Введение. Оформление радиочастот Обеспечение ЭМС при появлении радиопомех РЭС

Государственная услуга по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения (далее - РЭС и ВЧУ) предоставляется территориальными органами Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Служба).

Круг заявителей

Заявителями при предоставлении государственной услуги являются владельцы РЭС и ВЧУ, пользователи РЭС (далее - заявители), в том числе, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лиц, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, иностранные граждане и лица без гражданства.

Описание результата предоставления государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги по регистрации РЭС и ВЧУ является:

Регистрация РЭС и ВЧУ путем внесения сведений о зарегистрированных РЭС и ВЧУ в реестр зарегистрированных РЭС и ВЧУ (далее - Реестр);

Направление уведомления об отказе в регистрации РЭС и ВЧУ.

Срок предоставления государственной услуги

В случае подачи заявления о регистрации в электронной форме обработка заявления и регистрация РЭС и ВЧУ осуществляется в автоматическом режиме. При этом выписка из Реестра или мотивированное уведомление об отказе в регистрации РЭС и ВЧУ направляются заявителю в электронной форме в срок не более одного рабочего дня со дня подачи заявления.

В случае подачи заявления о регистрации РЭС и ВЧУ способом, отличным от подачи в электронной форме, территориальный орган Службы не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления осуществляет регистрацию РЭС и ВЧУ путем внесения сведений о зарегистрированных РЭС и ВЧУ в Реестр и направляет заявителю выписку из Реестра или направляет мотивированное уведомление об отказе в регистрации РЭС и ВЧУ.

Справочная информация: (DOCX, 44.37 Kb)

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги

1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; № 10, ст. 1069; № 31, ст. 3431, 3452; 2007, № 1, ст. 8; № 7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, № 29, ст. 3625; 2010, № 7, ст. 705; № 15, ст. 1737; № 27, ст. 3408; № 31, ст. 4190; 2011, № 7, ст. 901; № 9, ст. 1205; № 25, ст. 3535; № 27, ст. 3873, 3880; № 29, ст. 4284, 4291; № 30, ст. 4590; № 45, ст. 6333; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7351, 7366; 2012, № 31, ст. 4322, 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 19, ст. 2326; № 27, ст. 3450; № 30, ст. 4062; № 43, ст. 5451; № 44, ст. 5643; № 48, ст. 6162; № 49, ст. 6339, 6347; № 52, ст. 6961; 2014, № 6, ст. 560; № 14, ст. 1552; № 19, ст. 2302; № 26, ст. 3366, 3377; № 30, ст. 4229, 4273; № 49, ст. 6928; 2015, № 29, ст. 4342, 4383, ст. 4389; 2016, № 10, ст. 1316, 1318; № 15, ст. 2066; № 18, ст. 2498; № 26, ст. 3873; № 27, ст. 4213, 4221; № 28, ст. 4558; 2017, № 17, ст. 2457; № 24, ст. 3479; № 31, ст. 4742, 4794; № 50, ст. 7557; 2018, № 17, ст. 2419; № 32, ст. 5135; № 51, ст. 7862; № 53, ст. 8455);

2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 1999, № 2; ст. 232; № 29, ст. 3693; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; № 22, ст. 2026; 2003, № 2, ст. 167; № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; 2010, № 50, ст. 6609; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6329; № 47, ст. 6608; № 49, ст. 7033; 2012, № 29, ст. 3990; № 30, ст. 4175; № 53, ст. 7621; 2013, № 8, ст. 717; № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3460; ст. 3475, ст. 3477; № 48, ст. 6160; № 52, ст. 6986; 2014, № 26, ст. 3406; № 30, ст. 4268; № 49, ст. 6928; 2015, № 14, ст. 2008, № 27, ст. 3967; № 48, ст. 6724; 2016, № 1, ст. 19; № 52, ст. 7493, ст. 7510; 2017, № 11, ст. 1539; № 23, ст. 3227; № 24, ст. 3485; № 31, ст. 4766; № 45, ст. 6581; № 50, ст. 7563; 2018, № 1, ст. 61; № 11, ст. 1582, ст. 1591; № 31, ст. 4861);

3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 15, ст. 2038; № 27, ст. 3873, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4587; № 49, ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 14, ст. 1651; № 27, ст. 3477, ст. 3480; № 30, ст. 4084; № 51, ст. 6679; № 52, ст. 6952, ст. 6961, ст. 7009; 2014, № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4264; № 49, ст. 6928; 2015, № 1, ст. 67, ст. 72; № 10, ст. 1393; № 29, ст. 4342, ст. 4376; 2016, № 7, ст. 916; № 27, ст. 4293, ст. 4294; 2017, № 1, ст. 12; № 31, ст. 4785; № 50, ст. 7555; 2018, № 1, ст. 63; № 9, ст. 1283; № 17, ст. 2427; № 18, ст. 2557; № 24, ст. 3413; № 27, ст. 3954; № 30, ст. 4539; № 31, ст. 4858);

4. Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908; № 36, ст. 4903; № 50, ст. 7070; № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506; 2017, № 44, ст. 6523; 2018, № 6, ст. 880; № 25, ст. 3696; № 36, ст. 5623; № 46, ст. 7050);

5. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 12, ст. 1431; 2010, № 13, ст. 1502; № 26, ст. 3350; 2011, № 3, ст. 542; № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 21, ст. 2965; № 40, ст. 5548; 2011, № 44, ст. 6272; 2012, № 20, ст. 2540; № 39, ст. 5270; № 44, ст. 6043; 2013, № 45, ст. 5822; 2014, № 47, ст. 6554; 2015, № 2, ст. 491; № 22, ст. 3225; № 49, ст. 6988; 2016, № 2, ст. 325; 2016, № 23, ст. 3330; № 24, ст. 3544; № 28, ст. 4741; 2017, № 28, ст. 4144; № 41, ст. 5980; 2018, № 6, ст. 893; № 40, ст. 6142; 2019, № 10, ст. 970);

6. Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 38, ст. 4823; 2011, № 24, ст. 3503; № 49, ст. 7284; 2013, № 45, ст. 5827; 2014, № 12, ст. 1303; № 42, ст. 5746; № 48, ст. 6862; № 48, ст. 6876; № 50, ст. 7113; 2016, № 34, ст. 5243; 2017, № 29, ст. 4380; № 30, ст. 4672; № 41, ст. 5981; № 44, ст. 6523; № 45, ст. 6661; 2018, № 28, ст. 4234; № 49, ст. 7600);

7. Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 44, ст. 6274; № 49, ст. 7284; 2013, № 45, ст. 5807; 2014, № 50, ст. 7113; 2015, № 1, ст. 283; № 8, ст. 1175; 2017, № 20, ст. 2913; № 23, ст. 3352; № 32, ст. 5065; № 41, ст. 5981; № 44, ст. 6523; 2018, № 8, ст. 1215; № 15, ст. 2121; № 25, ст. 3696; № 40, ст. 6142);

8. Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 44, ст. 6274; № 49, ст. 7284; 2013, № 45, ст. 5807; 2014, № 50, ст. 7113; 2015, № 1, ст. 283; № 8, ст. 1175; 2017, № 20, ст. 2913; № 23, ст. 3352; № 32, ст. 5065; № 41, ст. 5981; № 44, ст. 6523; 2018, № 8, ст. 1215; № 15, ст. 2121; № 25, ст. 3696; № 40, ст. 6142);

9. Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4137; 2007, № 31, ст. 4093; 2008, № 42, ст. 4832; 2010, № 13, ст. 1502; 2011, № 43, ст. 6073; 2012, № 1, ст. 144; 2013, № 12, ст. 1336; 2014, № 34, ст. 4673; № 49, ст. 6959; 2016, № 1, ст. 252; № 29, ст. 4823; № 46, ст. 6459; 2017, № 29, ст. 4377; № 52, ст. 8128; 2018, № 40, ст. 6142; № 53, ст. 8673);

10. Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 33 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 377; № 45, ст. 5807; № 50, ст. 6601; 2014, № 50, ст. 7113; 2016, № 34,ст. 5247; 2017, № 44, ст. 6523; 2018, № 49, ст. 7600);

11. Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов российской федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 35, ст. 4829; 2014, № 50, ст. 7113; 2015, № 47, ст. 6596; 2016, № 51, ст. 7370; 2017, № 44, ст. 6523; 2018, № 25, ст. 3696);

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 48, ст. 6706; 2013, № 52, ст. 7218; 2015, № 2, ст. 518; 2018, № 49, ст. 7600);

13. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 22 октября 2018 № 154 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2019 г., регистрационный № 54229);

14. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 193 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по федеральному округу и Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в субъекте Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2015 г., регистрационный № 39151, с изменениями, внесенными приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 5 марта 2019 г. № 82 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2019 г., регистрационный № 54249);

15. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 января 2015 № 2 «Об утверждении перечня технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств, форм свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и форм свидетельств об образовании позывных сигналов опознавания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2015 г., регистрационный № 36371, с изменениями, внесенными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 января 2015 г. № 2 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2015 г., регистрационный № 39806), приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июня 2018 г. № 316 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2018 г., регистрационный № 51722);

16. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июня 2018 г. № 316 «Об утверждении требований к формированию реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и предоставлению выписки из реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и о внесении изменений в Перечень технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств, утвержденный приказом Минкомсвязи России от 13.01.2015 № 2» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2018 г., регистрационный № 51722);

17. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июня 2018 г. № 317 «Об утверждении формы выписки из реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2018 г., регистрационный № 51657);

18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный № 38115).

Документы, необходимые для регистрации РЭС и ВЧУ

Регистрация РЭС и ВЧУ осуществляется путем внесения записи в Реестр на основании заявления заявителя.

Образец заявления о регистрации РЭС и ВЧУ приведен в приложении № 1 к административному регламенту (DOCX, 17.21 Kb)

К заявлению о регистрации РЭС и ВЧУ прилагаются:

сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых РЭС и ВЧУ(RTF, 377.66 Kb ) ;

копия договора оператора связи с абонентом, пользовательское (оконечное) оборудование которого работает в сети связи оператора - владельца разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, - в случае, если регистрация пользовательского (оконечного) оборудования осуществляется на основании разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного владельцу сети связи;

копия договора между владельцем радиоэлектронных средств и пользователем радиоэлектронного средства - в случае, если предполагается совместное использование радиоэлектронного средства;

письменное согласие владельца абонентской земной станции спутниковой связи, работающей через искусственные спутники Земли по технологии VSAT (далее - станция спутниковой связи VSAT), работающей в сети связи оператора связи, на подачу заявления о регистрации этой станции спутниковой связи VSAT оператором связи;

копия договора оператора связи с имеющим разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов владельцем центральной земной станции, управляющей сетью спутниковой связи, и копия договора оператора связи с владельцем станции спутниковой связи VSAT, работающей в сети связи оператора связи, - в случае, если осуществляется регистрация станции спутниковой связи VSAT, работающей в Кu- и (или) Ка-диапазоне.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Основаниями для отказа в регистрации РЭС и ВЧУ являются:

несоответствие представляемых документов требованиям, установленным законодательства Российской Федерации;

непредставление документов, необходимых для регистрации РЭС и ВЧУ, указанных в Правилах регистрации РЭС и ВЧУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539 (RTF, 560.38 Kb) ;

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие прилагаемых к заявлению о регистрации РЭС и ВЧУ сведений о технических характеристиках и параметрах излучений РЭС и ВЧУ, перечень которых утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.01.2015 N 2 (RTF, 377.66 Kb) , требованиям, установленным в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

невыполнение заявителем условия, установленного в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов, в части предельного срока регистрации РЭС и ВЧУ.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

Предоставление государственной услуги по регистрации РЭС и ВЧУ для заявителей осуществляется на безвозмездной основе.

Состав административных процедур (действий),

Предоставление государственной услуги по регистрации РЭС и ВЧУ включает в себя следующие административные процедуры:

регистрация РЭС и ВЧУ и внесение записи в Реестр;

предоставление выписки из Реестра;

исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

Выполнение территориальными органами Службы указанных административных процедур осуществляется как в электронной форме, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Предоставление государственной услуги по регистрации РЭС и ВЧУ и выполнение указанных административных процедур в многофункциональных центрах не осуществляется.

Предоставление государственной услуги по регистрации РЭС и ВЧУ осуществляется по заявлению заявителя, подаваемому на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе через Сайт и Единый портал.

Заявление владельца, подаваемое в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае подачи заявления о регистрации РЭС и ВЧУ в электронной форме заявителем, которым является физическое лицо, указанное заявление может быть подписано простой электронной подписью (подтвержденной) в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг».

Образцы заявлений:

Образец заявления о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения (DOCX, 17.21 Kb) ;

Образец заявления на получение выписки из Реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (DOCX, 19.43 Kb) ;

Образец заявления о прекращении действия регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и действия записи в Реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (DOCX, 14.36 Kb).

О регистрации РЭС с использованием единого технического справочника

В целях повышения эффективности информационного обмена и построения единого информационного пространства Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций разработан и введен в действие приказом Роскомнадзора от 19 января 2011 г. № 23 Единый технический справочник радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее - ЕТС).

Информация о типах и наименованиях РЭС и ВЧУ находится на информационном портале ЕТС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.ets-res.ru

Основным источником получения информации о наименованиях, технических характеристиках и параметрах излучения РЭС и ВЧУ являются сведения, указываемые заводами - изготовителями радиоэлектронной аппаратуры.

Учитывая изложенное, просим владельцев РЭС и ВЧУ, в документах, подаваемых для регистрации РЭС и ВЧУ (Заявление и перечень технических характеристик и параметров излучения РЭС), указывать наименование РЭС и ВЧУ в строгом соответствии с ЕТС или в соответствии с наименованием, присвоенным данному средству заводом изготовителем.

Публичная часть реестра зарегистрированных средств и высокочастотных устройств

Публичная часть реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств размещена на Сайте Службы.


Оценить

Время публикации: 19.11.2009 15:30
Последнее изменение: 24.04.2019 16:14

Курс “Введение в специальность технология радиоэлектронных средств” является базой для многих специальных дисциплин конструкторско-технологического профиля. Широкое распространение радиоэлектронных средств во всех отраслях народного хозяйства вызывает необходимость получения специалистами всех специальностей основ теоретических и практических знаний по существующей технологии разработки, изготовления и эксплуатации радиоэлектронных средств (РЭС).

Под РЭС понимают изделие и его составные части, в основу функционирования которых положены принципы радиотехники и электроники. Термин «радиотехника» широко использовался до 50-х годов ХХ века и определял область науки и техники, связанную c генерацией, излучением, приемом и преобразованием радиоволн. Электроника это область науки, связанная с созданием приборов, принцип работы которых основан на взаимодействии электронов с электромагнитными полями внутри вакуумных приборов и полупроводников (элементная база РЭС).

