Психологическое влияние цвета на человека. Розовый, голубой, сиреневый. Психология цвета. Влияние трёх цветов на человека. Влияние зеленого цвета на человека

Специалисты давно заметили, что каждый человек предпочитает окружать себя вещами определённой цветовой гаммы. Преобладание в одежде, интерьере какого-либо цвета может рассказать об интересах, характере и состоянии здоровья владельца.

Во всех мировых культурах значения основных цветов и их сочетаний имеют схожее значение. В медицине активно используется влияние цвета на психику человека в лечении ряда соматических заболеваний.

Замечено, что под влиянием определённых цветов изменяется реакция человека на определённые события, повышается артериальное давление, улучшается или исчезает аппетит. В повседневной жизни роль цветов заметна не сильно.

Важность цветов осознаётся при их отсутствии. Пасмурная погода вызывает упадок сил, снижение настроения, работоспособности. Бессознательная реакция каждого человека во многом зависит от характерологических особенностей личности.

Учёные предполагают, что восприимчивость человека к определённым цветам врождённое свойство. Индивидуально предпочитаемые цвета составляют так называемую «цветовую шкалу личности».

Так людям, предпочитающим белый цвет свойственно хорошее воображение, мечтательность.

Выбирающие розовый цвет – являются романтичными, тонко чувствующими натурами. Предпочитая реальной жизни – сказки, грёзы и чудеса, они не готовы принять насилие в любой форме. Основное в их жизни – стремление к комфортному, уютному образу жизни.

В противовес им любители красного цвета – личности с развитыми лидерскими качествами. Люди амбициозные, стремящиеся к власти. Главная проблема требующая внимания – трудно сдерживаемая .

Среди людей выбирающих голубой цвет много путешественников, учёных, религиоведов. Артисты предпочитают тёмно-голубой. Это жизнерадостные, ценящие успех и достаток личности. Готовы работать настойчиво, но в случае неудачи, легко переходящие в состояние уныния.

Предпочитающие синий цвет отличаются самоуверенностью, рассудительностью, но при раскрытии обмана, демонстрируют ранимость. Будучи мягкосердечными людьми, их не оставляет равнодушными несчастья других.

Уравновешенные, обстоятельные, стремящиеся к совершенствованию своих знаний предпочитают коричневый цвет. Коричневый цвет свойственен зрелому возрасту, склонным к продуманным решениям, строгости и бережливости.

Очищающий серый цвет отличает творческие личности. По другим данным серый цвет – свидетельствует о стремлении индивидуума к самоизоляции для сохранения внутреннего равновесия.

Люди склонные к самокопанию выбирают зелёный цвет. Им присуще добросердечие, благородство. Из них получаются замечательные воспитатели и друзья. Для любителей тёмно-зелёного свойственны настойчивость и упрямство.

Оптимистичные, жизнерадостные, творческие, идеалистичные личности предпочитают жёлтый цвет. Их отличает идеализм и неугасимая надежда на неизбежное счастье.

Фиолетовый цвет выделяет творческих людей, предпочитающих всё необычное и нетрадиционное.

Физические основы воздействия цвета на организм человека

Под воздействием каждого цвета изменяются настроение и интенсивность протекания физиологических процессов в организме. В медицине использование цветов с лечебной целью получило название цвето- или хромотерапия.

Свет — совокупное воздействие синхронизированных электромагнитных волн с разной частотой. Проще говоря цвет – энергетический заряд. Благотворным воздействием подобранных цветовых волн на нервную, эндокринную системы пользуются в медицине. Опосредованно через указанные системы возможно воздействовать на все органы и системы человека.

Физиология хромотерапии

Швейцарец Макс Люшер в 1948 году выделил 8 цветов с максимальным воздействием на психофизиологию человека. Своё действие цвет реализует через сетчатку глаз и кожные рецепторы. При воздействии на сетчатку глазного яблока, цвет запускает каскад химическких реакций, конечной целью которой будут рецепторы зрительных участков коры головного мозга. За счёт электрических импульсов кора головного мозга активизируется, изменяя активность внутренних органов.

Электромагнитная волна цветового излучения обладает определённой проникающей способностью. Поэтому попадая на поверхность организма, способна передавать органам определённый объём энергии, нормализовать биоэнергетический потенциал клеток.

Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека

Красный цвет оказывает стимулирующее воздействие на центральную нервную систему, его возбуждающее воздействие способно зарядить энергией, разогреть, оживить за счёт стимулирующего влияния прежде всего на сердечно-сосудистую систему: учащение пульса, сердцебиения, повышения артериального давления.

Розовый цвет заряжает лёгкостью, счастьем и нежностью. Этот цвет преимущественно оказывает влияние на обоняние.

При депрессивных состояниях, апато-абулическом синдроме, нарушении аппетита поможет оранжевый ассоциирующийся с радостью и благополучием.

Символ оптимизма – жёлтый цвет, приводит к приподнятому, весёлому настроению. Оказывает благотворное воздействие на состояние нервной системы и психический фон.

