Логопедическая работа в системе образования. Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в россии. Специализированный дом ребенка

Коррекционно-педагогическая (логопедическая) помощь

в системе дошкольного образования

В России система коррекционной помощи детям с нарушением речи, отклонениями в развитии складывалась постепенно. С 20-х годов стала развиваться систематическая разносторонняя помощь детям с различными видами речевой патологии. В области дефектологии доказано научными исследованиями большое значение имеет раннее распознавание дефекта и его коррекции. При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа приводит к значительной компенсации дефекта .

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается чёткая организация всего коррекционно-педагогического процесса. Она обеспечивается:

Своевременным обследованием детей;

Рациональным составлением расписания занятий;

Наличием планов фронтальных занятий;

Оснащением современного оборудования логопедического кабинета, наглядными пособиями;

Совместной работой учителя-логопеда с воспитателем группы, специалистами и родителями .

В последние годы наряду с существующей, хорошо отработанной с годами системой оказания логопедической помощи открываются логопедические пункты в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Цель логопедических пунктов – помочь большему количеству детей и их родителям, нуждающихся в коррекции, консультации, профилактике нарушения речи.

Практика логопедических пунктов показала многие насущные проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

Родители детей, имеющих сложные речевые нарушения, зная, что в дошкольном учреждении работает учитель-логопед, не заинтересованы в их переводе в специальные группы компенсирующей направленности других дошкольных учреждений (особенно если эти детские сады удалены от места жительства). Педагоги логопедических пунктов оказались вынуждены работать с такими «интегрированными» в массовые дошкольные учреждения детьми, уделяя им гораздо больше времени, чем тем, кто занимался в логопедическом пункте по показаниям (в основном с нарушениями звукопроизносительной стороны речи). В открывшихся логопедических пунктах учителя-логопеды стали, больше заниматься с детьми, готовящимися пойти в школу. Предполагалось же, что со временем основной акцент будет направлен на логопедические занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Однако сейчас это не всегда удаётся сделать, поскольку детей, имеющих проблемы в развитии речи, становится всё больше. В результате приемлемый момент для начала занятий оказывается упущенным. К пяти, шести годам у детей произношение многих звуков сформировано неправильно (например, [р] – горловой, [л] – двугубный, межзубные свистящие) и уже закреплено в спонтанной речи. В дошкольных учреждениях увеличилось число воспитателей с дефектами речи, что не может не повлиять на формирование дефектного произношения у детей по подражанию. Воспитатель должен обладать чёткой правильной речью.

Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребёнка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребёнка .

В процессе динамического наблюдения часто выявляется, что дети имеют стёртые проявления более сложного, чем предполагалась ранее, речевого нарушения (например, дизартрии). Это означает, что постановка и автоматизация звуков затягиваются, что также осложняет работу всего коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении . Большую отрицательную роль играют пропуски занятий по болезни детей. К сожалению, этому способствует многие неблагополучные факторы: образ жизни, наследственность, окружающая среда, медико-социальная помощь (здравоохранение). При обследовании речи всех детей учителя–логопеды постоянно сталкиваются с тем, что дети мало знают об окружающей действительности. У детей обеднённый словарный запас, недостаточны навыки словообразования и словоизменения. Многие дети неверно употребляют предлоги, не справляются с заданиями составить рассказ по серии картинок или одной сюжетной картинке, рассказать стихотворение, пересказать сказку. Нередко дети не знают названий основных цветов, геометрических фигур, не владеют счётом, чаще счёт механический. Зачастую у детей слаба память, неустойчиво внимание, дети не умеют общаться, анализировать, не владеют операциями выбора, слабо развита мелкая моторика рук и т.д. Рабочая ставка педагогов-психологов в дошкольных образовательных учреждениях сокращена, или минимальна, поэтому всю коррекционно-развивающую работу обычно выполняет учитель-логопед, воспитатель.

Учителю-логопеду в дошкольном учреждении необходима поддержка и помощь коллег (музыкальных и физкультурных руководителей, воспитателей, старшего воспитателя, методиста, заведующего и родителей) . Но это осуществимо только при необходимом условии, если сам учитель-логопед проводит просветительскую и пропагандистскую работу по вопросам развития и коррекции речи, связывая их с общим развитием ребёнка.

Основная задача коррекционно-педагогического, логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей действительности. Это способствует успешному обучению в школе, общению со сверстниками, взрослыми, формированию личных качеств .

Для эффективности построения работы и осуществления контроля коррекционно-педагогическим процессом, нами были разработаны «Модули организации коррекционно-педагогической, логопедической работы в логопедических пунктах и речевых группах дошкольных образовательных учреждений».