Электроника прошла несколько этапов развития, за время которых сменилось несколько поколений элементной базы: дискретная электроника электровакуумных приборов, дискретная электроника полупроводниковых приборов, интегральная электроника микросхем (микроэлектроника), интегральная электроника функциональных микроэлектронных устройств (функциональная микроэлектроника).

Элементная база электроники развивается непрерывно возрастающими темпами. Каждое поколений, появившись в определенный момент времени, продолжает совершенствоваться в наиболее оправданных направлениях. Развитие изделий электроники от поколения к поколению идет в направлении их функционального усложнения, повышения надежности и срока службы, уменьшения габаритных размеров, массы, стоимости и потребляемой энергии, упрощения технологии и улучшения параметров электронной аппаратуры.

Становление микроэлектроники как самостоятельной науки стало возможным благодаря использованию богатого опыта и базы промышленности, выпускающей дискретные полупроводниковые приборы. Однако по мере развития полупроводниковой электроники выяснились серьезные ограничения применения электронных явлений и систем на их основе.

Поэтому микроэлектроника продолжает продвигаться быстрыми темпами как в направлении совершенствования полупроводниковой интегральной технологии, так и в направлении использования новых физических явлений.

Изделия микроэлектроники: интегральные микросхемы различной степеней интеграции, микросборки, микропроцессоры, мини- и микро-ЭВМ – позволили осуществить проектирование и промышленное производство функционально сложной радио- и вычислительной аппаратуры, отличающейся от аппаратуры предыдущих поколений лучшими параметрами, более высокими надежностью и сроком службы, меньшими потребляемой энергией и стоимостью. РЭС на базе изделий микроэлектроники находит широкое применение во всех сферах деятельности человека. Созданию систем автоматического проектирования, промышленных роботов, автоматизированных и автоматических производственных линий, средств связи и многому другому способствует совершенствование РЭС и ее элементной базы.

Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА СВЯЗЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении "Положения о порядке государственного
надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных
средств (РЭС) и высокочастотных устройств
(ВЧ устройств)"

В целях регулирования надзорной деятельности службы Госсвязьнадзора России и во исполнение "Плана мероприятий по устранению недостатков, изложенных в Отчете Главного контрольного управления Президента Российской Федерации о проверке выполнения Главгоссвязьнадзором России возложенных на него задач

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действе с 01.08.98 Положение о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств).

2. Начальникам управлений, отделов Главгоссвязьнадзора России, начальникам региональных управлений Госсвязьнадзора России принять Положение к руководству и исполнению (прилагается).

3. Контроль за исполнением приказа возложить на УД (Коканова).

Начальник
Н.А.Логинов

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств)

УТВЕРЖДЕНО
приказом Начальника
Главгоссвязьнадзора России
от 03.07.98 N 48

1. Общие положения

1.1. Государственный надзор за использованием радиочастот, РЭС и ВЧ устройств (далее - надзор за РЭС) осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом "О связи" , "Положением о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации" , утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15.11.93 N 1156 , постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.93 N 30 "Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации" , "Положением о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации РЭС (ВЧ устройств)" , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 643, "Особыми условиями приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 832, "Положением о защите радиоприема от индустриальных помех" , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.97 N 1142 и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР).

1.2. Надзору органов Госсвязьнадзора России подлежит деятельность по связи юридических, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физических лиц - владельцев РЭС (ВЧ устройств) гражданского применения: радиостанций всех назначений, радиопередатчиков всех назначений (судовых, береговых, радиосвязных радиовещательных телевизионных), радиолокационных станций, радиорелейных станций, земных станций спутниковой связи, радиоудлинителей телефонных линий связи, радиомикрофонов, устройств охранной сигнализации, радиосистем персонального вызова и поиска, радиомодемов, высокочастотных устройств независимо от срока эксплуатации, характера радиоизлучения, диапазона радиочастот и назначения (в том числе РЭС, входящих в качестве комплектующих изделий в различное оборудование и транспортные средства) и других РЭС, которые подлежат обязательной регистрации в органах Госсвязьнадзора России, а также владельцев РЭС, в том числе иностранных, временно ввозящих РЭС из-за границы для использования на спортивных соревнованиях, выставках, ярмарках и других мероприятиях.

Надзор за РЭС гражданского применения, которые не подлежат регистрации в органах Госсвязьнадзора России (бесшнуровые телефонные аппараты (радиотелефоны) и радиомикрофоны с мощностью излучения менее 10 мВт, детские радиопереговорные устройства и радиоуправляемые игрушки, работающие в полосах радиочастот 26957-27283 кГц с мощностью излучения менее 10 мВт, высокочастотные устройства с мощностью в нагрузке менее 5 Вт), осуществляется в части соблюдения порядка и правил их ввоза и реализации (торгующими организациями), а на этапе эксплуатации - при жалобах на помехи со стороны этих РЭС.

1.3. Действие Положения не распространяется на организации министерств и ведомств, находящихся на радиочастотном обеспечении Минобороны России (в случае использования РЭС указанных министерств и ведомств в коммерческих целях на них распространяется действия настоящего Положения). Перечень министерств и ведомств, находящихся на радиочастотном обеспечении Минобороны России, а также текущие уточнения Перечня доводятся Главгоссвязьнадзором России до региональных управлений Госсвязьнадзора России установленным порядком по согласовании с Минобороны России.

1.4. Настоящее Положение определяет деятельность органов Госсвязьнадзора России по надзору за РЭС на этапах создания сетей (объектов) радиосвязи и в процессе их эксплуатации.

1.5. В настоящем Положении используются термины и определения, приведенные в Приложении.

1.6. Оператор (владелец РЭС, ВЧ устройства; далее - владелец РЭС) должен осуществлять эксплуатацию радиоэлектронного средства и высокочастотного устройства на основании выданных органами Госсвязьнадзора России разрешений на их эксплуатацию, а также в соответствии с технической и эксплуатационной документацией и несет полную ответственность за качество связи.

1.7. Основными задачами органов Госсвязьнадзора России при осуществлении надзора за РЭС являются:

1.7.1. Осуществление надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами:

Правил устройства сетей и сооружений радиосвязи, телевидения, радиовещания, систем радионавигации и радиоопределения (далее радиосвязи), требований нормативно-технической документации по организации их технической эксплуатации, соблюдению техники безопасности;

Порядка испытаний действующих сооружений радиосвязи на соответствие стандартам и утвержденной технической (проектной) документации;

Требований по использованию радиочастот и РЭС в условиях выданных лицензий;

Требований применения на сетях и сооружениях радиосвязи оборудования, сертифицированного установленным порядком;

Порядка использования РЭС и ВЧ устройств в соответствии с выданными разрешениями;

Уровня предельно допустимых помех теле- и радиоприему, создаваемых техническими средствами, в том числе ВЧ устройствами;

Требований использования только аттестованных и поверенных средств измерительной техники.

1.7.2. Осуществление контроля за соответствием параметров радиоизлучения и приема РЭС, уровней индустриальных помех и предоставляемых услуг связи установленным нормам.

1.7.3. Проведение работ по обеспечению электромагнитной совместимости РЭС, осуществление контроля за помехами теле- и радиоприему, выявлению юридических и физических лиц, использующих РЭС и ВЧ устройства без соответствующих разрешений органов Госсвязьнадзора России, и пересечению их работы.

1.7.4. Проведение работ по контролю лицензиатов за выполнением ими условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области радиосвязи, телевидения и радиовещания.