Зелёному цвету свойственно успокаивающее и освежающее воздействие. Он обладает антистрессовым эффектом, снимает нервное напряжение, купирует признаки переутомления, усталости.

Синие и голубые волны освежают, успокаивают. Синий используется для лечения инсомнии, головных болей.

Расслабления нервной системы, повышению внимания и снижению психического напряжения способствует фиолетовый цвет.

Перемещаясь по спектру, психика человека демонстрирует все доступные человеку эмоции. Манипулируя цветами можно усилить необходимые или пригасить нежелательные психические и эмоциональные проявления.

  • Михалец Ирина Викторовна , кандидат наук, доцент, преподаватель
  • Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В. Г. Белинского
  • Лагутова Дарья Андреевна , студент
  • Педагогический институт имени В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет
  • ОТТЕНОК ЦВЕТА
  • ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВ НА ПСИХИКУ

Статья посвящена ознакомлению читателя с основными цветами, которые на протяжении всей жизни встречаются человеку. Отдельно рассмотрено их влияние на психику, и в целом, на жизнь взрослого человека и ребенка. А также, данная статья поможет наиболее глубоко ознакомиться с положительными и отрицательными свойствами отдельно взятого цвета.

  • К проблеме профессиональной ориентации современной молодёжи (на примере студентов ПГУ)
  • Ложь как способ общения между людьми и её основные психологические аспекты

Человек с самого раннего детства окружен миром, в котором присутствует множество цветов и их оттенков. И, конечно же, он отдает предпочтение наиболее красивому для него цвету, который и становится впоследствии его "любимым". Так, одним может нравиться жёлтый и совершенно не нравится черный, а другому - наоборот. Некоторым же нравятся сразу несколько цветов одновременно. В данной статье мы постараемся объяснить значения цветов и их значимость в жизни человека, что в дальнейшем может помочь более детально узнать себя и подходить более качественно к выбору цвета для какой-то определенной цели.

Как известно, влияние на психику человека определенного цвета было замечено еще в далекие времена различными колдунами, шаманами и т.д. А также и сейчас мы можем сказать, что некоторые цвета могут вызывать абсолютно различные эмоции, к примеру, счастье, радость, тоску, огорчение, могут успокаивать и, наоборот, злить или раздражать.

Для начала разберемся, что такое "цвет", и какая наука его изучает.

Цвет - это, в первую очередь, физическое явление. Если говорить научным языком, то это характеристика электромагнитного излучения особенного оптического диапазона - спектра. Возникает цветовосприятие на основе ощущений зрительного аппарата.

Если говорить простым языком, то цвет - это зрительное ощущение, которое человек получает, когда в глаз попадают световые лучи разной длины волны. Восприятие цвета является очень субъективной характеристикой. Получается, что каждый человек видит цвета по-своему.

Наука, изучающая цвета и их свойства называется цветоведение . А метод нетрадиционной медицины, с помощью которого происходит воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения - цветотерапией . Но поскольку этот метод не опирается на научный метод, а исследования не подтверждают её эффективность, она является псевдонаучной.

Цвет влияет на психику человека, и при этом имеет ярко выраженный характер. Например, принято считать, что зеленый цвет успокаивает, поэтому таким цветом стараются красить стены в школе, а красный, наоборот, возбуждает психику и буквально "приковывает" к себе внимание. Поэтому вывески или запрещающие знаки изображают с помощью красного цвета.

Порой цвет вызывает определенные реакции, которые могут помочь в принятии какого-либо решения. Также он влияет на аппетит, поведение, давление, и в целом, на состояние человека. Например, когда светит яркое солнце, человеку становится гораздо легче и веселее, а когда пасмурная и серая - состояние ухудшается и падает настроение. Современные продавцы и составители реклам учитывают такие факторы и стараются подбирать конкретные цвета, к которым люди "прислушаются". Помимо этого важно подобрать цвета у себя дома так, чтобы домочадцы остались довольны, чтобы те или иные цвета не способствовали раздражительность, а наоборот, успокаивали каждого. И самое главное, мы должны правильно подбирать цвета в гардеробе, поскольку мы воспринимаем цвета не только посредством зрения, но и кожей.

Разберем же 9 основных цветов и опишем их влияние на человека.

Красный цвет.

Такой цвет буквально заставляет человека становиться активнее. Он вызывает возбуждение в психике, и с помощью него напрягаются мышцы и движения становятся интенсивнее. В любом месте, где есть этот цвет, мы можем наблюдать большую работоспособность. Но следует знать, что организм постепенно привыкает к этому цвету, вследствие чего происходит цветовое утомление и результат может оказаться не самым лучшим.

Также красный цвет - это один из наиболее агрессивных цветов, который может привести к раздражениям и злости, поэтому не стоит долго находится в помещении с таким цветом. Но если вы не можете понять как вам поступить в той или иной ситуации, он придаст вам силы и заряд бодрости. А если вы по утрам вы до сих пор "встаете не с той ноги", то верным лекарством к этой проблеме станет именно этот цвет, который так и содержит в себе бодрые ноты.