    Диагностический модуль

Выявление детей на начальном этапе с проблемами развития в дошкольном учреждении; Первичное обследование речи детей дошкольного возраста в логопедическом пункте дошкольного учреждения; Мониторинг медико-педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии; Психолого-педагогическое и медицинское наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими нарушения речи; Обследование детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в условиях ПМПК; Обследование детей с патологией слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллектуальной сферы в условиях ГПМПК; Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточный мониторинг; Диагностика результативности коррекционно-педагогического, логопедического процесса.

    Организационный модуль

Комплектование логопедических групп; Зачисление в логопедические пункты дошкольного учреждения; Сдача списков зачисленных на занятия детей руководителю дошкольного учреждения. Запись родителей для оказания консультативной помощи учителя-логопеда, психолога.

    Модуль анализа и планирования

Анализ результатов диагностики и комплектования; Статистический отчёт; Выработка стратегии и коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении – планирование работы учителя-логопеда на учебный год; Педагогические консилиумы по проблемам отдельно взятых детей, медицинские (консультации детей с речевыми проблемами у врачей узких специальностей) . Выбор способа организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении: комплектование групп и подгрупп по проявлениям нарушений, планирование индивидуальной работы с детьми; Обеспечение документацией;

    Модуль коррекционно-развивающих занятий

Работа учителя-логопеда по совершенствованию разных сторон речи; Работа педагога психолога по стимулированию психологической базы речи (памяти, внимания, мышления, восприятия, навыков конструктивной деятельности); Работа воспитателя связанная с познавательным развитием; Работа музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации. Логоритмические занятия; Работа физкультурного руководителя по развитию общей и мелкой моторики; Индивидуальные маршруты медицинского сопровождения для детей с проблемами развития .

    Модуль консультативной и профилактической работы

Углублённые медицинские осмотры; Консультативная помощь родителям детей с проблемами в развитии речи; Профилактические мероприятия устной речи у детей младшего возраста; Консультативные занятия с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими возрастные нарушения речи; Тестирование по методикам раннего выявления дислексии; Профилактика нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий.

    Модуль методического обеспечения

Научно-методическая база литературного обеспечения и помощь работникам дошкольного учреждения по вопросам коррекции; Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи; Создание библиотеки коррекционно-педагогической, психологической литературы; Самообразование педагогов дошкольного учреждения; Участие в работе методических объединений учителей-логопедов ; Участие в конференциях, семинарах-практикумах; Обобщение педагогического опыта работы в области коррекции.

    Модуль оптимизации коррекционно-педагогического процесса

Материально-техническая база педпроцесса, оборудование логопедических кабинетов; Создание картотек: игр, упражнений, артикуляционных гимнастик и т.д.; Использование современных технических средств, создание аудио и видеотеки логопедических кабинетов.

    Контрольный модуль

Проведение тестовых срезов; Информация о работе учителя-логопеда на педагогических, методических советах; Информация на групповых родительских собраниях (родительских конференциях); ПМПК по вопросам о переводе, выпуске детей из речевых групп; Итоговые собеседования в логопедических пунктах; Подведение итогов работы за учебный год. Сдача отчёта-анализа о проделанной работе педагогическому совету дошкольного учреждения.

Опыт работы показывает, что качественная отлаженная коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа в дошкольных образовательных учреждениях получит успех при эффективной системе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.

Литература

    Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М., 2003

    Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Логопедия Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург 2004.

    Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

    Справочник по дошкольному воспитанию. – М., 1980.

    Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. – М., 1996.

Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа, учебно-воспитательные комплексы для детей с нарушениями речи, логопедические пункты при общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов, детские санатории, сурдологические кабинеты, специализированные ясли.

В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребёнка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей.

Детские сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача - коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или специальной общеобразовательной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи определены три профиля специальных групп:

1. группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

2. группы для детей с общим недоразвитием речи

3. группы для детей с заиканием

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитии словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

В процессе обучения и воспитания большое внимание уделяется развитию психических процессов и функций ребёнка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующих в развитии интеллекта и личности ребёнка в целом. Работа направляется на развитие всех видов деятельности ребёнка, в том числе и речи как одного из видов деятельности. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребёнка с окружающими.

Программой детского сада предусмотрено ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений. Проводятся занятия по изобразительной деятельности и конструированию, физкультурные и музыкальные занятия, которые также дают большие возможности для коррекции имеющихся у детей нарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в её развитии и её нарушение, как правило,является признаком серьёзных изменений состояния центральной нервной системы. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.

Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.

Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определённому познавательному процессу, одновременно влияет и на другие.

В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторное развитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственных представлений; критичность, контроль, программирование психической деятельности; развитие мышления.

При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребёнка желание сотрудничать.

Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растёт, знание педагогом основ логопедии поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей.

Логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.

В свете изменений, происходящих в современной России, связанных с гуманизацией образования, с развитием нового этапа отношения к лицам с отклонениями в физическом и психическом развитии, поиском путей реформирования си­стемы отечественного специального образования, актуаль­ным становится анализ исторического опыта становления образования детей с проблемами в развитии.