Примечание: Порядок контроля за выполнением условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области связи с использованием РЭС определяется действующими нормативными документами по контролю лицензируемой деятельности в области связи и в настоящем Положении не рассматривается.

1.8. В целях выполнения функций надзора государственные инспекторы органов Госсвязьнадзора России имеют право:

Беспрепятственно входить при предъявлении служебного удостоверения в эксплуатационно-технические помещения связи для выполнения возложенных на службу задач;

Проверить у юридических и физических лиц наличие разрешения органов Госсвязьнадзора России на эксплуатацию РЭС (ВЧ устройства), если оформление такого разрешения на эксплуатируемую аппаратуру предусмотрено действующими нормативно-правовыми документами;

Затребовать у оператора (владельца РЭС) сведения, связанные с деятельностью по радиосвязи, а также осуществлять проверку деятельности, связанной с использованием радиочастот и РЭС;

Требовать от операторов (владельцев РЭС) соблюдения условий, предусмотренных разрешительными документами на осуществление деятельности по радиосвязи;

Проводить инспекцию на любом объекте радиосвязи в любое время, с целью проверки его технических характеристик условий эксплуатации, технического обслуживания, соблюдения техники безопасности и выполнения условий лицензии (в случае предоставления услуг связи);

Составлять акты (протоколы) о нарушениях порядка эксплуатации РЭС (ВЧ устройств);

Выдавать обязательные для выполнения организациями, юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений правил устройства сетей и сооружений радиосвязи, технической эксплуатации средств радиосвязи и вспомогательного оборудования, техники безопасности при их эксплуатации и немедленного отключения излучающих РЭС, работающих без разрешения или с отклонениями от присвоенных значений рабочих частот, а также устранения в установленный срок нарушений требований к параметрам радиоизлучения и приема и/или помех теле- и радиоприему;

Вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или прекращении деятельности по радиосвязи юридических и физических лиц, не имеющих лицензий на предоставление услуг связи или нарушающих условия выданных лицензий;

Применять в установленном порядке штрафные санкции и вносить предложения о привлечении к ответственности в соответствии с действующим законодательством руководителей организаций, других юридических и физических лиц, виновных в нарушении требований при осуществлении деятельности по радиосвязи;

Лишать права на эксплуатацию РЭС (ВЧ устройства);

Принимать в установленном порядке меры по изъятию и конфискации РЭС (ВЧ устройства).

1.9. Оплата услуг (работ) по регистрации, контролю и инспектированию РЭС и ВЧ устройств, контролю использования частотных присвоений осуществляется по тарифам, утверждаемым Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи.

Другие виды услуг (работ), выполняемые управлениями Госсвязьнадзора России оплачиваются в соответствии с действующим законодательством.

1.10. При необходимости, на основе требований Положения могут быть разработаны соответствующие инструкции для проверки конкретных типов сетей (объектов) радиосвязи, в которых должны быть учтены их специфические особенности и конкретные условия использования.

2. Порядок надзора за использованием радиочастот, РЭС и ВЧ устройств

2.1. При надзоре за РЭС органы Главсвязьнадзора России осуществляют проверку соответствия условий использования радиочастот и РЭС положениям и требованиям действующих в Российской Федерации законодательных и нормативно-технических документов в области связи и использования радиочастотного спектра разрешительных документов органов Госсвязьнадзора России, а также выданных оператору (владельцу РЭС) лицензий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (в случае предоставления услуг связи).

2.2. Значения параметров радиоизлучения и приема РЭС должны соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам, Нормам ГКРЧ России, требованиям эксплуатационно-технической документации на РЭС и условиям разрешительных документов, выданных органами Госсвязьнадзора России на использование радиочастот и эксплуатацию РЭС.

2.3. Контроль за параметрами радиоизлучения и приема РЭС и уровней индустриальных радиопомех, состоянием электромагнитной обстановки и эффективностью использования (загрузкой) присвоенных радиочастот осуществляется органами Госсвязьнадзора России в соответствии с действующими ГОСТами, Нормами ГКРЧ России, инструкциями при плановых проверках (инспекторский контроль), а также методом эфирного радиоконтроля.

При плановых проверках необходимые измерения проводятся совместно с обслуживающим персоналом объекта радиосвязи с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, поверенной органами метрологической службы Российской Федерации установленным порядком.

2.4. При надзоре за РЭС органы Госсвязьнадзора России:

На основании экспертизы ЭМС РЭС и согласования, установленным порядком, оформляют и выдают разрешения на использование радиочастот для установки и эксплуатации РЭС;

Рассматривают и согласовывают технические задания на разработку и технические условия на изготовление (производство) РЭС;

Выдают разрешения на приобретение РЭС;

Осуществляют надзор за порядком ввоза из-за границы и продажи РЭС;

Проводят регистрацию начала строительства объектов радиосвязи (за исключением РЭС, для которых не требуется регистрация начала строительства);

Производят экспертизы вновь вводимых или реконструируемых сетей (объектов) радиосвязи;

Участвуют в приемочных комиссиях по вводу сетей (объектов) радиосвязи в эксплуатацию;

Выдают разрешения на эксплуатацию РЭС;

Осуществляют эфирный радиоконтроль за использованием частотных присвоений и параметрами радиоизлучения, за соблюдением Правил ведения радиообмена, а также в целях выявления незаконно действующих передатчиков (НДП);

Выполняют работы по осуществлению контроля за обеспечением электромагнитной совместимости РЭС;

Выполняют работы по отысканию и устранению радиопомех радиои телевизионному приему, а также действующим РЭС;

Проводят работы по обнаружению и определению местонахождения НДП;

Осуществляют проверки использования выделенных радиочастот и эксплуатации РЭС операторами (владельцами РЭС);

Осуществляют контроль лицензиатов - операторов радиосвязи (владельцев РЭС) за выполнением ими условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области связи с использованием РЭС;

Продлевают срок, приостанавливают или прекращают действие разрешения на эксплуатацию РЭС на основании актов или заключений по их проверке.

2.5. Надзор за РЭС проводится органами Госсвязьнадзора России путем:

Проверки регистрационных и разрешительных документов у оператора (владельца РЭС), определяющих его деятельность, и сверки указанных в них условий использования с их практической реализацией;

Проведения внешнего осмотра и необходимых измерений характеристик РЭС;

Эфирного радиоконтроля характеристик излучения РЭС;

Контроля выполнения обслуживающим персоналом требований по технической эксплуатации РЭС;

Получения сведений о качестве и объемах предоставленных услуг радиосвязи от операторов (получение трафиков) и от их пользователей (путем опроса, анкетирования и т.п.);

Анализа результатов предыдущих проверок и хода устранения выявленных ранее недостатков.

2.6. При контроле параметров радиоизлучения РЭС измеряются характеристики радиопередающего устройства в соответствии с техническими требованиями на данный вид устройств, в том числе:

Мощность основного излучения;

Уровень побочных излучений;

Соответствие класса излучения указанному в разрешении на эксплуатацию РЭС;

Ширина полосы частот;

Отклонение частоты передатчика от присвоенного значения.

Для ВЧ устройства - рабочая частота и ее отклонение, а также уровень индустриальных радиопомех по ГОСТ 23450 (Нормы 5-89).

2.7. Состояние электромагнитной обстановки контролируется путем измерения в заданных точках пространства и полосах радиочастот значений напряженности (плотности потока мощности) электромагнитного поля.