Одежда такого цвета на теле человека показывает сильный характер, стремление к определенной цели и настойчивость, но она также может прятать неуверенность и комплексы застенчивых людей. Поэтому для преодоления какой-либо недолговременной трудности следует использовать этот цвет.

Дома же он может зрительно уменьшить пространство и хорошо действовать на пищеварение, вызывать аппетит, поэтому деталь с красным цветом можно разместить на кухне.

Оранжевый цвет

Этот цвет гораздо мягче и нежнее предыдущего. Можно сказать, что он раскрепощает людей, делает их чувства более теплыми. С присутствием этого цвета жизнь человека наполняется весельем и хорошим настроем. Оранжевый цвет сам по себе деловой, может сулить успехи в карьерном росте. В нем присутствует оптимизм и лучезарность. Он благотворно влияет на работоспособность людей, на их сплочение.

Также данный цвет хорошо сказывается на работе мозга, поэтому если человек увлекается творчеством, этот цвет будет благоприятно влиять как на него, так и на его деятельность.

Оранжевый цвет обладает особой энергией, которая притягивает к себе людей и располагает к себе абсолютно любого. При использовании его в одежде или дома у человека раскрываются положительные стороны. Он становится бодрей, смелей, и у него появляются лидерские качества. Помимо этого он снимает стресс и помогает избавиться от депрессии.

Оранжевый цвет усиливает концентрацию внимания, помогает во время важных переговоров и даже становлению дружеских отношений. Он является безопасным, для этого цвета нет противопоказаний, поэтому можно смело использовать его в жизни.

Дома также можно внести оранжевые оттенки в комнату ребенка, это поможет ему бороться с одиночеством и развивать в себе положительные качества, а также на кухне, поскольку этот цвет (как и красный) способствует появлению аппетита.

Жёлтый цвет

Жёлтый цвет вызывает чувство счастья, удовлетворения и гармонии. От него, как от солнца, исходит тепло. Люди, которые носят одежду с этим цветом чаще всего жизнерадостные, веселые и лидирующие по своей натуре. Стоит добавить немного жёлтого цвета у себя дома, как у человека время от времени начнет повышаться настроение. Но стоит отметить, что слишком много жёлтого цвета режет взгляд, что может привести к головной боли.

Жёлтый недаром называют интеллектуальным цветом. Можно с уверенностью сказать, что он повышает творческую активность, поэтому его небольшое количество можно использовать в кабинете или комнате, где человек занимается работой. Для маленьких детей данный цвет в больших дозах может быть вреден. Они реагируют на него чаще всего негативно, начинают плакать. И также не стоит использовать жёлтый цвет при бессоннице.

Зеленый цвет

Этот цвет вызывает у нас ассоциации с природой, делает нас спокойными и умиротворенными. Мы сразу же вспоминаем лес или парк, пение птиц, шуршащую траву под ногами с капельками расы, и свежий теплый воздух. На душе сразу становится спокойно, появляется гармония, и человек становится мягче. Если же на человеке присутствует зеленый цвет, то можно сказать, что он обладает тихим, спокойным, уравновешенным характером, знает себе цену и спокойно относится к окружающему его миру.

Данный цвет улучшает зрение и аппетит, хорошо сказывается на концентрации внимания и на работе мозга, позволяет избавиться от негативных эмоций. Также он влияет на сохранение конечного результата и дает полностью отдаться делу. Хорошо влияет на сердечнососудистую и нервную систему.
Зеленый цвет делает человека наиболее работоспособным. Но стоит помнить, что при большом количестве зеленого цвета появляется апатия и тоска. В детской может присутствовать зеленый цвет, но только если ребенок не флегматик. Если это так - цвет подействует положительно, вызовет интерес к учебе и познанию мира, сделает уверенным в себе.

Голубой цвет

Этот цвет успокаивает чувства и немного уменьшает активность. Он пассивен, поэтому способен вызывает некое замедление. Голубой цвет - это сочетание синего и белого. Поэтому одна его часть вызывает прохладу, помогает успокоиться, а вторая включает воображение и внимательность.

Чаще всего этот цвет можно встретить в школьном классе или рабочем кабинете. Он влияет на творчество, а также на выражение своих мыслей. На детей он оказывает расслабляющее действие, поэтому присутствие этого цвета в малых дозах не будет лишним. А дома голубой цвет будет полезен в спальне, так как он вызывает сонливость и снимает напряжение. Однако не стоит использовать его слишком часто, иначе Вы рискуете постоянно испытывать потребность во сне.

Синий цвет

Синий - холодный цвет. Он часто вызывает депрессии, приводит к значительному уменьшению активности и обычно используется в антирекламе.

С помощью него человек отдается мечтаниям и размышлениям, ведь это цвет неба и моря. Он создает прохладу, и в жаркий день присутствие этого цвета в комнате благоприятно на Вас скажется, при этом он визуально может расширить помещение. Но в таком случае нужно быть осторожным, так как слишком сильное влияние этого цвета может заставить чувствовать себя подавленным.