На характер отношения общества к детям с отклонени­ями в развитии влияет ряд многочисленных факторов: уро­вень экономического, политического, нравственного, ре­лигиозного развития общества, состояние просвещения, здравоохранения, науки и культуры.

Ретроспективный взгляд на становление и развитие си­стемы логопедической помощи в России позволяет уста­новить взаимосвязь этапов развития этой системы с со­циально-экономическим устройством страны, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в раз­витии, определить роль логопедической помощи в госу­дарственной системе специального образования в нашей стране.

Н.Н. Малофеев (1996) отмечает, что широкому освеще­нию проблемы развития системы логопедической помощи в России препятствовало до последнего времени отсутствие статистических данных о численности детей с патологией речи в стране, о проценте охвата нуждающихся детей госу­дарственной логопедической службой вследствие закрыто­сти и социальной маркированности проблемы учета, воспи­тания и обучения детей с выраженными отклонениями в развитии (46).

О представлениях древних славян о речевых расстрой­ствах, способах их лечения можно судить по летописям, сло­варям, травникам, пословицам, поговоркам, поверьям и др. Судя по дошедшим до нас памятникам древнерусского язы­ка, обозначались дефекты речи по описательному признаку


или по созвучности с дефектом речи («косноглаголие» -говорение с трудом, «гугнявый» - говорящий в нос и т. д.).

Древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье, ниспосланные на человека высшими си­лами. Лечение этих недугов поэтому связывалось с суеве­риями, обрядовыми ритуалами, заклинанием, знахарством, «волшебными словами», врачевальными молитвами, аму­летами, талисманами и т.д.

В рукописных лечебниках-травниках советовали исполь­зовать при устранении речевых расстройств средства народ­ной медицины - травы, минералы, продукты животного и растительного мира. Например, при расстройствах голоса рекомендовались истолченные капустные листья с медом, печеный чеснок, чай с перцем, при заикании - персики и шалфей и т.д. (67).

На Руси всегда гуманно относились к убогим, нищим, ка­лекам. Дети и взрослые, чье развитие существенно отлича­лось от общепринятой нормы, вызывали не только жалость, сочувствие и сострадание, но и считались «божьими» людь­ми, людьми, отмеченными печатью Бога. Потому люди, стра­дающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные воз­можности для жизни и деятельности, на Руси традиционно были окружены ореолом мученичества и святости, являлись объектом милосердия и благотворительности. На ранних эта­пах развития Киевского государства возникло чисто нацио­нальное явление - общественное призрение «убогих детей».

Многие богатые люди занимались благотворительнос­тью «во спасение своей души», Великий князь Иван Кали­та собственноручно раздавал милостыню убогим и нищим. С X века за Церковью было закреплено дело общественно­го призрения. Десятая часть прибылей отчислялась духо­венству для организации приютов и богаделен для лиц с недостатками слуха, зрения, интеллекта, калек, где содер­жались и дети с тяжелыми речевыми расстройствами.

Как и на Западе, в России движение в защиту аномаль­ных детей усилилось к концу XIX века. Врачи, педагоги, пси­хологи ратовали за преодоление косности царского прави­тельства в отношении организации общественной помощи аномальным, требовали проведения реформы в области про­свещения, здравоохранения. Среди них такие зачинатели

русской дефектологии, как В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Е.К. Грачева, И.В. Маляревский, М.П. Постовская и другие.

К началу XX века помощь аномальным осуществлялась в России благотворительными организациями. После Ок­тябрьской революции забота о детях с нарушениями в раз­витии стала государственной, они получили право на вос­питание, обучение и лечение. Все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективнос­тью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего по­коления, стали именоваться «охраной детства». Впервые типы учреждений для детей с нарушениями развития были определены в постановлении Совнаркома РСФСР «Об учреж­дениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых де­тей и подростков» (1926 г.).

За годы Советской власти в нашей стране было принято немало декретов, постановлений, законодательных актов, нацеленных на улучшение положения детей, охрану материн­ства и детства. Например, такие документы, как «План ме­роприятий Министерства просвещения по улучшению усло­вий обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития» (1970 г.), «О состоянии и мерах даль­нейшего развития сети специальных школ, школ-интерна­тов, дошкольных учреждений и полном охвате обучением и воспитанием аномальных детей» (1983 г.).

В 1990-1995 гг. научно-методическим Советом при Гос­комитете по образованию была принята комплексная про­грамма - «Социально-психологическая поддержка, обу­чение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития».

В современных условиях не теряет актуальности пробле­ма оказания полноценной логопедической помощи детям, особенно детям с отклонениями в развитии, у которых в большинстве своем наблюдаются специфические особенно­сти и нарушения речевой деятельности, что препятствует их социальной адаптации и реабилитации.

