Звукоподражание. Звукоподражательные слова(звукоподражания) Звукоподражательные слова и с ними предложения

Их разряды, грамматические особенности, а также другие их функции изучим подробнее в данной статье.

Междометия

Эту часть речи, согласно школьной программе, изучают в шестом или седьмом классе. Хотя стакиваются с ней гораздо чаще. Еще в самом детстве, когда ребенок не умеет разговаривать, его первыми звуками являются именно они. Междометиями в нашем языке принято называть особую группу речи, которая помогает выражать Лингвисты относят их к особой категории. С точки зрения морфологии они являются частью речи. Однако стоят обособленно от самостоятельных и служебных слов. По функциональности они не несут в себе никакую смысловую нагрузку. То есть значений эти слова не имеют, лишь косвенные. Потом их нельзя назвать самостоятельными.

Что касается служебных, которые помогают соединяться словам в предложении и тексте, то и они не передали междометиям своих функций. Эти слова никому не «служат» и ничего не обозначают. Что же это тогда? Это самые обычные эмоции, когда нам не хватает слов выразить их более оформленно. Скажем: «Ах!», и все поймут, что нас что-либо удивило. Услышим: «Тсс!», и сразу же замолчим, поскольку данное слово обозначает прекращение разговоров или каких-либо действий. Предложения с междометиями являются более эмоциональными и гораздо глубже передают то, что сказать словами не всегда получится.

Сравним: «Ох, больно!» и «Мне больно». Оба эти предложения передают одинаковый смысл. Однако первое передает сиюминутное ощущение человека, второе же может означать и длительное чувство боли. Будет достаточно только охнуть, и нас поймут те, кто находится рядом.

Происхождение

Термины «Звукоподражательные слова» и «Междометия» появились очень давно, еще в начале семнадцатого века. Лингвист Смотрицкий ввел их в обиход в 1619-м году. Тогда он именовал их "междуметия", то есть сказанное между слов. По сути, таковыми они и являются.

Некоторые образовались, что называется, стихийно, от наших выкриков. Например, такие, как «А», «О», «Фу», «Ах», не имеют особой истории происхождения. Это наша невольная реакция на какой-либо раздражитель.

Всем известное слово «Баю-бай» берет свои корни от древнерусского слова говорить (баять). Таким образом, укладывая малыша, родители как бы приговаривают, чтобы он уснул.

Знакомое слово «алло», которые мы произносим, отвечая на звонок, пришло к нам из Англии. Его прямое значение - hello, что переводе «Здравствуйте». Поднимая трубку, мы даем знать, что слышим собеседника, одновременно приветствуя его.

Современный сленг с каждым годом создает все новые звукоподражательные слова и междометия. Появились формы «Упс», «Круто», «Бла-бла». Все они являются родственными нашим привычным «Ах», «Ого», «Да-да».

То есть с течением времени одни междометия исчезают, а на смену приходят другие, более актуальные на сегодняшний день.

Словообразование

Как и любая часть речи, междометия имеют свои особые способы образования. Различают следующие:

  • С помощью аффиксов. От слова «А» образуется более ласковое «Аиньки».
  • Переход из одной ч.р. в другую: «Батюшки! » (от им.сущ.), «Обалдеть!» (от глагола), «Круто!» (от наречия).
  • Сращение: «Вот тебе и на», «И не говори».
  • Сложение: «Кис-кис».

Разнообразие способов словообразования доказывает, что данная часть речи не так проста, как кажется на первый взгляд.

Структура

Классифицируют несколько видов междометий в зависимости от того, из скольких частей они состоят. Первая группа - простые. В их структуре всего одно слово и один корень. Примеры: «Ой», «Увы», «Эх».

Следующий вид называют сложными. Такое наименование они получили благодаря тому, что они складываются из нескольких корней. Например: «ах-ах-ах», «да-да-да», «батюшки-светы», «ого-го».

Последней по структуре группой являются составные междометия. Они образованы из нескольких простых слов: «увы и ах», «вот тебе и раз». Как правило, эта группа происходит от имен существительных, к которым прибавляются междометия.

Виды

Принято подразделять их на несколько типов.

  1. Побудительные. Они, заменяя полнозначные слова, сигнализируют о том, что пора действовать: "Давай быстрее!", "Эй, подскажи, как здесь проехать!", "Тсс, говорите тише - спит ребенок".
  2. Эмоциональные. Такие слова невольно вырываются у человека, когда он удивлен или напуган: «Ах, как это мило!» «Ой, какая же сильная гроза!».
  3. Этикетные. Далеко не все знают, что привычные для нас слова «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо» относятся к классу междометий. Они не имеют самостоятельного значения, передавая лишь нашу вежливую интонацию. Например: "Пожалуйста, отпустите меня погулять. Спасибо вам огромное за помощь! Привет, друзья!"

Без слов этой группы вряд ли воспитанный человек может представить свою жизнь. Они помогают не только украсить нашу речь, но и придают ей некий шарм.

Пунктуация

Как же на письме обособляется эта часть речи? Предложения с междометиями, как правило, имеют запятые.

Например: «Эх, как быстро пролетел отпуск!» После эмоционального слова ставится запятая, поскольку оно стоит в начале предложения. Подобные примеры: «Ого, как вас много здесь!», «Фу, как это некрасиво с вашей стороны».

Особое место занимает междометие «о». Употребляясь вместе с другими словами, оно не отделяется запятыми: «О воздух, как ты чист!», «О нет, вынужден в этом деле вам отказать».

В предложении «Ну как же решиться и позвонить?!» слово «ну» не обособляется, поскольку имеет значение усиления. В случае, когда оно обозначает продолжительность действия, то его необходимо выделить запятой: «Ну, не знаю, сколько это будет продолжаться».

Междометие «какой», которое употребляется как высшая степень чего-либо, не обособляется: «Какой прекрасный вечер!», «Какой ты неряха!».

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий

Особой категорией представлены слова, которые имитируют какие-либо звуки. Они, в отличие от междометий, никакой эмоциональности в себе не несут. Их основная функция - передать похожий звук. Например, тиканье часов передается на письме словом «Тик-так». Когда мы услышим пролетающего мимо жука, то воспроизведем его полет как «Жжж». И таких примеров масса.