Для гиперактивных людей синий цвет может служить успокаивающим средством, он поможет им контролировать себя и научить управлять своими эмоциями, а для меланхоликов, наоборот, является вредным.

Также он способен вызвать уверенность в себе. Синий отвечает за логику и анализ действий, человек с помощью него становится более дисциплинированным. На ребенка же он также оказывает полезные свойства: заставляет обратить внимание и сконцентрироваться.

Фиолетовый цвет

Данный цвет вызывает ассоциации роскоши и выглядит довольно таинственным. Он отвечает за интуицию и знание, помогает избавиться от меланхолии, но только если он в меру. В больших количествах он вызывает депрессию и усталость. Люди, которые носят одежду фиолетового цвета - чаще всего имеют добрый характер, и робкое застенчивое сердце.

Фиолетовый цвет не стоит выбирать для оформления жилых комнат, так как он вызывает понижение как физической активности, так и умственной. Но он поможет избавиться от головной боли. Этот цвет - цвет аристократии, ведь раньше его мог приобрести далеко не каждый, и может поэтому он сейчас вызывает чувство собственного достоинства.

Белый цвет

Белый - цвет уверенных в себе людей, а также цвет невинности и чистоты. Люди, выбирающие данный цвет чаще всего добрые по своей натуре, но снаружи проявляют холодность. Они не поддаются эмоциям, и стараются смотреть на вещи "трезвыми" глазами.

Если вы хотите, чтобы люди к вам прислушивались и доверяли вам, чтобы вам легко было начать любое дело, то Ваш выбор - белый. Он обладает безграничной силой, подталкивает к действиям и одновременно с этим дарит чувство свежести. Также белый цвет всегда помогает быть в тонусе, с помощью него у человека возрастают сила и воля. Но если белого цвета становится слишком много, он вызывает ассоциации с больницей и плохо сказывается на трудовой деятельности, а недостаточность этого цвета делает нас раздражительными. Поэтому его должно быть в меру.

Черный цвет

Черный цвет ассоциируется с чем-то таинственным и страшным, но при этом почти у каждого человека он присутствует в гардеробе, ведь это еще и цвет делового человека. Он подходит к каждому оттенку и придает некую строгость. Если же в гардеробе у человека больше всего вещей черного цвета, то о нем можно сказать, что он мрачный человек, избегающий общества, или же совершенно наоборот - желающий выделиться из толпы.

Также этот цвет вызывает понижение настроения, поскольку дает чувство угнетенности. Он поглощает свет и вызывает тоску, и в некоторых случаях вызывает неуверенность. Но помимо этого он помогает дойти до истины, найти то, что скрыто, заставляет идти на протест и быть услышанным.

Таким образом, мы наблюдаем, что влияние цвета на психику и жизнь человека огромно, и правильно выбрав цвет, можно достигнуть больших успехов и в корне изменить свою жизнь.

Опрос

И вот к какому результату мы пришли: четырнадцать студентов предпочли синий цвет, десять из шестидесяти - зеленый, восемь - черный, по четыре человека выбрали красный и голубой цвет, три - фиолетовый, два выбрали белый цвет и один человек выбрал желтый.

Остальные не смогли дать четкого ответа, а называли два или больше трех цветов одновременно (причем многие назвали не конкретно цвета, а их оттенки).

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть современных студентов с развитым логическим суждением, люди организованные и систематизированные, и при этом спокойные и энергичные. Меньшая же часть опрошенных поделилась на половину: в одной из них - яркие, импульсивные люди, а в другой - более спокойные, внимательные и менее активные.

В заключении можно сказать, что вышесказанная информация является полезной, поскольку в нашей жизни цвет играет огромную роль. И человек, прочитавший данную статью, сможет грамотно расставить для себя предпочтение в цвете, чтобы добиться высоких результатов и избавиться от ненужных эмоций.

Список литературы

  1. Иханнес Иттен, «Основы цвета» [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://colory.ru/colorbasics (Дата обращения: 20. 03. 2017).
  2. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/21622/
  3. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цвет (Дата обращения: 20. 03. 2017).
  4. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цветотерапия
  5. [Электронный ресурс] − http://colory.ru/colorbasics/ (Дата обращения: 20. 03. 2017).

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Мы привыкли воспринимать цвет как должное. Он нас не удивляет и не поражает. Поэтому мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.

Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

Цель исследования: изучить роль и влияние цвета на настроение, мысли, характер и здоровье человека.

Задачи:

    изучить теоритическую основу вопроса;

    провести исследование;

    сделать выводы.

Методы исследования: изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Предмет исследования: влияние цвета на человека.

Объект: цветовая гамма.

Гипотеза исследования:

    цвет вызывает подсознательные ассоциации у человека;

    цвет влияет на настроение, чувства, характер и здоровье человека.

2. Что такое цвет и как он возникает.

Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, то есть свет + зрение = цвет.

В 1665 году английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет - это смесь лучей разного цвета (см. приложение I рис. 1). На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску - спектр. Объяснил он это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета.