Измеренные значения параметров электромагнитной обстановки используются при определении причин возникновения помех РЭС, находящихся в эксплуатации, а также при проведении анализа загрузки радиочастотного спектра для оценки возможности дополнительного выделения радиочастот.

2.8. Анализ эффективности использования радиочастотного спектра проводится на основе результатов проведенных работ по измерению параметров излучения и приема РЭС, контролю электромагнитной обстановки и загрузки используемых радиоэлектронными средствами радиочастот.

2.9. Органы Госсвязьнадзора России должны осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим РЭС, правил технической эксплуатации и техники безопасности при их обслуживании, давать обязательные для руководителей организаций, юридических и физических лиц указания (предписания) о принятии мер к лицам, не прошедшим проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации или нарушающих эти правила.

Своевременность и качество проводимого технического обслуживания оценивается на основании соответствия и сроков работ, проведенных обслуживающим персоналом и отображенных в журналах технического обслуживания, требованиям и положениям, указанным в эксплуатационной документации. Одновременно, проверяется укомплектованность и правильность ведения эксплуатационной и учетной документации.

2.10. Органы Госсвязьнадзора России должны проводить работу по выявлению лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений органов Госсвязьнадзора России, а в случае предоставления услуг связи - также лицензий Госкомсвязи (Минсвязи) России и ФСТР России (при необходимости).

При выявлении юридических (физических) лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений, нарушающих правила ввоза в Российскую Федерацию, приобретения, продажи, проектирования, строительства, установки и использования РЭС и ВЧ устройств региональные Управления Госсвязьнадзора России и Управление надзора за радиоэлектронными средствами по г.Москве и Московской области (УНРС) применяют к нарушителям административные меры в соответствии с КоАП РСФСР и информируют, при необходимости, о выявленном правонарушении в деятельности по связи и принятых мерах Главгоссвязьнадзор России.

2.11. Результаты надзора за РЭС, осуществляемого региональными Управлениями Госсвязьнадзора России, УНРС, оформляются актами, протоколами измерений, которые подписываются представителем (государственным инспектором) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС.

В случае выявления в ходе проведения надзора недостатков или правонарушений в деятельности по связи представитель (государственный инспектор) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС обязан выписать оператору (владельцу РЭС) предписание с указанием сроков устранения недостатков или протокол об административном нарушении в соответствии с КоАП РСФСР .

Предписания, в зависимости от характера нарушения, могут быть:

Об устранении нарушений без приостановления эксплуатации РЭС (с указанием сроков устранения нарушений);

О приостановлении эксплуатации РЭС (при отсутствии разрешительных документов; при нарушении условий использования радиочастот и РЭС, в результате которых создаются помехи другим РЭС; при нарушении требований техники безопасности, в результате которого создается угроза жизни и здоровью работников и других лиц).

Органы Госсвязьнадзора России ведут учет количества выданных предписаний и осуществляют контроль за их выполнением.

2.12. Надзор за РЭС на этапе эксплуатации проводится региональными управлениями Госсвязьнадзора России и УНРС с момента выдачи оператору радиосвязи (владельцу РЭС) разрешения на эксплуатацию РЭС и осуществляется в соответствии с планами надзора за РЭС. При осуществлении инспекторского контроля проводятся плановые, повторные и внеплановые проверки.

Под плановыми проверками понимаются проверки, которые осуществляются в соответствии с заранее составленным графиком проверок.

Повторные проверки производятся в целях проверки выполнения оператором радиосвязи (владельцем РЭС) предписаний, выданных по результатам предыдущей проверки.

Под внеплановыми проверками понимаются проверки, производимые при:

При рассмотрении жалоб на радиопомехи и качество предоставляемых услуг радиосвязи;

По поручениям Главгоссвязьнадзора России, органов федеральной власти и органов власти субъектов федерации;

При обращениях операторов радиосвязи (владельцев РЭС), связанных с их потребностями (в продлении или переоформлении ранее выданных разрешений).

При плановых проверках региональные Управления Госсвязьнадзора России, УНРС заблаговременно извещает операторов (владельцев РЭС) о сроках и объемах проведения работ.

Внеплановые проверки могут проводиться без предварительного уведомления.

При этом основное внимание должно быть обращено на те пункты условий осуществления деятельности оператора, которые привели к необходимости ее проведения. Допускается также выборочная проверка выполнения условий осуществления оператором (владельцем РЭС) деятельности по радиосвязи.

2.13. Планирование контроля за РЭС (инспекторского и эфирного радиоконтроля) проводится региональным Управлением Госсвязьнадзора России и УНРС путем составления планов, утверждаемых руководством данного Управления.

Планы должны содержать перечень организаций, мероприятий и ориентировочные сроки с указанием исполнителей.

Планирование контроля за РЭС осуществляется с учетом важности сетей (объектов) радиосвязи и РЭС, а также с учетом обеспечения ежегодного охвата надзором не менее 30% сетей (объектов) радиосвязи.

Проведению инспекторского контроля за РЭС должен предшествовать предварительный анализ документов регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС и результатов эфирного радиоконтроля по проверяемому объекту радиосвязи с целью разработки плана проведения проверки. При необходимости также может быть проведен опрос или анкетирование пользователей радиосвязью.

3. Обеспечение ЭМС при появлении радиопомех РЭС

3.1. С целью исключения радиопомех другим РЭС региональные Управления Госсвязьнадзора России, УНРС обязаны контролировать соблюдение операторами радиосвязи (владельцами РЭС):

Частотных, территориальных, временных, энергетических и других ограничений на работу своих РЭС, установленные соответствующими разрешительными документами, выданными органами Госсвязьнадзора России;

Параметров радиоизлучения своих РЭС (с записью в журнале технического обслуживания РЭС) и обеспечивать их соответствие требованиям ГОСТов и других нормативно-технических документов;

Принимать меры по приведению параметров радиоизлучения и условий использования РЭС, в случае получения обоснованных претензий на радиопомехи от владельцев других РЭС, в соответствие с установленными требованиями.

В случае неправомерного использования оператором (владельцем РЭС) радиочастот и РЭС, нарушения условий их использования, определенных выданным разрешением, его деятельность должна быть приостановлена или прекращена, а к нарушителю применены меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3.2. При возникновении радиопомех действующим РЭС владельцы последних принимают меры по выяснению причин их возникновения. В случае невозможности выявления и устранения радиопомех своими силами владельцы этих РЭС обращаются в соответствующее региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС, которое принимает меры по исключению указанных радиопомех самостоятельно или во взаимодействии с региональными или центральными (через Главгоссвязьнадзор России) радиочастотными органами Минобороны России и ФАПСИ.

Данные о воздействии на РЭС радиопомех представляются на унифицированных машиноориентированных бланках в соответствии с "Положением о Единой системе сбора и использования информации, необходимой для решения задач ЭМС РЭС всех назначений" (форма 2П).

3.3. Для устранения помех РЭС региональными управлениями Госсвязьнадзора России, УНРС проводятся следующие работы:

Проверка условий использования радиочастот и РЭС операторами (владельцами РЭС);

Измерение радиопомехи на объекте радиосвязи (определение значений номиналов радиочастот, уровня и азимутального пеленга мешающих сигналов на входе радиоприемного устройства РЭС в некоторой полосе частот ниже и выше рабочей частоты РЭС, а также влияния помехи на параметры выходного сигнала оконечного устройства РЭС);

Анализ сведений о помехе на основе информации о РЭС, расположенных в районе действия помехи, с целью определения перечня и принадлежности РЭС - возможного источника помехи;

Экспериментальное определение источника помех среди РЭС, проводимое путем их выключения;

Определение возможности создания помехи от РЭС военного применения (если это необходимо);

Определение причины возникновения недопустимой помехи и разработка организационно-технических мероприятий по ее устранению;

Контроль за реализацией мероприятий по устранению непреднамеренной помехи.