Кроме того, эта часть речи активно участвует в образовании различных слов: гав - гавкать, хрю - хрюкать, хи-хи - хихикать.

Самое главное их отличие от междометий - разная роль в языке. На первый взгляд, они очень схожи. Однако путать и не стоит, поскольку звукоподражательные слова не передают чувств и эмоций человека. Они лишь повторяют звучание.

Разряды

Звукоподражательные слова в русском языке разделяются на несколько подвидов:

  • Голоса животных (в том числе птиц): кукареку (петух), мяу (котенок), у-у (сова), пи-пи (мышка).
  • Природные звуки: ба-бах (гром), бум (что-то упало), пшш (шипение воды).
  • Имитация музыкальных инструментов: динь-дон (звенит колокол), трень (игра на гитаре).
  • Издаваемые людьми звуки: хрум (есть морковку), топ-топ (кто-то идет), цок (на каблуках).

Это самые распространенные разряды этой части речи. Звукоподражательные слова и междометия составляют особую группу в русском языке, не относясь ни к самостоятельным, ни к служебным.

Синтаксическая роль

Очень любопытно, что в редких случаях такие маленькие словечки могут являться различными членами предложения. Междометия и звукоподражательные слова, примеры которых были многократно приведены нами выше, бывают:

  • Определениями. Например: "Ай да праздник!" В этом случае междометие «Ай да» отвечает на вопрос «Какой?», заменяя слово «Замечательный».
  • Дополнением: И вдруг вдалеке мы услышали тихое «Ау!».
  • Сказуемым: И дверь внезапно - «Хлоп!»
  • Подлежащим: И тут раздалось громкое «Ура».

Роль междометий и звукоподражательных слов в речи

Без этих, казалось бы, простейших словечек наш язык бы очень обеднел. Ведь большинство из них образовано импульсивно, вне зависимости от нашего желания. Позвать на помощь, вскрикнуть от страха, удивиться поступку - все это междометия, звукоподражательные слова. при первых мы рассмотрели ранее. А вот звуки, издаваемые кем или чем-либо, никак на письме не выделяются. При необходимости лишь ставятся кавычки в предложениях, где есть прямая речь.

Речь с помощью этой категории становится гораздо эмоциональнее. Трудно сдержать радость, когда произошло что-то, чего мы ждали давно. Например: «Ого! Наконец-то, это случилось!». Или же в тяжелый момент, когда человек непроизвольно вздыхает: «Эх, ничего хорошего не вышло».

А как же передать звуки, которые издаются животными? Только с помощью специальных слов. Без них это сделать практически невозможно. Такие слова стараются передать похожие звуки, такие как мычание коровы или хрюканье поросенка.

Упражнения

Для того чтобы закрепить пройденный материал, ребята выполняют специальные задания, повторяя звукоподражательные слова. Упражнения на них и на междометия обычно несложные.

  1. Например, необходимо определить разряд определенной группы: «Ах!», «Ой!», «Батюшки!». По всем признакам это эмоциональные междометия, простые по структуре.
  2. Найти звукоподражательные слова в предложениях.

«Шлеп- шлеп» - слышалось за окном. «Чик-чирик» - так воробьи привлекают внимание. Приближаясь к перрону, поезд пропел: «Ту-ту».

  1. Определить, какие звуки могут издавать скрипка, собака, капли дождя, гром, зевающий человек, падение на пол предмета, дрожание от холода.
  2. Отличить, междометия или подражательные слова употреблены в предложениях:

Здравствуйте, товарищи мои.

- «Бах!» - раздалось в тишине.

Ну давай, поторопись уже!

- «Цып-цып!» Так мы пытались подозвать маленьких птичек.

Батюшки-светы! Какой «Ба-бах» сказал нам гром!

Упражнение на предложения с звукоподражательными словами, а также междометиями могут быть очень многообразны. Но в большинстве своем никакой сложности среди учащихся они обычно не вызывают.

Морфологический разбор

Как и любая часть речи, две эти маленькие подгруппы имеют свой алгоритм разбора. При этом абсолютно идентичный.

  • Определяем часть речи.
  • Обозначаем морфологические призники:

Структура

Разряд по предаваемому значению

Неизменяемость

  • Роль в предложении.

Приведем пример анализа. «Вот тебе и на! Не ждали дождя, а он как полил!»

  1. Вот тебе и на - междометие.
  2. Составное по структуре (несколько слов).
  3. Эмоциональное, передает удивление.
  4. Неизменяемое (не может ни склоняться, ни спрягаться)
  5. Не играет никакой синтаксической роли в предложении, поскольку не заменяет самостоятельную часть речи.

Следующий пример: И тут - «Вжик-вжик!» - пролетел мимо нас мяч.

  1. Звукоподражательное слово (передает полет мяча).
  2. Сложное, состоит из двух повторяющихся основ.
  3. Разряд - звук неживой природы.
  4. Неизменяемость.
  5. В предложении будет обстоятельством (отвечает на вопрос «как»).

Еще один пример: Какой ты у меня невнимательный!

  1. Междометие
  2. Простое, из одного слова.
  3. Эмоциональное, передает возмущение.
  4. Неизменяемость.
  5. Обстоятельство (заменяет слова «очень» или «весьма»).

Вывод

Правописание звукоподражательных слов и таких похожих на них междометий обычно не вызывает трудностей. Все они передают эмоции или звуки именно так, как мы их слышим. Необходимо помнить, что повторяющиеся основы, как, например, гав-гав, всегда будут писаться через дефис.

Стихийность в их образовании делает их неотъемлемой частью нашей жизни. Малыши, не умеющие разговаривать, кричат своим мамам лишь определенные звуки. Родители по ним ориентируются, чего хочет их ребенок. Став взрослыми, мы по-прежнему продолжаем пользоваться этими частями речи. Никто не может нас заставить отказаться от выражения собственных эмоций. А звуки природы? Изобразить их нам каждому под силу, а вот написать на бумаге не всегда легко. Для этого и существуют звукоподражательные слова. Они легко повторяют то, что мы слышим, только на письме.