Цвет определяется длиной световой волны. Свет распространяется в пространстве волнами, напоминающими движение волн в водоемах. Длина световой волны - это расстояние между двумя соседними гребнями. Оно настолько мало, что измеряется миллионными долями миллиметра. Диапазон этих значений можно приблизительно разделить по убыванию длины волны на семь полос - красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю и фиолетовую (см. приложение I рис. 2). Чистые спектральные краски носят название цветов, промежуточные называют оттенками. Цвета, встречающиеся в природе, представляют собою смесь световых волн разной длины. Самые короткие - волны фиолетового цвета, самые длинные - красные. Цвета можно воспроизводить, подобрав подходящую длину волны и смешав ее с белым светом соответствующей яркости. 1

Цвета делятся на: холодные, теплые, смешанные и нейтральные.

Холодные цвета оказывают успокаивающее действие. К холодным цветам относятся: синий, голубой, зеленый.

Теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до твердости. Теплые цвета - красный, желтый, розовый, оранжевый.

Смешанные цвета получены смешением теплого и холодного цвета. Цвета, имеющие свойства как теплых, так и холодных цветов.

Нейтральные цвета помогают привлечь внимание к более насыщенным цветам, или служат для того, чтобы немного приглушить слишком яркие цвета. Это белый, черный, коричневый, бежевый, золотой, серебряный, серый. 2

3. Цвет в науке.

Цветоведение изучает и раскрывает основные закономерности в области цветовых явлений природы, создаваемой человеком предметной среды и всего мира искусств.

Цветоведение объясняет эти явления с позиции ряда наук: физики, математики, химии, психологии, психофизиологии, эстетики, искусствознания, теории композиции, археологии, этнографии, культурологии.

Так, оптический раздел физики раскрывает закономерность природы цвета и его характеристики. Химия исследует свойство веществ и их соединений для разработки рецептур красителей, адекватных требуемым цветам и их сочетаниям. Математика позволяет осуществлять количественную оценку цветов и определять по соответствующим координатам цветовых графиков цветовой тон и насыщенность требуемого цвета. Психофизиология раскрывает закономерности физиологии цветного и черно-белого зрения и природу оптических иллюзий. Психология исследует ассоциации, эмоции, образы, вызываемые различными цветами и их сочетаниями. Эстетика исследует законы гармонизации цветовых сочетаний. 3

4. История науки о цвете.

История науки о цвете выделяет два этапа. Первый - донаучный - с доисторических времен до конца 16 века, второй - научный - с 17 века до настоящего времени.

В донаучный период первобытные люди выделяли и наделяли определенным смыслом очень ограниченное количество цветов, связанные с наиболее важными объектами и явлениями их жизнедеятельности (см. приложение I рис. 3).

В эпоху античности возникает естественнонаучное отношение к цвету. Древнегреческие философы пробуют создать цветовую систематику природных стихий (см. приложение I рис. 4).

В Средние века свет и цвет перестают отождествляться с богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами.

В эпоху Ренессанса Леонардо Да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов 6: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный (см. приложение I рис. 5).

Научный период начинается с того времени, как Исаак Ньютон в 1665 году доказал свою теорию о белом цвете. После Ньютона многие исследователи природы цвета и особенностей световосприятия цветов человеческим зрением развили, дополнили, уточнили научную базу цветоведения. Это Гете, Пуркин, Мюллер, Юнг и многие другие (см. приложение I рис. 6). 4

5. Зависимость эмоционального склада человека от «любимого» цвета.

Цвет воздействует не только на орган зрения - глаза. Он влияет и на другие органы чувств - вкус, слух, осязание и обоняние. Краски окружающего мира глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье.

Цвет - один из факторов, определяющих состояние нашей психики. Психологи и психиатры на основании предпочтения или любви людей к конкретному цвету определяют характер человека, его склонности, склад его ума, психики и даже состояние здоровья.

С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение.

Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смелый, волевой, властный, вспыльчивый, общительный.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией и страстных мечтателей, он означает здоровье, символизирует радость, теплоту.

Желтый - этот цвет символизирует спокойствие, интеллигентность. Если это любимый цвет, то такой человек общительный, любопытный, смелый.

Зеленый - цвет природы. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способа самоутверждения.

Голубой - символизирует истину. Это - миролюбие, спокойствие, благополучие.

Синий - это цвет неба. Если он нравится человеку, это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку нужно отдыхать, он быстро устает.

Фиолетовый - этот цвет «говорит» об очень большой эмоциональности, чувствительности, деликатности, это цвет гармонично развитых людей.

Черный - это цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто любит черный цвет, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, несчастлив.

Белый - это синтез всех цветов, потому он является «идеальным» цветом, «цветом мечты». Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. 5

6. Использование цвета в повседневной жизни.

Влияние цвета на человека очень велико, хотя в повседневной жизни мы не обращаем на это внимания. Цвет делает вещи «тяжелыми», «легкими», «холодными», «горячими». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов.

