогда не относилась как к любимому. Она прожила жизнь в крепости, воздвигнутой вокруг нее супругом, и ей не нужна ни свобода, ни запоздалая любовь. На вопрос мужа, любит ли она его, Лизавете Александровна монотонно отвечает, что привыкла к нему. Ей жаль прежнего Александра. Петр Иванович же, несмотря на то, что сам переосмыслил свое отношение к женитьбе, все же крепко обнимает племянника - впервые за все время их знакомства.

Роман был задуман автором в 1844 году. Произведение было впервые зачитано в салоне семьи Майковых. Гончаров внёс некоторые коррективы в свой роман именно по совету Валериана Майкова. Затем рукопись оказалась у М. Языкова, который должен был передать её Белинскому по просьбе самого автора. Однако Языков не спешил с выполнением просьбы, так как считал роман слишком банальным. Рукопись была вручена Белинскому Некрасовым, который забрал её у Языкова. Белинский планировал издать «Обыкновенную историю» в альманахе «Левиафан».

Однако этим планам так и не суждено было осуществиться. Гончаров получил выгодное предложение: он мог заработать 200 рублей за каждую страницу рукописи. Но Панаев и Некрасов предложили писателю ту же сумму, и Гончаров продал им своё произведение. Роман решено было опубликовать в «Современнике». Публикация состоялась в 1847 году. Через год роман вышел отдельным изданием.

Александр Адуев, сын небогатого помещика, собирается покинуть родное имение. Молодой помещик получил достойное университетское образование, которое теперь хочет применить на службе отечеству. Александр оставляет в имении свою первую любовь Сонечку и безутешную мать Анну Павловну, которая не желает расставаться с единственным сыном. Сам Адуев тоже не хочет оставлять привычный уклад жизни. Однако высокие цели, которые он перед собой поставил, заставляют его покинуть родительский дом.

Оказавшись в столице, Александр отправляется к своему дяде. Пётр Иванович уже много лет прожил в Петербурге. После смерти брата он перестал общаться с его вдовой и своим племянником. Александр, кажется, не замечает того, что дядя не слишком рад его видеть. Молодой человек ждёт заботы и покровительства от близкого родственника. Пётр Иванович получает письмо от матери своего племенника, которая просит помочь хорошо устроиться сыну. У дяди не остаётся выбора, и он берётся за активное воспитание племянника: снимает ему квартиру, даёт многочисленные советы, находит ему место. Пётр Иванович считает, что Александр слишком романтичен и оторван от реальности. Необходимо разрушить вымышленный мир, в котором живёт молодой человек.

Прошло 2 года. За это время Александр смог достичь успехов на службе. Дядя доволен племянником. Единственное, что огорчает Петра Ивановича, это влюблённость молодого человека в Наденьку Любецкую. По мнению сурового дяди, «сладостная нега» может помешать племяннику дальнейшему продвижению по службе. Наденьке тоже нравится Александр. Однако чувства девушки не настолько глубоки, как чувства её возлюбленного. Намного больший интерес у Наденьки вызывает граф Новинский. Адуев-младший мечтает о дуэли со своим соперником. Пётр Иванович всеми силами пытается отговорить племянника от роковой ошибки. Дядя так и не нашёл нужных слов утешения. Пришлось вмешаться Лизавете Александровне, жене Петра Ивановича. Только тётушке удалось успокоить молодого человека и отговорить его от дуэли.

Прошёл ещё один год. Александр уже успел забыть Наденьку. Однако от прежнего юноши-романтика в нём не осталось и следа. Адуев-младший всё время скучает и тоскует. Дядя и тётя пробуют различными способами отвлечь племянника, но ничего не помогает. Молодой человек и сам пытается забыться в любви, но у него ничего не получается. Александр всё чаще задумывается о возвращении домой. В конце концов, молодой человек уезжает из столицы. Жизнь в деревне не изменилась, только Соня, первая любовь Адуева, не дождавшись возлюбленного, вышла замуж. Анна Павловна рада, что сын вернулся из Петербурга, и считает, что жизнь в столице подрывает здоровье.