Без таких, казалось бы, незначительных частей речи нам попросту не обойтись. Ежедневно сталкиваясь с ними в устной речи, нам приходится в некоторых использовать их и в письменной.

Не стоит путать их со служебными частями речи, например, с частицами. Порой они очень похожи между собой. Стоит поминить одно непреложное правило: эти слова передают эмоции, чувства и звуки. Никакие другие группы речи этого делать не могут. Как говорится, для каждого - своя необходимая роль.

В русском языке без междометий было бы крайне сложно выражать разнообразные чувства и эмоции, поскольку эта часть речи придает языку богатую окраску. Особое место занимают звукоподражательные междометия, имитирующие звуки природы или предметов. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Что такое междометия и звукоподражательные слова?

Междометие – это особая неизменяемая часть речи, служащая для выражения различных эмоций и чувств, при этом не называя их. Например: Ох! Эх! Эй! Ау! и т. д.

Звукоподражательные слова – это слова, с помощью которых максимально точно передаются звуки, издаваемые разными животными или предметами.

Почему междометия и звукоподражательные слова стоят обособленно?

Междометия нельзя отнести ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Эти слова не играют никакой роли в структуре предложения. Обычно после междометия ставится восклицательный знак.

Например: Ого! Такой красоты я в жизни не видел!

Если междометие входит в состав предложения, оно так же, как обращение, выделяется одной или двумя запятыми.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

После междометия О , как правило, запятая не ставится.

Если слово ну имеет значение усиления, после него тоже не ставится запятая: Ну как не порадеть родному человечку!

Если же междометие ну используется для того, чтобы выразить продолжение или неуверенность, оно будет выделяться запятой: Ну, и решили они перейти реку вброд.

Чем различаются междометия от звукоподражательных слова?

В отличие от междометий, звукоподражательные слова лишены какого-то эмоционального смысла. Они просто передают звуки природы: собачий лай, блеяние овец, гул ветра, мычание коровы, музыку флейты, храп, свист и т. д.

Например: гав-гав, ме-ме-ме, у-у-у, му-му, фью-фью, динь-динь-динь и т. д.

Таблица Разряды междометий по значению

В зависимости от происхождения междометия также делятся на два разряда – производные и непроизводные . Первые произошли от знаменательных частей речи. Вторые состоят из одного или нескольких повторяющихся слогов, нескольких согласных и не ассоциируются ни с какими значимыми словами.

Правописание междометий и звукоподражаний

Непроизводные междометия пишутся так же, как произносятся. Сложные междометия и звукоподражания пишутся через дефис, например: ого-го, трынь-трава, ай-ай-ай, ку-ку, кис-кис-кис и т. д.

Производные междометия пишутся так же, как те слова, от которых они образовались.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 26.

1. Междометие выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Ахти , ребята, вор! (Кр.); Эй , завяжи на память узелок! (Гр.); Увы , на разные забавы я много жизни погубил! (П.); А , не до слов теперь! (Г.); Браво , Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Гонч.); У , какие страсти! (Даль); Эге , да это я совсем не туда попал! (Т.); Чу , сверчок за печкой затрещал (С.‑Щ.); « Батюшки , задавили», — послышался женский голос (Л. Т.); Эх , да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Ш.); Ушица, ей-же-ей , на славу сварена (Кр.); Жизнь, увы , не вечный дар! (П.); Нет уж, дудки , ваша милость! (Ерш.); Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.); Вон та, средняя, ух, прытка в работе (Вс, Ив.).

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак . Если междометие стоит в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине — то со строчной: Тьфу! Оплошал… (Гр.); Караул! Лови, лови, да дави его, дави (П.); Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить (Г.); «У! Баловень!» — тихо ворчит нянька (Гонч.); А! Была не была! (Т.); Ну, ну! Не выдай, конь! (Н.); Подаю в отставку. Баста! Пять лет всё раздумывал и наконец решил (Ч.); Батюшки! Что у тебя с рожей-то? (М. Г.); Ага! Держитесь, теперь мы будем вас ругать! (Аж.); А ныне, ах! за весь его любовный жар готовится ему несносный столь удар (Кр.); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! уже нет (Г.); Марья, знаешь, щедровита, да работать, ух! сердита! (Н.)

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц — нет. Ср.:

О, это была бы райская жизнь!.. (Г.)

О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? (П.)

Ну, давай плясать! (Остр.) Ну как не порадеть родному человечку! (Гр.)

«Ой, кто это?» — испуганно воскликнула Дуся. (Лапт.)

Ой ты гой еси, Волга, мать родная! (П.)

Ах, какие это были ночи! (Гарш.)

Ах ты, обжора! (Кр.)

Примечание. При разграничении подобных случаев учитывается значение и употребление частиц:

1) частица о употребляется при риторическом обращении и запятой не отделяется: О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан! (Кр.); также перед словами да и нет: О да, конечно; О нет, ни в коем случае;

2) частица ах, стоящая перед личным местоимением ты или вы, за которым следует обращение, запятой не отделяется: Ах ты, мерзкое стекло! (П.); Ах ты, степь моя, степь привольная! (К.) Также в сочетании ах да, употребляемом при неожиданном воспоминании о чем-либо упущенном: «Ах да! — вдруг хлопнул себя по лбу Свежевский, — я вот болтаю, а самое важное позабыл вам сказать» (Купр.);

3) частица ну употребляется в усилительном значении и запятой не отделяется: Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! (Гр.); часто в сочетании с что за, с частицами и, уж или с да: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.); Ну и гроза! Давно уж такой не бывало (Реш.); Ну уж и женщины-то ваши хороши (Остр.); « Ну да ! Тебя Гнедко сбросит!» — говорит пренебрежительно Зина (Г.‑М.); ср. также: Ну зачем так резко?; Ну что за вопрос!; Ну пускай я не прав; Ну как, всё в порядке?; Ну что тут скажешь?; Ну скажи!; Ну как вам мне это объяснить?; Вы пришли ну , скажем, в фотоателье; Ну так и жди сюрприза; Ну вот и всё; Ну что вы?; Ну нет; Ну почему нет?; Ну а он? Ну и жара выдалась!; Дайте ну хотя бы эту книгу!; Без него ну просто не справиться с этой работой; Наталья и сама понимала, что только с богиней можно сравнить её, ну с Дианой (А. Т.; в значении ‘допустим; положим’).