Каждый цвет вызывает в мозгу человека особую реакцию. Например, если человек очень возбужден, достаточно поместить его в комнату с ярко-розовыми обоями, как он очень быстро успокаивается и даже засыпает. Однако достаточно было поменять цвет на голубой, как эта слабость исчезала. Значит, цвет влияет не только на настроение, но и в целом на организм человека.

7. Цветовая палитра для стиля одежды.

Цвет любой униформы свидетельствует о тех качествах, которые требуются от людей этой профессии. К примеру, цвет моря - голубой, синий - часто является цветом морской формы. Черный - цвет власти и силы, носят люди профессии, в которой необходимо обладать этими качествами. Это, например, руководители. Большинство бизнесменов носит голубые или серые костюмы, усиливая тем самым впечатление, что они представляют собой людей мягких, внушающих доверие. Даже цвет формы в некоторых школах выбирается специально. Голубой, серый, коричневый, черный и подобные им оттенки служат для навязывания одинакового поведения и никоим образом не дают возможности проявиться индивидуальности.

Когда мы вынуждены носить на работе одежду исключительно того или иного цвета, то возвращаясь домой, мы мгновенно переодеваемся в одежду той окраски, которая нам больше всего по вкусу. И чтобы вы не делали в период своего свободного времени, цвета носимой нами одежды могут не только помочь вам отдохнуть, но и создать необходимое настроение. Так, голубой цвет успокаивает и помогает прийти в себя, розовый одаривает чудесным настроением. Серую одежду хорошо носить и в тех случаях, когда возникает желание помечтать. Красный или оранжевый цвет одарят вас энергией, требуемой для выполнения напряженных физических упражнений. Для обострения мыслительных способностей наденьте что-нибудь желтое. 6

8 . Цветолечение

Учитывая влияние цвета на человека, учёные медики, ещё в далёком 17 веке, предложили использовать цвет в медицинской практике. Для начала они охарактеризовали основные цвета, а потом стали проецировать их на болезни, что практикуется и в наши дни (см. приложение I рис. 7).

Рассмотрим влияние некоторых цветов на физическое и психическое состояние людей.

Красный цвет оказывает возбуждающее действие на нервную систему, улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме. Воздействие красного цвета улучшает кровообращение и сердечную деятельность, нормализует пониженное кровяное давление, повышает иммунитет. Его нужно строго дозировать, так как злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, головную боль, покраснение глаз.

Оранжевый - это цвет омолаживающий, имеет способность восстанавливать нервную и мышечную ткань, часто используется как тонизирующее средство.

Желтый цвет стимулирует зрение и нервную систему, активизирует умственные и логические способности. Желтый цвет оказывает очищающее действие на весь организм, лечит кожные заболевания, помогает при бессоннице, возбуждает аппетит.

Зеленый - нормализует работу сердечно-сосудистой системы, стабилизирует артериальное давление. Очень эффективно действие зеленого цвета при головных болях, нарушении зрения. При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, раздражительности. Передозировка зеленого может вызвать образование камней в желчном пузыре.

Голубой цвет противоречивый. Это цвет смелых и энергичных людей. Их он успокаивает, умиротворяет, нормализует давление и сердцебиение, делает дыхание более глубоким и ритмичным. Но для робких и застенчивых голубой цвет - это цвет шока. Голубой цвет также снижает аппетит.

Фиолетовый цвет успокаивает нервную систему. Этот цвет дает лечебный эффект при воспалительных заболеваниях, нормализует сон. При занятиях творческим трудом, наоборот, повышает работоспособность. Однако длительное влияние фиолетового цвета может вызвать состояние тоски и депрессии.

Белый цвет - дает силу и энергию, выравнивает настроение, создает торжественность. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему, очищает организм от шлаков, снимает напряжение. 7

9. Исследование.

1. Есть утверждение, что люди, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с людьми, выбирающими такой же цвет или цвет сочетающийся с ним. Для подтверждения этого я предложила ответить на следующие вопросы: «С каким цветом ты себя ассоциируешь?», «С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?»

После проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при ассоциации цвета друга выбирали так же теплые цвета. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению дети поступают аналогично при выборе друга (см. приложение II таблица 1).

2. На различные чувства, предметы, события у людей существуют ассоциации с цветом, которые у многих людей совпадают. Узнаем это так ли это. Было предложено ответить на вопросы: «С каким цветом у тебя ассоциируется вкус?», «С каким цветом у тебя ассоциируется времена года?».

После проведения исследования и изучения полученных результатов, установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации:

. Вкусовые ассоциации у многих детей в классе совпадают. Наиболее ярко выражена ассоциация соленого с белым цветом и кислого вкуса с желтым (см. приложение II таблица 2).

. Ассоциации времен года так же у многих детей в классе совпадают. Характерным примером являются ассоциации зима - белая, осень - оранжевая (см. приложение II таблица 3).

3. Как влияет цвет на умственную продуктивность (внимание) человека. Было предложено написать диктант на цветных листах бумаги.