3.4. При поступлении претензий от иностранных государств на помехи, создаваемые радиоэлектронными средствами гражданского применения, Главгоссвязьнадзор России определяет правовую основу этих претензий, устанавливает принадлежность РЭС, создающих радиопомехи, принимает меры по их устранению и информирует о принятых мерах соответствующие администрации связи.

3.5. С целью предотвращения возможных помех РЭС при выполнении особо важных работ и мероприятий, Главгоссвязьнадзор России по заявке Минобороны России вводит временные запреты (ограничения) на работу РЭС - потенциальных источников радиопомех.

Порядок введения временных запретов (ограничений) определяется специальным Положением.

3.6. В целях предотвращения работы неразрешенных к эксплуатации РЭС региональные управления Госсвязьнадзора России, УНРС проводят совместные с органами МВД России рейды по обнаружению неразрешенных к эксплуатации РЭС и их изъятию, осуществляют надзор за порядком реализации РЭС торгующими организациями.

4. Продление срока, приостановление или прекращение действия разрешения на эксплуатацию РЭС

4.1. Продление срока действия разрешения на эксплуатацию РЭС осуществляется на основании обращения оператора в соответствующее региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС.

В противном случае, по истечении срока действия выданное оператору разрешение на эксплуатацию РЭС аннулируется автоматически и дальнейшая эксплуатация РЭС не допускается.

Прекращение или приостановление действия разрешения на эксплуатацию РЭС осуществляется на основе оценки состояния объекта радиосвязи и деятельности оператора (владельца РЭС) в процессе его работы по обеспечению радиосвязи.

4.2. По представленным материалам на продление срока действия разрешения на эксплуатацию РЭС региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС проводит оценку деятельности оператора (владельца РЭС) за период эксплуатации РЭС и оформляет соответствующее заключение.

В заключении должны содержаться сведения:

О существующем техническом состоянии объекта радиосвязи;

О выполнении оператором (владельцем РЭС) условий использования радиочастот и РЭС в период действия разрешения;

Об имевших место со стороны оператора (владельца РЭС) правонарушениях в вопросах использования радиочастот и РЭС и результатах их устранения;

Выводы и предложения о дальнейшей деятельности оператора (владельца РЭС).

На основании этого заключения для РЭС с децентрализованным присвоением радиочастот региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС принимает решение о продлении разрешения на эксплуатацию РЭС на новый срок или о прекращении его действия.

По РЭС с централизованным присвоением радиочастот оформленное заключение направляется региональным Управлением Госсвязьнадзора России, УНРС в Главгоссвязьнадзор России для продления или аннулирования разрешения на использование радиочастот.

Главгоссвязьнадзор России рассматривает представленное заключение и в случае принятия решения о продлении деятельности оператора (владельца РЭС) в установленный срок переоформляет разрешение на использование радиочастот, на основании которого региональным управлением Госсвязьнадзора России, УНРС переоформлялся разрешение на эксплуатацию РЭС.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания в виде предупреждения, штрафа, лишения права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств от имени органов государственного надзора за связью в Российской Федерации вправе: Главный государственный инспектор по надзору за связью в Российской Федерации, старшие государственные инспектора по надзору за связью в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

5. Отчетность по надзору за использованием радиочастот и РЭС

Региональные управления Госсвязьнадзора России и УНРС ведут отчетность по надзору за использованием радиочастот и РЭС, результаты представляют в Главгоссвязьнадзор России установленным порядком.

Приложение. Термины и определения, применяемые в Положении

Приложение
к п.1.5

Высокочастотные устройства (ВЧ устройства) - технические средства (оборудование, аппараты, приборы и т.п.), предназначенные для генерирования и местного использования радиочастотной энергии для промышленных, научных, медицинских, бытовых или подобных целей, за исключением применения в области электросвязи.

Лицензия - документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с Федеральным законом "О связи" и иными правовыми актами для осуществления деятельности в области связи.

Лицензиат - физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию Госкомсвязи России на право предоставления услуг связи в Российской Федерации.

Объект радиосвязи - совокупность РЭС, технических средств и сооружений, предназначенных для осуществления радиосвязи и находящихся в ведении юридического или физического лица.

Оператор радиосвязи (владелец РЭС) - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и обеспечению радиосвязи, в том числе предоставление услуг радиосвязи.

Радиосвязь - всякая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода, осуществляемая посредством радиоволн.

Радиоэлектронная обстановка - совокупность радиоэлектронных средств в заданном районе пространства.

Радиоэлектронное средство (РЭС) - техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств или их комбинации и вспомогательного оборудования, предназначенных для передачи и приема радиоволн.

Пользователи связи - физические и юридические лица, являющиеся потребителями услуг связи.

Техническое средство - изделие, оборудование, аппаратура или их составные части, функционирование которых основано на законах электротехники, радиотехники и(или) электроники, содержащие электронные компоненты и(или) схемы, которые выполняют одну или несколько следующих функций: усиление, генерирование, преобразование, переключение и запоминание. Оно может быть радиоэлектронным средством, средством вычислительной техники, средством электронной автоматики, электротехническим средством, а также изделием промышленного, научного и медицинского назначения.

Услуга радиосвязи - продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке сообщений с помощью радиосвязи.

Эксплуатация - целевое использование РЭС (ВЧ устройств) в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.

Электромагнитная обстановка - совокупность радиочастотных сигналов в заданном районе (точке) пространства.

Электромагнитная совместимость - способность РЭС одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них радиопомех и не создавать недопустимых радиопомех другим РЭС.

Текст документа сверен по:
Сборник нормативных документов по вопросам
использования радиочастот в радиоэлектронных
системах и высокочастотных устройствах
гражданского применения,
1999 год

2.1. При надзоре за РЭС органы Главсвязьнадзора России осуществляют проверку соответствия условий использования радиочастот и РЭС положениям и требованиям действующих в Российской Федерации законодательных и нормативно - технических документов в области связи и использования радиочастотного спектра разрешительных документов органов Госсвязьнадзора России, а также выданных оператору (владельцу РЭС) лицензий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (в случае предоставления услуг связи).

2.2. Значения параметров радиоизлучения и приема РЭС должны соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам, Нормам ГКРЧ России, требованиям эксплуатационно - технической документации на РЭС и условиям разрешительных документов, выданных органами Госсвязьнадзора России на использование радиочастот и эксплуатацию РЭС.

2.3. Контроль за параметрами радиоизлучения и приема РЭС и уровней индустриальных радиопомех, состоянием электромагнитной обстановки и эффективностью использования (загрузкой) присвоенных радиочастот осуществляется органами Госсвязьнадзора России в соответствии с действующими ГОСТами, Нормами ГКРЧ России, инструкциями при плановых проверках (инспекторский контроль), а также методом эфирного радиоконтроля.

При плановых проверках необходимые измерения проводятся совместно с обслуживающим персоналом объекта радиосвязи с использованием контрольно - измерительной аппаратуры, поверенной органами метрологической службы Российской Федерации установленным порядком.