4. Внутри цельных сочетаний ай да, ах и, ах вы, ах он, ах ты, ох эти, ух и, ух ты, эй и, эх и, эх ты и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы , запятая не ставится: Ай да мёд! (П.); Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А. Т.); Ах ты жестокий!; Ах он змея!; Ах ты грех какой!; Ах они плуты прожжённые!; Ох эти сплетницы!; Ох и печёт сегодня!; Ух и вино!; Эх и рассердился!; Эх эти шалунишки! В подобных случаях эмоции выражаются не только междометием, но и интонацией: Ух бедная!; Ух что сделано!; Прораб наш — эх башка!

Указанные междометия входят как составной элемент в предложения с повторяющимися словами: Хорошо здесь, ах хорошо!; Трудно ему было сначала, ох трудно !; Тонкий расчёт у командира, эх тонкий!; Нудный ты, ух нудный !; Достанется тебе от матери, ух достанется!, Хочется мне тебе всыпать, ой хочется !

Не разделяются запятой конструкции с междометиями эк, эка: Эк его разобрало! (Г.); Эк ты храпишь, за две комнаты слышно (Гонч.); Эк на вас погибели нет (Т.); Эк ты напугал меня (М.‑С.); Эка раненых-то валится, господи! (Гарш.)

5. Междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях ‘очень’, ‘весьма’, ‘замечательный’, ‘изумительный’, ‘ужасный’), запятой не отделяются: Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (С.‑Щ.); Отстал я от хороших людей, ах как отстал! (Ч.); Самонадеянности море ох как не любит (Соб.); Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Усп.); …Подчас в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка (Г.); Мы могли бы получить ой какие увечья (Бедн.).

6. Выделяются запятыми междометные выражения слава Богу, чёрт возьми, чёрт дери и т. п.: До сих пор, благодарение Богу , подбирались к другим городам (Г.).

Сочетание слава Богу выделяется запятыми, если употреблено для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо: Он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел (П.); …Нынче, слава богу, смирнее, а бывало, на сто шагов отойдёшь, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит (Л.); Слава богу, хоть с этой стороны меня поняли (Ч.).

В значении же ‘хорошо; благополучно’ или ‘в хорошем состоянии’ сочетание слава Богу выполняет роль сказуемого и запятыми не отделяется: Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений, что дома всё слава богу (Пол.); Но старик не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том, что делиться он не даст, пока жив, что дом у него слава богу, а разделить — все по миру пойдут (Л. Т.).

Сочетания чёрт возьми, чёрт дери выделяются запятыми: Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит, — на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! (Л.); Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! (Л. Т.); А я ведь рад, что тебя встретил, чёрт те дери! (М. Г.); Тут ещё на грех рана на бедре открылась, чёрт бы её драл (Перв.).

Но выражения чёрт знает, чёрт дёрнул запятыми не выделяются: Чёрт знает на что расходовался ум воспитанника! (Пом.); Врачи там написали обо мне чёрт знает что (Н. О.); Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать! (Л.); Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать! (Буб.)

7. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова выделяются запятыми или отделяются восклицательным знаком: Только, чур, не перебивать (Пом.); У всех повыспрошу; однако, чур, секрет (Гр.); Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (Гр.); «Цып, цып, ти, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гонч.); Цыц! Не смей этим шутить! (Леск.)

Междометия - это слова, которые непосредственно выражают наши чувства, переживания и волеизъявления, не называя их.

Семантически междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что они не обладают функцией называния, т.е. номинативной функцией, так как являются своего рода речевыми знаками, сигналами, употребляемыми для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека. Выражая (но не называя) чувства и волю, междометия тем не менее осознаются всеми говорящими на данном языке и всем понятны, так как за междометием закреплено определенное смысловое содержание. Но значение междометий обычно может быть понято лишь из контекста, потому что одни и те же междометия могут служить для выражения различных чувств. Многозначными являются, например, междометия ай, ах и другие. Ср.: Ай, ай , как изба настудилась! (Н.) - выражение сожаления, неудовольствия; А неблагодарность... ай! какой гнусный порок! (Т.) - выражение порицания; Ай , Моська! Знать она сильна что лает на слона! (Кр.) - выражение одобрения, но с оттенком иронии; Ай! ай! ай! Какой голосок! Канарейка, право, канарейка! (Г.) - выражение восхищения; Я отвечал, что она [Маша] осталась в крепости на руках у попадьи. - Ай! ай, ай! - заметил генерал (П.) - выражение сожаления и т.д.

Морфологически междометия неизменяемы, т.е. у них отсутствуют категории рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Они почти лишены и форм словообразования.

Синтаксически междометия также отличаются от знаменательных частей речи, ибо они, как правило, не являются членами предложения, хотя интонационно обычно связаны с предложениями, к которым примыкают или в составе которых находятся.

В предложении междометия чаще всего бывают синтаксически независимы, т.е. не связаны с другими членами предложения. Однако некоторые междометия (из числа выражающих волеизъявление) могут подчинять себе другие члены предложения. Например: - Вон отсюда! Немедленно! - прокричал он ясным металлическим голосом (Пауст.); ...Ну его совсем! (М.-С.).

Для выяснения семантических и морфологических признаков междометия немаловажную роль играет его место в речи: в собственно междометном значении обычно выступают лишь междометия, стоящие впереди или позади предложения (т.е. те, которые пре- или постпозитивны). Являясь своего рода эмоционально-волевым знаком, междометия, находящиеся впереди предложения, как бы сигнализируют о содержании последующего предложения. Например: Ух , я не люблю этого попа! (М. Г.).

Роль поясняющего предложения может выполнять замечание автора. Например: - Ах, мать честная! - выговорил он, сладко расправляя плечи и руки (Фед.). Или: - А! - опять одобрительно тряхнул головой Павел (Фед.); - А... - почти сочувственно протянул Парабукин (Фед.).