После изучения результатов, установлено, лучшая концентрация внимания на листах красного цвета, 12 % учеников допустили ошибки в тексте, синий цвет снижает умственную продуктивность, 25 % человек допустили ошибки. Остальные цвета оказывает одинаковое воздействие (см. приложение II диаграмма 1).

10. Заключение.

Цвет — это дар природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным. Изучив литературу и проведя исследования, мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации, влияет на внимание человека. Так же установлено, цвет существенно влияет на общее состояние человека. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Поэтому моя гипотеза доказана.

Цвет - мощное средство воздействия на человека.

Гете так писал о способности цвета создавать настроение: желтый - веселит и бодрит, зеленый - умиротворяет, синий - вызывает грусть.

Список используемой литературы.

1. МироноваЛ.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - 3-е изд./Л.Н. Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. - 151с.:ил.

2. Абишева С.И. Цветоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Абишева С.И. - Павлодар, 2009. - 116 с., цв.ил.

3. http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/научно-технический словарь.

4. Медведев В. Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие (курс лекций). — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. — 116 с.

5. Шипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: Кн. Для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 416с, ил.

6. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 108 с.

7. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.&К., 2000. - 212 с.

Приложение I

Рис. 1 - Опыт И. Ньютона

Рис. 2 - Диапазоны длин цветовых волн

Рис. 4 - Цвета стихий

Рис. 5 - Система цветов Леонарда да Винчи

Рис. 3 - Наскальная живопись первобытных людей

Рис. 6 - Цветовые системы

Рис. 7 - Цветолечение

Приложение II

Таблица 1

С каким цветом ты себя ассоциируешь?

С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

Оранжевый

Фиолетовый

Таблица 2

С каким цветом у тебя ассоциируется вкус?

Оранжевый

Фиолетовый

Таблица 3

С каким цветом у тебя ассоциируется времена года?

Оранжевый

Фиолетовый

Диаграмма 1

1 http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/научно-технический словарь

2 Шипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: Кн. Для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 416с, ил.

3 Медведев В. Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие (курс лекций). — СПб.:ИПЦ СПГУТД, 2005. — 9 с.

4 МироноваЛ.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - Мн.: Беларусь, 2005. - 9с

5 Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.

6 Абишева С.И. Цветоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Абишева С.И. - Павлодар, 2009. - 106 с

7 Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.&К., 2000. - 54 с.

Семь цветов радуги окружают нас в повседневной жизни, раскрашивая нашу реальность в различные оттенки и тона. Основные цвета радужного спектра соответствуют семи музыкальным нотам и привносят в наше сознание определённые эмоциональные краски так же, как воздействует на нас музыка. Влияние цвета на психику человека уже давно не является тайной мироздания. На основе данных, полученных учёными, создано научное течение - цветоведение и связанные с ним цветотерапия и цветопсихология.

Влияние цветов основного спектра на человека

В течении своей жизни, в разных ситуациях, мы сами можем наблюдать, как цвет влияет на человека, изменяя его внутреннее состояние и даже внешность. Сначала рассмотрим самое простое, что мы может вынести из своего жизненного опыта - влияние цвета на настроение человека.

Красный цвет

Первый в радужном спектре. Красный цвет возбуждает, подталкивает к действию, заставляет предпринимать что-то. Женщины, желающие привлечь к себе внимание сильного пола, выбирают в качестве своих парадно-выходных нарядов платья красного цвета. Особенно высоко ценится алое платье - цвета крови. Оно возбуждает, соблазняет, западает в мужскую душу, притягивает и манит - алый цвет ассоциируется с поверженной добычей и первой брачной ночью. Мужчины - охотники, алый цвет красного платья привлечет к своей хозяйке настоящего добытчика и мужчину. Красный цвет согревает, действует благоприятно в интерьере комнаты, вызывая ощущение мягкого тепла летнего вечера, даже если не включено отопление. Красное постельное бельё не вызовет желания уснуть, лишь только коснувшись головой подушки. А избыток красного цвета приводит к агрессии и гневу.

Оранжевый цвет

2-ой цвет в радуге. Он весёлый и тёплый, как майский ветерок. Обещает лёгкое будущее и дарит сознанию ощущение свободного парения. Это цвет радости и оптимизма. Он способствуют получению удовлетворения от окружающего мира и от всей жизни, несмотря на любые перипетии. Устраняет депрессии и страхи, а также повышает аппетит. Злоупотребление оранжевым цветом в интерьере кухни или столовой может привести к лишнему весу. Правда, человек будет всё равно собой доволен.

Жёлтый цвет

Стоит в радуге 3-им. Цвет солнечного тепла и вечной молодости. Если жить в жёлтом интерьере, то можно надолго сохранить молодую и подтянутую кожу, потому что этот цвет обладает такой уникальной способностью, как растворять все заботы, неприятности и стрессы в себе, поглощая их полностью. В йоге используется такая асана, когда практикующий йогу человек садится в позу лотоса и представляет себя под лучом насыщенного жёлтого цвета, пронизывающего всё существо. Эта асана помогает сохранить молодыми внутренние органы человека, воздействуя на них на клеточном уровне.