Завораживающий город
Но Александр и в отчем доме не находит покоя. Едва вернувшись, он уже мечтает о переезде в Петербург. После столичных салонов спокойная жизнь в деревне кажется недостаточно динамичной и яркой. Тем не менее, молодой человек не решается на отъезд, так как не хочет огорчить мать. Смерть Анны Павловны избавляет Адуева-младшего от угрызений совести. Он возвращается в столицу.

Прошло ещё 4 года. Герои романа сильно изменились. Тётушка Лизавета стала безразличной и равнодушной. Пётр Иванович тоже становится другим. Из прежнего холодного и расчётливого дельца он превращается в любящего семьянина. Пётр Иванович подозревает у своей жены серьёзные проблемы со здоровьем и хочет подать в отставку, чтобы увезти супругу из столицы. Александр смог избавиться от юношеских иллюзий. Адуев-младший хорошо зарабатывает, добился высокого положения и собирается жениться на богатой наследнице.

Александр Адуев

Романтичность и эгоцентризм – основные черты характера молодого человека. Александр уверен в своей уникальности и мечтает покорить столицу. Адуев-младший мечтает прославиться на поэтическом и писательском поприще и найти настоящую любовь. Жизнь в деревне, по мнению молодого человека, не для такой талантливой и возвышенной личности, как он.

Мечты Александра рушатся одна за другой. Совсем скоро он понимает, что в столице и без него достаточно посредственных поэтов и писателей. Адуев не скажет публике ничего нового. Настоящая любовь также разочаровала молодого романтика. Наденька Любецкая с лёгкостью бросает Александра, чтобы предпочесть ему более выгодную партию. Молодой человек приходит к выводу о том, что мир, который жил в его воображении, на самом деле не существует. Так началось перерождение романтика в обычного циника и дельца, каким был дядя Александра.

Адуев-младший вовремя понял, что он не в силах переделать действительность, заставить её быть другой. Однако он может добиться успеха, пересмотрев свои взгляды и приняв правила игры.

Пётр Адуев

В начале романа Пётр Иванович выступает в качестве антипода своего племянника. Автор характеризует этого персонажа, как человека, который «ледян до ожесточения». Благодаря находчивости и хладнокровию дядя Александра смог неплохо устроиться. Пётр Иванович ненавидит неприспособленных к жизни, сентиментальных и чувствительных людей. Именно с этими чертами характера ему приходится бороться в своём племяннике.

Адуев-старший полагает, что человеком имеет право называться только тот, кто умеет управлять своими чувствами. Вот почему Пётр Иванович презирает в Александре склонность к «восторгам». Все предсказания опытного дяди сбылись. Его племянник не смог прославиться ни в качестве поэта, ни в качестве писателя, а роман с Наденькой закончился предательством.

Дядя и племянник воплощают в романе 2 стороны современной автору России. Страна разделилась на мечтателей, никому не приносящих практической пользы своими действиями, и дельцов, чья деятельность приносят выгоду только им самим. Александр представляет собой «лишнего человека», непригодного к настоящему делу и вызывающего чувство иронии даже у близких родственников. «Лишний» не принесёт пользу своему отечеству, ведь он, по сути, и сам не знает, чего хочет. Пётр Иванович чрезмерно практичен. По мнению автора, его чёрствость также губительна для окружающих, как мечтательность его племянника.

Некоторые критики проводят параллель между «Обыкновенной историей» и «Обломовым», где антиподами являются Обломов и его друг Штольц. Первый, будучи добрым, душевным человеком, слишком пассивен. Второй, как и Пётр Адуев, практичен до чёрствости. Название романа – «Обыкновенная история» – свидетельствует о том, что все описанные в книге события взяты из жизни. Гончаров как бы сам признаёт, что рассказанная им история не уникальна. Превращение романтиков в циников происходит ежедневно. У «лишнего человека» только 2 пути: уйти из этой жизни, как Обломов, или трансформироваться в бездушную машину, как Александр Адуев.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.