Находясь после предложения, междометие может и не иметь пояснения после себя, так как в этом случае смысл междометия ясен из предыдущего предложения. Например: Ну и было мне за это дело от бабушки, ой-ой (Бианки). Или: Сам я сегодня был у покойницы - то есть не у покойницы, а... тьфу ! (Ч.).

Междометия могут выступать в роли отдельных членов предложения или выполнять функции усилительных частиц.

Междометия, выражающие волеизъявления и чувства, в разговорном стиле речи выступают иногда в роли сказуемых. Например: Вы все фу-фу-фу , суши весла! - скомандовал Андрей (Т. Березко). Или: Татьяна - ах! а он реветь (П.).

Примечание . Л.В. Щерба слово ах в условиях данного контекста относит не к междометиям, а к глаголам (см. его статью «О частях речи в русском языке» // «Избранные работы по русскому языку». М., 1957, С. 67).

Иногда междометие-сказуемое выполняет функции придаточного предложения: В ту пору был начальником губернии такой зверь, что у!!! (С.-Щ.).

В роли подлежащего и дополнения выступают лишь субстантивированные междометия: Далече грянуло «ура» (П.).

Междометия в роли обстоятельств и определений приобретают соответствующее лексическое содержание: Вон та, средняя, ух , прытка в работе (Вс. Ив.) - в значении «очень».

Междометия, стоящие внутри предложений, выполняют иногда роль усилительных частиц, сочетаясь со словами как, какой . Например: Самонадеянности море ох как не любит! (Соб.).

Морфология.

Служебные части речи.

Составитель Трушова Е.А.

Утверждено на заседании

Кафедры МПРКЯ «____»_______г.

Протокол №___________________

Зав. кафедрой Гудырева Т.А.

Сыктывкар, 2009

Настоящее пособие включает в себя некоторые комментарии к изучению служебных частей речи студентами дневного и заочного отделения факультета ПиМНО. Комментарии дополняются образцами разборов, текущими заданиями на закрепление материала, лабораторные (самостоятельные) задания, направленные на развитие умений находить иллюстративный материал в индивидуальных текстах. Приложение содержит примерные тесты по изученным темам.

Пособие апробировано.

1. Введение. Служебные части речи. Стр. 2

2. Предлоги стр. 3

3. Союзы стр. 6

4. Частицы стр. 9

5. Модальные слова стр. 11

6. Междометия стр. 13

7. Звукоподражания стр.15

8. Переходные явления в морфологии стр.16

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Морфологическая категория ЧАСТЕРЕЧНОСТИ находит свое выражение в противопоставлении самых общих, основных грам. классов слов, которые различаются общекатегориальным грамматическим значением и специфическими для каждого класса частными морфологическими категориями, иными формальными признаками (особенностями словообразования, грамматиче6ской сочетаемостью с разными частями речи.)

Распределение слов на части речи важно не только для морфологии, но и для лексики, словообразования, синтаксиса. Поэтому в качестве дополнительных признаков отмечаются особенности синтаксического функционирования и словообразовательные свойства.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ называют отношения, существующие между явлениями действительности. К служебным относятся частицы, предлоги и союзы. Противопоставление самостоятельных и служебных частей речи составляет основу категории частеречности.

Примечательно, что в первой русской грамматике М.В.Ломоносова только имя и глагол считались «главными» частями речи, остальные же – «служебными». В 19 веке Ф.И.Буслаев относил к служебным, кроме предлога и союза, числительные и местоимение, местоименные наречия и вспомогательные глаголы. Уже в 20 веке А.А.Шахматов считал «незнаменательными» числительные, местоимения и некоторые наречия

Самостоятельным и служебным частям речи противопоставлены МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА (кстати, вероятно, следовательно), которые выражают субъективное отношение говорящего к тому, о чем говорится; в предложении они обычно являются вводными словами.

Особое место в системе частей речи занимают МЕЖДОМЕТИЯ (ах, эй, ура, о-о-о…), которые выражают (но не называют!) эмоции говорящего.

С.С.играют важную роль в грамматическом строе русского языка. Они имеют более абстрактное значение сравнительно с самостоятельными словами. По времени своего возникновения в русском языке С.С. в своем большинстве «моложе» самостоятельных слов и образуются преимущественно от них. Среднее количественное соотношение самостоятельных и служебных слов в СРЯ 3:1, с возможными отклонениями от среднего уровня по авторам и произведениям.

Отличие также в том, что С.С. не могут составить предложение, в том, что имеют большое своеобразие в значении – лексическое значение у них растворяется в грамматическом, хотя и не исчезает бесследно. Они требуют тонкого и внимательного наблюдения.

В произношении большинство С.С. сливается с соседними словами, не имея своего ударения. Они не подчиняются некоторым фонетическим законам русского языка: оглушения шумных звонких согласных в конце предлогов перед гласными, перед сонорными и перед шумными звонкими особого типа не наблюдается (над вами, над этим - город наш прекрасен, город этот велик).

ПРЕДЛОГ

Предлог – служебная часть речи, которая служит для связи имени существительного с другими словами в словосочетании или предложении (войти в дом, мы с другом). Иногда предлог связывает местоимения (от меня до тебя ), количественные числительные (прибавить к двум ), субстантивированные части речи (приехавшие со встречающими ).

С помощью предлогов могут передаваться различные отношения склоняемых слов в формах косвенных падежей к другим словам в предложении:

1) объектные (думать о друге, тосковать по дочери );

2) обстоятельственные

Временные (в среду, на два дня, через неделю );

Пространственные (в деревне, на родине, за дом, по улице );

Причинные (из-за болезни, от страха, благодаря случайности );

Целевые (для виду, ради славы, подготовить к параду );

Уступительные (несмотря на погоду, вопреки предсказаниям );

3) качественно-определительные (мотоцикл с коляской, платье в полоску),

4) сравнительно-уподобительные (величиной с арбуз );

5) совместности (поговорили с братом, поехать вместе с другом ).