2.4. При надзоре за РЭС органы Госсвязьнадзора России:

На основании экспертизы ЭМС РЭС и согласования, установленным порядком, оформляют и выдают разрешения на использование радиочастот для установки и эксплуатации РЭС;

Рассматривают и согласовывают технические задания на разработку и технические условия на изготовление (производство) РЭС;

Выдают разрешения на приобретение РЭС;

Осуществляют надзор за порядком ввоза из-за границы и продажи РЭС;

Проводят регистрацию начала строительства объектов радиосвязи (за исключением РЭС, для которых не требуется регистрация начала строительства);

Производят экспертизы вновь вводимых или реконструируемых сетей (объектов) радиосвязи;

Участвуют в приемочных комиссиях по вводу сетей (объектов) радиосвязи в эксплуатацию;

Выдают разрешения на эксплуатацию РЭС;

Осуществляют эфирный радиоконтроль за использованием частотных присвоений и параметрами радиоизлучения, за соблюдением Правил ведения радиообмена, а также в целях выявления незаконно действующих передатчиков (НДП);

Выполняют работы по осуществлению контроля за обеспечением электромагнитной совместимости РЭС;

Выполняют работы по отысканию и устранению радиопомех радио- и телевизионному приему, а также действующим РЭС;

Проводят работы по обнаружению и определению местонахождения НДП;

Осуществляют проверки использования выделенных радиочастот и эксплуатации РЭС операторами (владельцами РЭС);

Осуществляют контроль лицензиатов - операторов радиосвязи (владельцев РЭС) за выполнением ими условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области связи с использованием РЭС;

Продлевают срок, приостанавливают или прекращают действие разрешения на эксплуатацию РЭС на основании актов или заключений по их проверке.

2.5. Надзор за РЭС проводится органами Госсвязьнадзора России путем:

Проверки регистрационных и разрешительных документов у оператора (владельца РЭС), определяющих его деятельность, и сверки указанных в них условий использования с их практической реализацией;

Проведения внешнего осмотра и необходимых измерений характеристик РЭС;

Эфирного радиоконтроля характеристик излучения РЭС;

Контроля выполнения обслуживающим персоналом требований по технической эксплуатации РЭС;

Получения сведений о качестве и объемах предоставляемых услуг радиосвязи от операторов (получение трафиков) и от их пользователей (путем опроса, анкетирования и т.п.);

Анализа результатов предыдущих проверок и хода устранения выявленных ранее недостатков.

2.6. При контроле параметров радиоизлучения РЭС измеряются характеристики радиопередающего устройства в соответствии с техническими требованиями на данный вид устройств, в том числе:

Мощность основного излучения;

Уровень побочных излучений;

Соответствие класса излучения указанному в разрешении на эксплуатацию РЭС;

Ширина полосы частот;

Отклонение частоты передатчика от присвоенного значения.

Для ВЧ устройства - рабочая частота и ее отклонение, а также уровень индустриальных радиопомех по ГОСТ 23450 (Нормы 5-89).

2.7. Состояние электромагнитной обстановки контролируется путем измерения в заданных точках пространства и полосах радиочастот значений напряженности (плотности потока мощности) электромагнитного поля.

Измеренные значения параметров электромагнитной обстановки используются при определении причин возникновения помех РЭС, находящихся в эксплуатации, а также при проведении анализа загрузки радиочастотного спектра для оценки возможности дополнительного выделения радиочастот.

2.8. Анализ эффективности использования радиочастотного спектра проводится на основе результатов проведенных работ по измерению параметров излучения и приема РЭС, контролю электромагнитной обстановки и загрузки используемых радиоэлектронными средствами радиочастот.

2.9. Органы Госсвязьнадзора России должны осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим РЭС, правил технической эксплуатации и техники безопасности при их обслуживании, давать обязательные для руководителей организаций, юридических и физических лиц указания (предписания) о принятии мер к лицам, не прошедшим проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации или нарушающих эти правила.

Своевременность и качество проводимого технического обслуживания оценивается на основании соответствия и сроков работ, проведенных обслуживающим персоналом и отображенных в журналах технического обслуживания, требованиям и положениям, указанным в эксплуатационной документации. Одновременно проверяется укомплектованность и правильность ведения эксплуатационной и учетной документации.

2.10. Органы Госсвязьнадзора России должны проводить работу по выявлению лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений органов Госсвязьнадзора России, а в случае предоставления услуг связи - также лицензий Госкомсвязи (Минсвязи) России и ФСТР России (при необходимости).

При выявлении юридических (физических) лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений, нарушающих правила ввоза в Российскую Федерацию, приобретения, продажи, проектирования, строительства, установки и использования РЭС и ВЧ устройств региональные Управления Госсвязьнадзора России и Управление надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области (УНРС) применяют к нарушителям административные меры в соответствии с КоАП РСФСР и информируют, при необходимости, о выявленном правонарушении в деятельности по связи и принятых мерах Главгоссвязьнадзор России.

КонсультантПлюс: примечание.

закона

2.11. Результаты надзора за РЭС, осуществляемого региональными Управлениями Госсвязьнадзора России, УНРС, оформляются актами, протоколами измерений, которые подписываются представителем (государственным инспектором) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС.

В случае выявления в ходе проведения надзора недостатков или правонарушений в деятельности по связи представитель (государственный инспектор) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС обязан выписать оператору (владельцу РЭС) предписание с указанием сроков устранения недостатков или протокол об административном нарушении в соответствии с КоАП РСФСР.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Предписания, в зависимости от характера нарушения, могут быть:

Об устранении нарушений без приостановления эксплуатации РЭС (с указанием сроков устранения нарушений);

О приостановлении эксплуатации РЭС (при отсутствии разрешительных документов; при нарушении условий использования радиочастот и РЭС, в результате которых создаются помехи другим РЭС; при нарушении требований техники безопасности, в результате которого создается угроза жизни и здоровью работников и других лиц).

размер шрифта

Международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией в рамках МСЭ и двусторонних или многосторонних соглашений с администрациями иностранных государств, а также обязательствами, принятыми в рамках международных организаций, членом которых является Российская Федерация;

Условиями, определенными решениями ГКРЧ о совместном использовании полос радиочастот РЭС гражданского применения и РЭС, обеспечивающих потребности правительственной связи, правопорядка, безопасности и обороны России;

Условиями обеспечения электромагнитной совместимости РЭС различного применения и условиями совмещения различных радиослужб в Российской Федерации.

3.2. Назначение радиочастот РЭС различного применения осуществляется централизованно или децентрализованно.

Перечни радиочастот и РЭС гражданского применения, назначение радиочастот которым осуществляется децентрализованно, а также процедура централизованного и децентрализованного назначения радиочастот РЭС гражданского применения в конкретных полосах радиочастот определяются ФГУП "Главный радиочастотный центр" по согласованию с Минобороны России.

Перечни радиочастот децентрализованного назначения могут составляться как для всей территории страны, так и для отдельных регионов или районов страны.

Порядок централизованного и децентрализованного назначения радиочастот РЭС военного применения и РЭС федеральных органов исполнительной власти, находящихся на частотном обеспечении Минобороны России, определяет Минобороны России.

3.3. Радиочастотные органы при назначении радиочастот должны учитывать:

Перспективы использования полос радиочастот РЭС различного применения, наличие свободного радиочастотного ресурса и сложившуюся электромагнитную обстановку в конкретном районе (регионе) России, где планируется использование РЭС;

Частотные присвоения, внесенные в Международный справочный регистр частот, и фактическое их использование действующими РЭС;

Необходимость координации частотных назначений с администрациями связи заинтересованных государств в случаях, определенных регламентом радиосвязи или соглашениями с администрациями связи иностранных государств;

Нормы частотно - территориального разноса (ЧТР) и условия использования полос радиочастот и РЭС, устанавливаемые соответствующими решениями ГКРЧ.