История становления и развития системы логопеди­ческой помощи в России непродолжительна и отличает­ся своеобразием. Формирование предпосылок возникно­вения системы приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных потря-


Основные направления... системы логопедической помощи...

сений, а законодательное и организационное оформление си­стемы происходит в советский период. Н.Н. Малофеев в сво­ем исследовании выделяет три периода становления и раз­вития системы логопедической помощи в России (46).

1-й период - вторая четверть XIX в. - первая четверть XX в. - «период предыстории и формирования предпосы­лок». В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественно­го автора X. Лагузена - монография «О заикании».

Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний - логопатоло-гия, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тар­ковский, 1867; И.А. Сикорский, 1889; И.К. Хмелевский, 1897; М.Б. Богданов-Березовский, 1909 и др.).

В конце XIX в. - начале XX в. в недрах логопатологии зарождается логопедия как наука, интегрирующая знания на стыке трех наук - медицины, психологии и педагогики. В 1896 г. в России впервые организуются курсы для заикаю­щихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по си­стеме коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908 г. была от­крыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневро­логического института в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг. Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практи­ческой базой для создания в будущем системы логопедичес­кой помощи в России. Так, в сурдопедагогике сформировались многие методологические, организационные компоненты ло­гопедической службы. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не нахо­дили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции.

Весной 1918 г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Петрограде при Психоневрологической академии был создан Отофонетичес-кий институт под руководством Д.Ф. Фельдберга. В июле 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской де-

Гл а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...


Основные направления... системы логопедической помощи...

фективностыо, преступностью и беспризорностью было при­нято решение: считать подготовку персонала для специаль­ных учреждений важнейшей государственной задачей, осу­ществлять эту подготовку в высших учебных заведениях.

В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Нарком-здрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детс­кой дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факуль­тет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагоги­ки и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В прика­зе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, органи­зовать специальные курсы, группы и школы для них.

Итогом 1-го периода становления и развития системы ло­гопедической помощи явились следующие достижения: воз­никновение и развитие в России предпосылок становления системы логопедической помощи, логопедии как науки; осоз­нание обществом необходимости оказания специальной по­мощи детям с речевой патологией и готовность государства законодательно и экономически организовать эту помощь.

2-й период - начало 30-х - конец 60-х гг. - период ста­новления и развития системы логопедической помощи, ос­новными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специа­лизированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др.

Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школе. В 1936 г. в Ленинграде логопе­дической помощью было охвачено 79% нуждающихся ум­ственно отсталых детей.

В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошколь­ников, а затем логопедический полустационар.

В 1933 г. в Москве при слухо-речевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная по­ликлиника для больных с недостатками слуха и речи.


Важное значение для становления и развития отечествен­ной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготс­кого в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речи, которую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуще­ствлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи.

В 1946-47 учебном году на дефектологическом факуль­тете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделение. Начинается сотрудниче­ство двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рам­ках комплексного медико-психолого-педагогического под­хода к преодолению речевых расстройств.

С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образо­ванием. В начале 50-х гг. появляются школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1970 г. приказом Мини­стерства просвещения утверждается «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нару­шениями речи».

Итог 2-го периода - организационное оформление и раз­витие системы логопедической помощи в стране. Происходит укрепление научной платформы логопедии, создаются науч­ные центры, специализированные учреждения педагогичес­кого и медицинского профиля, определяется статус специа­листа-логопеда, решается вопрос о подготовке логопедов.

3-й период - конец 60-х - 90-е годы - период дальней­шего развития и совершенствования системы логопедичес­кой помощи. Стартовав в условиях плановой экономики, он продолжается во время социально-экономических и полити­ческих преобразований, определяющих направление разви­тия системы специального образования в целом и логопеди­ческой службы в частности.

С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных уч­реждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» - детские сады и группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-дви­гательного аппарата. С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах об-

Г л а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...


Основные направления... системы логопедической помощи...

щего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопеди­ческих пунктов при общеобразовательных школах».

В 1977-1978 учебном году было открыто логопедичес­кое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекци­онных педагогов) в стране готовят около 20 высших учеб­ных заведений, где студенты получают дополнительную спе­циальность - логопедия.

В системе логопедической помощи существуют два вза­имосвязанных направления. С одной стороны - создание и совершенствование сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи, с другой стороны - коррекци­онная работа с детьми, осуществляемая в массовых обще­образовательных учреждениях. В последние десятилетия получили распространение дошкольные логопедические пун­кты (Селиверстов В.И., 1988; Степанова О.А., 1994 и др.).