Большинство предлогов употребляется со строго определенной падежной формой и не может употребляться с другими. Эти предлоги являются однозначными. Например: предлог К употребляется с Дательным падежом, предлоги ДО, ОТ, ДЛЯ, У, ЗА – с Родительным падежом. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами (ЗА – с Винительным и Предложным падежами), редко предлог может управлять тремя падежами (ПО – Дательным, Винительным, Предложным падежами). При этом предлог может передавать несколько отношений. Например: предлог НА может иметь 33 значения (цели – едет к родне на пироги , объектные – покрикивал на ямщика). Такие предлоги являются многозначными .

Выражая отношения, предлоги по грамматическому значению сопоставимы с падежными окончаниями, поэтому выступают вместе с ними в едином функциональном комплексе, образуя целостную по значению предложно-падежную конструкцию. Не случайно беспредложная падежная форма нередко выражает то же грамматическое значение, что и предложно-падежная конструкция. Сравните: сказать другу – обратиться к другу (объектное), идти лесом – идти через лес (пространственное).

Предлог тесно связан не только с зависимым словом в словосочетании, но и с главным: нередко с помощью предлога разграничиваются оттенки значений главного слова: состоять ИЗ (частиц) состоять В (членах) . Главное слово может определять значение предлога: прийти В библиотеку (пространственное), превратить В библиотеку (объектное).

Независимо от выражаемых смысловых отношений некоторые слова требуют определенного предлога в силу своих сочетаемостных форм (предисловие К.., скучать ПО.., зависеть ОТ…). Для русского языка характерна также зависимость предлога от глагольной приставки (въехать во двор, заехать за ограду, съехать с дороги).

При употреблении с несклоняемыми существительными предлоги оказываются единственными формальными показателями падежного значения: ОТ пальто (Р.п.), ЧЕРЕЗ пальто (В.п.), К пальто (Д.п.), С пальто (Т.п.), о пальто (П.п.).

Русские предлоги обычно стоят перед существительным (или согласованным прилагательным), очень редко находятся в постпозиции (рассудку вопреки, чего ради ).

По происхождению предлоги делятся на

1) первообразные (непроизводные) – древние. Их нельзя связать по происхождению с какой-либо частью речи (без, перед, над при и т.д.);

2) непервообразные (производные). Имеют мотивированные отношения со знаменательными частями речи.

По структуре (морфологическому составу) предлоги бывают:

1) простые - состоят из одного слова (близ, около, к, с );

2) составные - состоят из падежной формы существительного с предшествующим ему первообразным предлогом (в продолжение, в ходе, во время );

3) В последнее время стали развиваться сложные предлоги - объединение падежной формы им. сущ. с предшествующими и последующими простыми первообразными предлогами (в связи с, в зависимости от, по пути к, по направлению к), характерные для официально-делового и научного стилей. (*Русский язык Ч.2 /Под ред. Максимова). Предложные сочетания употребляются с одним определённым падежом.

* Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-ЗА, ПО-НАД образованы сложением двух простых предлогов.

Первообразные предлоги имеют в основном нейтральную стилистическую окраску, лишь некоторые имеют в тексте возвышенную окраску: средь, чрез, пред, предо. В некоторых контекстах предлоги начинают приобретать оттенок разговорности (фильм про любовь, пошли по ягоды ).

Схема разбора

1. Часть речи.

2. С какими словами сочетается?

3. С каким падежом употребляется?

4. Может ли употребляться с другими падежами, с какими?

5. Какие отношения выражает (пространственные, временные, определительные, др.)?

6. Группа по образованию: - непроизводный,

Производный (наречный, отыменной, отглагольный).

7. Группа по структуре: простой, сложный, составной.

Образец разбора

И Сёмка, все эти дни выгребавший против течения, махнул рукой.(В.Шукшин)

Выгребавший против течения (против чего?) – против - предлог, сочетается с причастием и существительным, употребляется с Род. падежом, с другими падежами не употребляется, т.к. производный, выражает отношения объектные, производный наречный, простой.

Лабораторное задание

1. Выделите в тексте предлоги, определите выражаемые ими отношения.

В Чернобровке была церковь, большая, с высокой колокольней, а Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора. Стоит в зелени белая красавица – сколько лет стоит! Кому на радость? О чем думал неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? При восходе солнца (оно встает из-за косогора) церковка в ясные дни загоралась с верхней маковки и постепенно занималась светлым огнем вся, во всю стену – от креста до фундамента. Внизу вдоль стен идет каменный прикладок, в рост человеческий высотой. Для чего – Семка сперва не сообразил. В самом верху купол выложен из какого-то особенного камня – так светло, празднично там, под куполом. (В.Шукшин. Мастер)

2. Подберите иллюстративный материал на использование предлогов в тексте, проанализировав текст одного автора.

СОЮЗ

Союзы – это служебные слова, которые связывают члены предложения, или части сложного предложения, или предложения в связном тексте. Они не имеют лексического значения и не могут употребляться как полнозначные самостоятельные слова. Они лишь выражают отношения между членами предложения и предложениями. Н-р: Едет с грамотой гонеци приехал наконец. Дверь тихонько заскрипела,и в светлицу входит царь… (соединительные отношения)

По происхождению и словообразовательной структуре союзы делятся на первообразные и производные.

Первообразные – немотивированные, имеют более древнее происхождение (а, или, да, ни)

Производные появились позже. Они образованы от местоимений, наречий, местоименно-наречных, предложно-местоименных и др. сочетаний (чтобы, зато, прежде чем, вопреки, благодаря тому что, где, как и др.).

В современном русском языке процесс образования союзов продолжается. Новые союзы образуются путем прибавления к уже имеющимся союзам конкретизирующих слов, н-р: и потому, и тогда, и тем самым, и стало быть, вследствие того что и др.

По морфологическому составу союзы делятся на

1) простые (состоят из одного слова) – то, но, либо, когда, также, если;

2) сложные (составные) – объединяют 2 и более словесных элемента – так как, в то время как, потому что, как только, вследствие того что, с тех пор как;

Среди составных выделяется группа двойных (не только…но и, поскольку…постольку, чем…тем, если…то).

Компоненты составных союзов могут следовать друг за другом, могут быть расчленены другими словами, как в двойных союзах.