3.4. Назначение радиочастот стационарным РЭС гражданского применения проводится органами государственной радиочастотной службы одновременно с согласованием в установленном порядке мест их размещения.

3.5. Работы по вводу РЭС в эксплуатацию на назначенных частотах должны быть выполнены в течение срока, указанного в разрешении на использование радиочастот, который не должен превышать 6 месяцев.

На основании обоснованного обращения пользователя в отдельных случаях допускается продление срока проведения работ по вводу РЭС в эксплуатацию на назначенных частотах на срок не более 6 месяцев. Продление срока для завершения работ оформляется радиочастотным органом один раз.

Разрешение на использование радиочастот, в соответствии с которым не проведены работы по вводу РЭС в эксплуатацию в указанные сроки, утрачивает силу.

3.6. Частотные назначения могут быть изменены:

В соответствии с требованиями настоящего Положения с согласия юридического (физического) лица, которому было дано разрешение на их использование;

В интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

3.7. Частотное назначение РЭС без дополнительных согласований может быть переоформлено на нового пользователя при условии, что на момент передачи (продажи) РЭС разрешения на использование радиочастот и РЭС действительны, а места размещения РЭС и их характеристики не изменились. При этом переоформлению подлежат как решение ГКРЧ (при необходимости), так и разрешение органов государственной радиочастотной службы.

Органы государственной радиочастотной службы, переоформившие разрешение на использование радиочастот, уведомляют в установленном порядке радиочастотные органы, проводившие согласование радиочастот.

3.8. В случае, если возникает необходимость использования приобретенных РЭС гражданского применения в другом районе или для другой цели, владелец РЭС должен получить в установленном порядке решение ГКРЧ (при необходимости) и разрешение органов государственной радиочастотной службы на использование радиочастот в новых условиях.

3.9. Назначение радиочастот РЭС гражданского применения, используемых при проведении научно - исследовательских и экспериментальных работ, проводится в установленном порядке ФГУП "Главный радиочастотный центр" на срок не более 6 месяцев.

Назначение радиочастот указанным РЭС на срок более 6 месяцев ФГУП "Главный радиочастотный центр" осуществляет на основании решений ГКРЧ.

3.10. В полосах радиочастот, распределенных таблицей на первичной основе нескольким службам, радиочастоты РЭС этих служб назначаются на равных условиях исходя из общих принципов, изложенных в настоящем Положении, или в соответствии с планами (условиями) совместного использования этих полос радиочастот, если иное не предусмотрено решениями ГКРЧ.

Для РЭС радиослужб, которым полосы радиочастот распределены таблицей на вторичной основе, радиочастоты назначаются на следующих условиях:

РЭС вторичных служб не должны создавать вредных помех РЭС первичной службы, которым частоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;

РЭС вторичных служб не могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС первичной службы, которым частоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;

РЭС вторичных служб, однако, могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС той же или другой вторичной службы (служб), которым частоты могут быть присвоены позже.

3.11. Для некоторых радиослужб ФГУП "Главный радиочастотный центр" могут разрабатываться территориальные планы частотных назначений РЭС гражданского применения. Эти планы согласовываются с Минобороны России и при необходимости с ФАПСИ. В дальнейшем органы государственной радиочастотной службы при назначении радиочастот РЭС этих радиослужб руководствуются согласованными планами и дополнительных согласований не проводят.

Территориальные планы частотных назначений могут, по мере необходимости, периодически корректироваться и уточняться с учетом изменившихся условий использования выделенного радиочастотного ресурса. Уточнения и изменения, вносимые в территориальные планы частотных назначений, согласовываются с Минобороны России (при необходимости - с ФАПСИ).

3.12. Радиочастотные органы при назначении радиочастот РЭС различного применения должны соблюдать следующий порядок.

В полосах радиочастот категории "ПР" РЭС правительственного применения пользуются правом преимущественного использования радиочастот по отношению к РЭС гражданского применения. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС правительственного применения осуществляются радиочастотными органами Минобороны России или ФАПСИ. Возможность и условия использования радиочастот в этих полосах РЭС гражданского применения определяются отдельными решениями ГКРЧ. На основании этих решений органы государственной радиочастотной службы осуществляют назначения радиочастот конкретным РЭС гражданского применения.

В полосах радиочастот категории "ГР" РЭС гражданского применения пользуются правом преимущественного использования радиочастот по отношению к РЭС правительственного применения. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС гражданского применения осуществляются органами государственной радиочастотной службы без согласования с Минобороны России и ФАПСИ. Возможность и условия использования радиочастот в этих полосах РЭС правительственного применения определяются отдельными решениями ГКРЧ. На основании этих решений назначение радиочастот конкретным РЭС правительственного применения осуществляет Минобороны России или ФАПСИ.

В полосах радиочастот категории "СИ" РЭС правительственного и гражданского применения пользуются равным правом использования радиочастот. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС правительственного и гражданского применения осуществляются радиочастотными органами Минобороны России, ФАПСИ и органами государственной радиочастотной службы соответственно, на условиях совместного использования этих полос радиочастот, определяемых решениями ГКРЧ. В отдельных случаях, при наличии согласованных планов распределения радиочастот, назначение радиочастот радиоэлектронным средствам гражданского применения органы государственной радиочастотной службы осуществляют без согласования с радиочастотными органами Минобороны России и ФАПСИ, а радиоэлектронным средствам правительственного применения радиочастотные органы Минобороны России и ФАПСИ - без согласования с органами государственной радиочастотной службы.

Назначение радиочастот РЭС гражданского применения, входящих в состав спутниковых или космических систем, осуществляется ФГУП "Главный радиочастотный центр" на условиях, определяемых соответствующими решениями ГКРЧ.

3.13. Радиочастоты радиоэлектронным средствам различного применения назначаются на основании расчетов на электромагнитную совместимость с другими РЭС, работающими в совмещенных полосах частот и расположенными в районах размещения данных РЭС, исходя из реальной электромагнитной обстановки. Необходимость разработки условий совместного использования и/или норм частотно - территориального разноса определяется соответствующими решениями ГКРЧ.

Разработка норм ЧТР и методик расчетов ЭМС обеспечивается заявителями. К разработке норм ЧТР и методик расчета ЭМС привлекаются научно - исследовательские организации Минсвязи России, Минобороны России и, при необходимости, ФАПСИ. Нормы ЧТР и методики расчета ЭМС РЭС, утвержденные ГКРЧ, могут применяться радиочастотными органами для РЭС любого заявителя (пользователя). Нормы ЧТР по мере необходимости уточняются и дополняются с учетом изменений технических характеристик РЭС.

3.14. Расчеты электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств гражданского применения проводятся органами государственной радиочастотной службы с привлечением (при необходимости) научных или проектных организаций, имеющих право на проведение таких работ. Результаты этих расчетов используются в процессе планирования и согласования рабочих радиочастот РЭС гражданского применения. Ответственность за полноту и достоверность проведенных расчетов ЭМС несут организации, проводившие эти расчеты.

3.15. При назначении радиочастот правом приоритета пользуется тот заявитель, который первым представил заявку на присвоение радиочастот в установленном порядке.

Частотный ресурс между пользователями может распределяться на конкурсной основе. Победителям конкурса назначение радиочастот осуществляется радиочастотными органами в установленном порядке.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.