Зелёный цвет

В радуге идёт сразу за жёлтым. Цвет спокойствия и умиротворения. Способствует расслаблению мышц и сознания человека. Снимает напряжение внутренних тканей организма. Он успокаивает психику и даёт ощущение удовлетворённости жизнью. Это основной цвет Природы - цвет зелени, лета и плодородия.

Голубой цвет

5-ый цвет радужного спектра. Цвет неба и всей нашей планеты, летящей в холодном космическом пространстве. Цвет прохлады и покоя. Символизирует собой бесконечность, создаёт ощущение чистоты, охлаждает пыл и страсти. Способствует внутреннему спокойствию.

Синий цвет

Предпоследний цвет радуги. Символизирует завершённость и умиротворение, спокойствие и холодность, сдержанную радость от достигнутого результата. Успокаивает и уравновешивает психику человека. И способствует уменьшению аппетита - желающие похудеть используют для трапезы посуду глубокого синего цвета.

Фиолетовый цвет

Последний, 7-ой цвет радуги. Цвет высшей радости, цвет духовной силы, познания духа, вдохновения. Это цвет души. Его воздействие на психику человека сродни молитве для души. Наивысшая радость от познания собственной духовной силы. Оказывает дренажное воздействие на лимфу в организме человека, застой которой приводит к необратимым для здоровья последствиям, плоть до онкологии.

Как цвета влияют на состояние человека

Влияние цвета на состояние человека использовалось ещё художниками Возрождения, когда те писали свои нетленные шедевры. Флаги государств и стяги рыцарей имели и имеют цветовое решение, побуждающее к действию. Крестьянки в средневековых замках закутывали своих младенцев в красные пледы и шали, чтобы дитя не мёрзло в холодных условиях каменных стен. Белый цвет по сей день предпочитают невесты, как символ чистоты и невинности. А зелёное знамя ислама говорит о том, что мусульманская вера обязана нести мир в души людей и в отношения государств.

Как цвета влияют на психологию человека

Психологическое влияние цвета на человека столь велико, что психологи уже дают советы для интерьерного решения жилища. Благодаря выбору правильного цвета в интерьере комнаты, можно добиться усиления тех задач, для которых предназначено то или иное помещение. Например, кабинет для творческой личности можно оформить в красно-фиолетовых тонах, чтобы ему легко работалось и вдохновение не покидало. Спальня молодожёнов должна быть красной, а опочивальня для супругов с большим семейным стажем может быть зелёной. Оранжевая или жёлтая гостиная подарит всем членам семьи чувство радости от совместного общения, а вот столовая может быть оформлена в оранжевых тонах только в том случае, если все члены семьи имеют отличный метаболизм. Голубая ванна даст покой и отдохновение, а также ощущение чистоты. А кухня пусть будет синей, чтобы хозяйка сохраняла спокойствие при готовке ужина и сама не объедалась до того, как все сядут за стол.

Какое влияние оказывают цвета на здоровье человека

Влияние цвета на здоровье человека эффективно используется в таком медицинском направлении, как цветотерапия. Основное воздействие цветов происходит в строго определённом направлении - в отношении отдельно взятых систем организма человека.

  • Красный цвет активизирует движение крови в кровеносной системе, повышает давление, воздействует возбуждающе на нервную систему, стимулирует сердечную мышцу и всю мышечную ткань человека. Благоприятно воздействует на половую систему и печень человека. Действует как допинг.
  • Оранжевый цвет улучшает пищеварение и сердечную деятельность, укрепляет силу духа и лёгкие, помогает сохранить молодость кожи и раскрепоститься, уничтожая чувство неуверенности и подавленности.
  • Жёлтый цвет очень полезен для зрения и пищеварения, дарит приподнятое настроение и энергию, омолаживает организм изнутри, поворачивая время вспять для каждого внутреннего органа. А также оптимален для деятельности мозга, увеличивая его умственные способности и функции памяти.
  • Зелёный цвет восстанавливает нервную систему и остроту зрения, снижает кровяное давление, расширяя капилляры и сосуды головного мозга. Отлично справляется с мигренью и бессонницей.
  • Голубой цвет положительно воздействует на дыхательные пути, нервную систему, зрение, успокаивает дыхание и сердцебиение, имеет жаропонижающее и спазмолитическое действие, успокаивает боль и борется с бессонницей.
  • Синий цвет уменьшает аппетит, обладает антисептическим и бактерицидным действием, успокаивает нервную систему, снижает тонус мышц и уничтожает очаги воспалительных процессов в организме.
  • Фиолетовый цвет лечит душу, восстанавливает самооценку, стимулирует лимфатическую систему и прямо воздействует на селезёнку.

В общем, влияние цвета на человека в презентации не нуждается - мы можем испытать воздействие цвета ежедневно в нашей жизни. Помните об этом, когда будете подбирать себе наряд для выхода в пятничный вечер.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.