Итог 3-го периода - широко развитая дифференци­рованная система логопедической помощи населению, оказываемой в учреждениях народного образования и здравоохранения. Однако следует отметить, что учреж­дения логопедической службы неравномерно распределены по территории страны - больше в европейской части стра­ны, в крупных городах; слабо охвачено логопедической по­мощью сельское население. Не оказывается регулярная логопедическая помощь детям, имеющим глубокие наруше­ния в развитии и сложную структуру дефекта; не включе­ны в систему комплексного и дифференцированного, всестороннего (речь, личность, поведение) коррекционно-пе­дагогического воздействия дети с нерезко выраженными на­рушениями в развитии; образовательный стандарт довлеет над развитием личности ребенка и др.

В 90-е годы начался новый, 4-й период в развитии системы логопедической помощи, период преобразований существую­щих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития.

Современный этап развития нашей страны характеризу­ется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разре-


шены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономи­ческих условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в осо­бенности в связи с переходом на самостоятельное финан­сирование многих образовательных учреждений. Нерешен­ным остается целый комплекс медицинских, психолого-пе­дагогических, социальных, правовых проблем, вопросов технического обеспечения, которые бы позволили интегри­ровать детей с отклонениями в развитии в общество. Нере­гулярно оказывается медицинская помощь, недостаточно развита сеть учреждений для восстановительного лечения, медико-психолого-социальной реабилитации по разным профилям ограничения жизнедеятельности детей.

Существующая в течение многих лет установка на обу­чение и воспитание детей с умственными и физическими ограничениями в специализированных учреждениях оттор­гает ребенка от семьи и общества. Это отрицательно ска­зывается на установлении контактов детей с родителями, приводит к разрушению внутрисемейных отношений, на­рушению формирования социально-бытовой ориентации, социального опыта и адекватного поведения ребенка в раз­личных жизненных ситуациях. Не создана консультатив­ная служба, где родители могли бы получить рекоменда­ции по работе с ребенком, имеющим отклонения в психо­физическом развитии. Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах, не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребен­ка-инвалида и др.

80-90-е годы XX века принесли ряд важных достижений в сфере сохранения жизни, защиты, обеспечения развития детей в целом и детей с отклонениями в развитии в частности:

1) распространение информации и проведение ряда ак­ций в течение Международного десятилетия инвали­дов (1983-1992), объявленного ООН;

2) проведение политики массовой иммунизации против ше­сти основных детских инфекций;

3) заключение Международного соглашения на Всемирном совещании глав государств и правительств по пробле-

Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

мам детства, ставящего задачу снижения детской смер­тности и инвалидности от болезней и голода к 2000 году и обеспечение защиты нормального физического и пси­хического развития всех детей; 4) принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной Ас­самблеей ООН и ее вступление в силу в качестве между­народного закона в сентябре 1990 г., где говорится о правах детей на жизнь, на защиту, на развитие. В ст. 23 Конвенции декларируются права детей с физическими и психическими недостатками на полноценную жизнь; на условия, обеспечивающие сохранение достоинства личности, поддержание веры в свои силы и способству­ющие активному участию ребенка в жизни общества; на специальную помощь, гарантирующую привлечение всех возможных источников, индивидуальную направ­ленность помощи в зависимости от состояния и условий жизни ребенка.

К сожалению, дети с отклонениями в развитии и их се­мьи зачастую по-прежнему наталкиваются на психологичес­кие, бюрократические, чиновничьи барьеры во всех сферах жизнедеятельности. Следует формировать позитивное отно­шение к инвалидам, особенно к детям, с помощью средств.информации; необходимо помочь миру определить свои при­оритеты и поставить жизненные интересы всех детей, вклю­чая детей с отклонениями в развитии, на первое место во всех отношениях. В этой связи проблема социальной реаби­литации приобретает необычайно важное значение.

Социальная реабилитация - это подлинное сострада­ние к больному человеку, тем более к ребенку. Готово ли к этому наше общество? Без настоящего внимания, подлин­ной заботы, милосердия и сострадания социальная реаби­литация, а тем более интеграция - невозможны. Смысл реабилитации не в определении ущербности и назначении соответствующей денежной компенсации, а в выявлении потенциальной возможности ребенка с отклонениями в раз­витии войти, насколько это возможно, в социум и макси­мально реализовать свои способности, чтобы не стать обу­зой общества и его изгоем (67).


Логопедическая реабилитация детей и подростков... _____________

На основе психолого-педагогической классификации и цикла исследований речевого и психического развития детей с разными видами речевой патологии в ИКП РАО была разработана научно обоснованная теория обучения детей с нарушениями речи и принципы комплектования логопедических учреждений системы образования; организационные основы функционирования дифференцированной сети учреждений для лиц с различными формами речевой патологии.

Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа, учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, школа для детей с нарушениями речи (1-е и 2-е отделения), логопедические пункты при общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т.п., детские санатории, сурдологические кабинеты, специализированные ясли. В этих учреждениях осуществляется всестороннее обследование и диагностика детей, лечебные и профилактические мероприятия (по показаниям) и интенсивный курс логопедических занятий по индивидуальной программе в соответствии со спецификой нарушения (афазия, заикание, ринолалия, дислалия и др.).

В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей.

Дошкольные учреждения системы образования

Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача -- коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи определены три профиля специальных групп:

  • 1) группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
  • 2) группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР);
  • 3) группы для детей с заиканием.

В группы ФФН направляются дети с нарушением произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, т.е. дети с дислалией (в случаях, когда дефект исчерпывается нарушением звукопроизношения или сочетается с ринолалией). При этом отмечается не только нарушенное звукопроизношение, но и нарушение речевого дыхания, голоса, назализация - носовой оттенок (гнусавость). Дети с дизартрией, когда дефекты произношения и просодики связаны с нарушением иннервации артикуляционного аппарата (параличи и парезы органов артикуляции), также направляются в группы этого профиля.

В группу ФФН дети зачисляются на полгода или год. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие специальный курс воспитания и обучения в такой группе, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание чужой и собственной речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между разными звуковыми раздражителями, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове.

Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной); ее частичная сформированность - незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе, - словаре, грамматическом строе, связной речи и звукопроизношении (3 уровень ОНР). При нерезко выраженном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи.

Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с 1 уровнем ОНР зачисляются в специальное дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со 2 уровнем ОНР - с 4 лет на 3 года обучения. Дети с 3 уровнем недоразвития речи зачисляются с 4-5 лет на 2 года коррекционного обучения. В настоящее время основной контингент специальных групп составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи.

Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен (в разных словах звук произносится по-разному), сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении. В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция их речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР может быть осуществлена только при условии комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцированном подходе к ее преодолению.

В группы для заикающихся поступают дети с тяжелым нарушением речи, при котором наблюдаются расстройство ритма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повторения отдельных звуков или слогов в момент произношения.

Заикание определяют как судорожное нарушение темпо-ритмической организации речи органического (неврозоподобное заикание) или функционального характера (невротическое заикание, логоневроз). При любой форме заикания страдает центральная нервная система. Как и другие дефекты речи, заикание преобладает у мальчиков, в среднем это соотношение составляет примерно 4:1.

Комплексное воздействие при заикании проводится в следующих направлениях: лечебное укрепление центральной нервной системы (медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, ЛФК); логопедические занятия по выработке самостоятельной, свободной от заикания речи (обычно работа в специальных группах проводится в течение 10 месяцев - года), работа воспитателя тесно связана с работой логопеда, работа с родителями; логопедическая ритмика.

В процессе обучения и воспитания большое внимание уделяется развитию психических процессов и функций ребенка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующих в развитии интеллекта и личности ребенка в целом. Работа направляется на развитие всех видов деятельности ребенка, в том числе и речи как одного из видов деятельности. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребенка с окружающими. Как и при других нарушениях, преобладает преимущественная игровая форма работы.

Система работы с заикающимися ныне проводится по программе, предложенной С.А. Мироновой. В основе этой программы одновременная работа над речью и изобразительная деятельность детей. Нормализация деятельности и ее речевое сопровождение (речь, сопровождающая действие, завершающая, планирующая) способствуют преодолению заикания. Работа ведется согласно годовой программе по изобразительной деятельности, которая в свою очередь ориентирована на поквартальное планирование. Режим работы дошкольного специального учреждения, в том числе воспитательские и логопедические занятия, занятия музыкой и физкультурой, подчинены одной цели - преодолению запинок, нормализации темпо-ритмической организации речи.

Как правило, заикающиеся зачисляются в специализированные группы дошкольного учреждения с двух лет, срок пребывания в детском саду - один год, на это и ориентирует программа, составленная С.А.Мироновой. Заикающихся детей 5 лет и старше зачисляют в специальную группу со сроком занятий 2 года.

Логопедическое воздействие, направленное на преодоление заикания и связанных с ним личностных и поведенческих особенностей детей, помогает им социально адаптироваться в среде правильно говорящих сверстников.

Программой специального детского сада предусмотрено ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений и другие разделы. Проводятся занятия по изобразительной деятельности и конструированию, физкультурные и музыкальные занятия, которые также дают большие возможности для коррекции имеющихся у детей нарушений.

Зрительное восприятие детей развивается с помощью действий, направленных на обследование предмета, ознакомление с его строением и функциями, с его качественными характеристиками. От зрительного восприятия переходят к аналитико-синтетической работе: выделение составляющих предмет элементов, их сравнение, установление сходства и различия и т.д. Слуховое внимание и фонематическое восприятие развиваются системой специальных упражнений при их постепенном усложнении: привлекается внимание детей к неречевым, а затем речевым звукам, детей учат дифференцировать звуки, сначала далекие, а затем и близкие по звучанию (вначале формируются более грубые дифференцировки, а затем все более тонкие, применительно к анализаторной деятельности всех видов: слуховые, зрительные, тактильные ощущения).