От двойных союзов следует отличать союзы повторяющиеся в предложении 2 и более раз (то…то, или…или, ни…ни, не то… не то).

По характеру синтаксических отношений (т.е. по функции в предложении), которые устанавливают союзы между связываемыми компонентами, союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы объединяют компоненты на основе равноправия, не указывая зависимость их друг от друга (однородные члены предложения, части сложносочиненного предложения (ССП). Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из них от другого. Они характерны для сложноподчиненных предложений (СПП), где присоединяемый компонент зависит от главной части, поясняет её. Могут встречаться в простых предложениях: Погода теплая, хотя и ветреная; День теплее чем ночь; Лес стоит как в сказке.

Грамматические значения зависят от качества конкретного союза и содержания соединяемых компонентов.

Группы сочинительных союзов:

1. соединительные выражают соединительные отношения, при которых объединяются 2 или несколько однородных компонентов (и, да, тоже, также);

2. разделительные – связываемые компоненты или чередуются, или взаимоисключают друг друга (ли, или, либо, то, не то);

3. противительные – связываемые части сопоставляются или противопоставляются друг другу (а, но, да (но), зато, все же, однако, же);

4. градационные союзы, соединяя компоненты, выделяют последний, указывая на его особую важность (не только…но и, не то чтобы…а (но), не столько…сколько);

5. пояснительные – союзы а именно, то есть во второй части сложного предложения, в уточняющем компоненте простого предложения разъясняют первую часть, какой-либо член предложения.

6. присоединительные (да, и, да и) встречаются в сложном предложении, одна из частей которого добавляется по смыслу к предыдущей.

Группы подчинительных союзов:

1. временные – (когда, в то время как, перед тем как, едва, чуть) - Сёмка сидел в церкви, пока пятно света не подкралось к его ногам.

Как только появился род человеческий, так появилось зло. По каким законам я развивался, прежде чем стал такой?

2. причинные (оттого что, ибо, вследствие того что) Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. Ей там советовали обратиться с жалобой, так как налицо домашняя склока.

3. условные (если так, коли, раз) - Если же она останется с шофёром Володькой, то пусть пеняет на себя. Можно размашисто походить, ежели не скрипит пол. Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил бы.

4. целевые (для того чтобы, с тем чтобы) Володька привлек его в самодеятельность, чтобы не скучно было. И дабы не мешать сыну. вышел из горницы.

5. уступительные (хотя, пусть, между тем как, как ни, даром) – О чем бы ни думал Веня, как ни саднила душа, вспоминался представительный мужчина.

6. следствия (так что, до того, что ) – Услышит и «покатит бочку» в Москве на кого-нибудь, так что этот жаргон может плохо кончиться.

7. сравнительные (как, будто, словно, точно, как будто) – Сверху гремело уступами, как будто огромные камни срывались с горы. Соне тридцать уже, а она все, как маленькая. Тимофей умел ругать сладостно и сложно, точно плел на кого-то ненавистного бич.

8. изъяснительные (когда, если, будто в значении что) А утром скажем, что ночевали на точке. Захотелось вдруг, чтоб ливанул дождь, чтоб резалось небо огневыми зазубринами .

Некоторые союзы могут совмещать в себе значения сочинительных и подчинительных союзов, н-р: Хоть видит око. да зуб неймет (имеет противительно-уступительное значение).

Как и слова других частей речи, союзы имеют стилистическую окраску:

Разговорную (свойственны устной речи: раз, коль, коль скоро )

Книжную (ибо, ввиду того что, невзирая на то что, благо, вследствие того что)

Нейтральные (если, когда, что, как, или, но )

Союзы могут переходит в другие части речи и становиться полноправными членами предложения: Раздалось пронзительное И-и.

Следует различать союзы и союзные слова. Союзные слова – относительные местоимения, которые выполняют две функции: разделяют части сложноподчиненного предложения и замещают структурные компоненты простого предложения (обычно - подлежащего, дополнения).

Схема разбора

1. Часть речи.

2. Группа по структуре: - простой,

Составной.

3. Группа по образованию: - производный,

Непроизводный.

4. Разряд по функции:

А. Сочинительный: 1) соединительный,

2) противительный,

3) разделительный,

4) присоединительный.

Б. Подчинительный: 1) изъяснительный,

2) причинный,

3) пространственный,

4) временной,

5) целевой и др.

5. Группа по употреблению: - неповторяющийся,

Повторяющийся,

Двойной.

6. Функция в предложении (что соединяет?).

Образец разбора

Мог снять с себя последнюю рубаху и отдать – если кому нужна.(В.Шукшин)

Если – союз, простой, непроизводный, подчинительный, условный, неповторяющийся, соединяет части сложного предложения.

Лабораторное задание

1. Выделите в тексте союзы и союзные слова.

Деревня Новая – небольшая, и когда Константин Иванович подкатил на такси, сразу вся деревня узнала. К вечеру узнали: сам он – кандидат наук, жена тоже кандидат.

…Про Глеба Капустина надо рассказать, чтобы понять, почему у него на крыльце собрались мужики и чего они ждали.

Как-то так получилось, что из деревни Новой, хоть она небольшая, много вышло знатных людей. И вот теперь Журавлев – кандидат. И как-то так повелось, что когда знатные приезжали в деревню на побывку, а в избу набивался вечером народ – слушали истории или рассказывали про себя, если земляк интересовался, - тогда-то Глеб Капустин приходил и срезал гостя. (В.Шукшин. Срезал)

2. Подберите иллюстративный материал на использование союзов в тексте, проанализировав текст одного автора.

ЧАСТИЦЫ

Частицы – это часть речи, включающая в себя неизменяемые незнаменательные слова, которые служат для выражения смысловых, эмоциональных и модально-волевых оттенков слов, словосочетаний и предложений..

Я почти сделал работу (степень завершенности действия).

Я только начал работать (указание на начало действия)

Я вряд ли буду работать (достоверность подвергнута сомнению)

Неужели вы не будете работать (формирует вопросительную интонацию, передает удивление)

С помощью частиц можно передать различные оттенки: утверждение (да, так), отрицание (нет, не, ни), сомнение (разве), неуверенность (вряд ли, едва ли), выделение (именно, прямо), ограничение (только, лишь, лишь только) и др.