Особое внимание обращается на формирование у ребенка деятельности. Развивается ориентировочная основа деятельности, на которую опираются в дальнейшей работе, вырабатываются ориентировка в задании, умение планировать и контролировать выполняемые операции.

По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении коррекционного обучения, повторно обследуются и при необходимости могут быть направлены в лечебно-оздоровительные учреждения или психолого-педагогические центры.

Специальные учреждения для детей школьного возраста

В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Слабо выраженные, частичные (парциальные) нарушения преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете . Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия.

В задачи логопедического пункта при общеобразовательной школе входит исправление нарушений устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи.

Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приемов умственной работы, необходимых для овладения грамматикой.

Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата, их учат планировать, отбирать лексику, знакомят с грамматическим структурированием, операциями контроля. Детей учат рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функций речи.

Коррекционная работа с учащимися на логопедическом пункте проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.

В случаях, когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющегося дефекта не может наравне со сверстниками учиться в общеобразовательной школе, обучение проводится в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функционируют два отделения: для детей с грубыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи различного характера: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания (невротического или неврозоподобного). В этих школах обучение ведется в более растянутые сроки, по специальным программам с выраженной коррекционной направленностью, с использованием специфических приемов, методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия.

У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.

При комплектовании классов первого отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи учитываются в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта ребенка. Срок обучения таких учащихся 12 лет. Выпускники специальной школы получают документ о неполном среднем образовании. В учебных планах предусмотрено значительное количество часов на производственно-трудовое обучение. Труд при этом рассматривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, как средство подготовки учащихся к самостоятельной жизни, социально-бытовой и трудовой интеграции в общество.

Преодоление речевых нарушений обеспечивается рациональным сочетанием фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с учащимися. Индивидуальные занятия проводятся учителем 2-3 раза в неделю. Как правило, учителя имеют логопедическое образование. Кроме того, коррекция нарушений развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе предусмотрены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика и правописание, развитие речи. Развитие речи проводится и на материале всех других изучаемых предметов.

В отделении для заикающихся дети за 10 лет обучения получают знания в объеме 9 лет обучения в общеобразовательной школе. Дополнительный год предусмотрен для углубления коррекционной работы в младших классах.

Основная задача уроков развития речи заключается в том, чтобы помочь детям устранить недостатки их речи, повысить уровень владения ими языком, научить школьников пользоваться речью как средством общения и обобщения. Формирование навыков и умений владения речью у детей происходит только на основе речевой практики, поэтому большое внимание в период обучения в специальной школе уделяется специально организованной речевой практике. Благодаря речевой практике у детей увеличиваются возможности для самостоятельного накопления словарного запаса в условиях непосредственного речевого общения.

В специальной школе дети с речевыми нарушениями получают всестороннее развитие в процессе коррекции недостаточности речевой деятельности. Необходимым условием коррекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы с учащимися.

В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных школах в ходе работы выявляется положительная динамика развития. Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Своеобразие проявлений речевого недоразвития, низкий уровень знаний по русскому языку, недостаточность речевой коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности детей требуют особых коррекционных средств воздействия, направленного одновременно на неречевую и речевую функции. В работе учитывается единство коррекции речи, психических процессов и деятельности.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания. Лексическая работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррекции грамматического строя, а с другой - с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений.

Современные социально-экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, направленного не только на всестороннее развитие личности лиц с особыми нуждами, но и более широкую их адаптацию.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи

Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдельные экспериментальные группы, организованные при массовых детских садах, а затем - отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.

Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования, в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.

Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие обучение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.

Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

своевременным обследованием детей; рациональным составлением расписания занятий; планированием индивидуальной работы с каждым ребенком; наличием планов фронтальных занятий; оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями; совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда). Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке к письму и т. д. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.


Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида)

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи - тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.

При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефектологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи:

а) преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;

б) устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

в) профессионально-трудовая подготовка. Школа состоит из двух отделений.

В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.

Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В I и II отделении образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образования программ двух отделений. В I отделении - I ступень - начальное общее образование с нормативным сроком освоения - 4-5 лет; II ступень - основное общее образование с нормативным сроком освоения - 6 лет.

Во II отделении - I ступень - начальное общее образование за 4 года, II ступень - основное общее образование за 5 лет.

Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются две задачи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и труду в обществе.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.

Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нарушением моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике. Второе отделение специальной школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнительный по сравнению с массовой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.

При обучении детей с тяжелой формой заикания используются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопедические пособия и технические средства обучения. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, направленные на преодоление особенностей психического развития.

Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в общеобразовательную школу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобразовательной школе или в профессионально-технических училищах.

Помимо логопеда, работу по преодолению речевых нарушений у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого воспитатель проводит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

Воспитатель постоянно работает с одной группой учащихся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.

Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в процессе учебной и трудовой деятельности корригируют общее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразовательная и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующими как в трудовой, так и в других видах деятельности.

Логопедическая работа во вспомогательной школе

Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащихся требует организации специальной логопедической работы. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом. Учитель-логопед является членом медико-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем специального обследования установить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и определить его характер. В сложных случаях дать аргументированное заключение о том, что является первичным: недоразвитие познавательной деятельности или речевое нарушение ребенка.

В начале учебного года логопед обследует всех поступивших в школу учащихся независимо от класса, в котором будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным стажем ребенка.

Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тексты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.

Всех детей, у которых в результате первичного обследования обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в специальном журнале учета. Кроме этого на каждого учащегося, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования его состояния речи и письма заполняется речевая карта.

Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в предыдущем году, проводится не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся после устранения у них нарушений речи.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним.

План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Логопед также знакомится с данными медицинского обследования с целью уточнения этиологии и характера речевого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее правильный и эффективный коррекционный подход.

Началу систематических занятий предшествует организационный период (первые две недели учебного года).

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, школьной программы по родному языку и особенностей речевого дефекта. На логопедические занятия отводятся 5-е и 6-е уроки, свободные от классных занятия, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией школы и учителями классов логопед может брать детей с уроков чтения.

Индивидуальные и групповые занятия проводятся 4 раза в неделю с учащимися 1-4-х классов и 3 раза в неделю с учащимися 5-6-х классов. На индивидуальное занятие с каждым учащимся отводится, как правило, 15 минут. Продолжительность занятий для группы - 45 минут. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью - 20-25 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности в пределах одного или двух смежных классов (например, вторых-третьих классов). Учащихся первых классов выделяют в отдельную группу, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особенности нарушения речи у некоторых учащихся требуют работы с ними по особому плану, не совпадающему с групповым планом.

Группы для логопедических занятий комплектуются в количестве 4-6 человек, подгруппы - из 2-3 человек.

При необходимости логопед может производить перераспределение детей по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно детей объединить в группы или подгруппы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе группа может быть разделена на подгруппы или часть детей выделена для индивидуальной работы.

Ответственность за аккуратное посещение учащимися логопедических занятий возлагается на логопеда и учителя данного класса, в старших классах школ-интернатов - на воспитателя, в школах без интернатов - на классного руководителя. Логопед:

Ведет журнал учета посещаемости занятий, в котором кратко отражает содержание пройденного на занятиях материала (ежедневно);

Организует работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту должны способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятий;

Систематически информирует учителей и воспитателей об успехах и недостатках учащихся, с тем чтобы во время и после уроков к речи детей предъявлялись посильные требования;

При завершении логопедических занятий с ребенком инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время;

Посещает уроки родного языка, развития речи, чтения и другие для проверки речевых возможностей учащихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь, учителя и воспитатели также должны периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы быть в курсе проводимой работы с учащимися данного класса;

Хорошо ориентируется в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку, учитывает их в своей работе, использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;

Помогает воспитателям в организации речевой работы с учащимися;

В конце учебного года проводит утренник, на котором дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В утреннике должны принимать участие все дети, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал;

Принимает участие в педагогических советах, где выступает с сообщениями и докладами о своей работе. Такие выступления имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь разные формы: индивидуальные беседы, открытые занятия,сообщения на методобъединениях с демонстрацией магнитофонных записей речи учащихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы и др. В конце учебного года логопед составляет текстовой и цифровой отчеты о работе за год.

Логопедические пункты при средних общеобразовательных школах

Логопедические пункты - специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общеобразовательных школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.

Основные его задачи:

Исправлять недостатки речи у учащихся;

Пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения;

Своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

При отборе детей логопед обследует их в классе (подготовительной группе).

На логопедический пункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.

Одновременно на городском логопедическом пункте занимается 18-25 человек, на сельском - 15-20 человек. Педагогическая работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающегося обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма составляет примерно 4-9 месяцев; детей с ОНР и нарушениями письма и чтения - 1,5 - 2 года.

Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию школы.

Эффективность логопедической работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Родители присутствуют при зачислении детей в логопедическую группу, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций.

Логопедическая помощь в системе здравоохранения

Вопросы совершенствования логопедической помощи населению, повышения качества и эффективности лечения лиц, страдающих расстройствами речи, успешно решаются в системе Минздрава страны. На основании приказа Минздрава № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи: расширение сети логопедических кабинетов, отделений восстановительного лечения в детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них оказывается помощь лицам разного возраста с функциональными и органическими речевыми расстройствами.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.