По значению и по функции все частицы делятся на разряды:

1. Частицы, выражающие смысловые оттенки слов.

Определительные (едва, именно, точь-в-точь, почти, чуть не, приблизительно, как раз)

Частицы, служащие для выделения предмета, признака, действия из ряда других или усиливающие значение предмета, признака, действия. Эти частицы называются выделительно-ограничительными (лишь, исключительно, единственно, даже, еще, хоть, хоть бы, всего, лишь только ). Усилительные – даже, же, ведь, и, ну, ну и, еще, то, просто, прямо, положительно, определенно.

Не хочу и доброй ночи желать тебе (даже).

Именно он сказал – он сказал именно так – он именно сказал, а не написал (выделяет слово, с которым употребляется).

2. Эмоционально-экспрессивные частицы. Выражают эм.-экспр. Отношение говорящего к высказываемому (что за, ведь, ну и, то-то, еще бы, просто, вот так, куда там, куда как)

Употребляются в восклицательных предложениях.

3. Модальные и модально-волевые частицы. Эта группа выражает отношение высказываемого к действительности, т.е. они передают утверждение или отрицание, вопрос или побуждение, указывают достоверность высказываемого, сравнение и т.д. Примеры: да, нет, действительно, ага, вряд ли, едва ли, отнюдь нет, нет, пусть, пускай, разве, неужели, ли, словно, вроде, пожалуй.

Сюда же относятся частицы, обозначающие субъективную передачу чужой речи: мол, дескать.

4. Формообразующие частицы. Служат для образования форм глаголов, степеней сравнения: самый, более, бы, пусть . Они близки к формообразующим аффиксам по значению и функции.

Данная классификация не может охватить все значения частиц, т.к. значения некоторых частиц уточняются, конкретизируются в предложении,

Многие частицы имеют тесные связи со словами других частей речи: - элементы наречий (буквально, совершенно, прямо ),

местоимений (все, всего, оно, это )

глаголов (было, смотри )

союзов (а, благо, ведь, даже, пусть, пускай, хоть, чтоб )

предлогов (вроде )

Нередко наблюдается совмещение частицы и союза, частицы и наречия. В таком случае их надо квалифицировать двояко: союз-частица и т.п.

Все частицы, кроме формообразующих, характерны для разговорной речи и широко используются в художественной литературе. Не характерны для научного и официально-делового стилей.

Схема разбора

1. Часть речи.

2. Разряд по значению:

А. смысловая: - указательная,

Определительно - уточнительная,

Выделительно – ограничительная,

Усилительная.

Б. модальная: - модально-волевая,

Утвердительная,

Отрицательная,

Вопросительная,

Собственно-модальная,

Сравнительная,

Выражающая отношение к чужой речи.

В. Эмоционально-экспрессивная.

Г. Формообразующая.

3. Группа по образованию: - непроизводная,

Производная.

4. Группа по структуре: - простая,

Составная.

Образец разбора

У одного надолго, наверно, чуть зажмурился левый глаз.(В.Шукшин)

Чуть (зажмурился) – частица смысловая, выделительно-ограничительная, непроизводная, простая.

Лабораторное задание

1. Выделите в тексте частицы.

Дурачки, сколько я их видел, всегда почти люди добрые, их жалко, и тянет пофилософствовать. Зря все-таки воскликнули: «Не жалеть надо человека!» Уважать – да. Только ведь уважение – это дело наживное, приходит с культурой. Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное. Отними – ка у нее жалость, и жизнь в три недели превратится во всесветный бардак.

…В коридоре только и слышалось:

Мама придёт, пусть хоть маленько отдохнёт от тебя.

…Я словно хотел понять: есть ли там хоть искра разума или он угас давно, совсем? И я не наткнулся ни на какую мысль, которую бы я прочел в его глазах. (В.Шукшин. Боря)

2.Подберите иллюстративный материал на использование частиц в тексте, проанализировав текст одного автора.

МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

Модальность - это понятийно-грамматическая категория, выражающая отношение говорящего к высказыванию, отношение высказывания к объективной реальности.

Объективная модальность выражается:

1) лексическими средствами (слова хотеть, мочь, предполагать, утверждать, правда, неправда ) – модальные значения заключаются в семантике знаменательных слов;

2) морфологическими средствами (например, формами глагольных наклонений) – грамматическими признаками своей части речи;

3) синтаксическими средствами (повествовательные, побудительные, вопросительные, утвердительные, отрицательные предложения, вводные и вставные конструкции).

Еще выделяется субъективная модальность, которая выражается специальными модальными словами.

Модальные слова – разряд слов, не соотносящийся ни с одной отдельной частью речи, представляющий особую группу слов. МС выражают отношение говорящего к тому, о чем он говорит, с точки зрения того, как связан тот или иной факт или событие с действительностью, т.е. с точки зрения его достоверности/недостоверности.

Таким образом, передают разнообразные субъективно-модальные отношения говорящего к тому, о чем и как он говорит.

Модальные слова не изменяются. В предложении грамматически не связаны с другими его членами и не являются членами предложения. Чаще всего выступают в качестве вводных слов, выделяясь интонационно или знаками препинания. Иногда представляют собой слова-предложения.

По своему происхождению связаны с другими знаменательными частями речи:

С существительными (правда, факт, в конце концов, к счастью),

С краткими прилагательными или наречиями (верно, возможно, примерно, действительно, очевидно)

С различными формами глаголов (кажется, значит, короче говоря, не в обиду будь сказано, разумеется, стало быть),

С порядковыми числительными (во-первых, во-вторых ).

Поэтому имеют среди этих частей речи омонимы.

Модальные слова по структуре могут писаться в одно слово, могут быть представлены в виде сочетаний (может быть, должно быть, как говорится, так сказать, собственно говоря, мало того).

Лексико-грамматические разряды модальных слов устанавливаются с учетом их семантики и функционирования. Обычно разграничиваются:

1) показатель персуазивности (достоверности/недостоверности) сообщаемого (несомненно, конечно, безусловно, разумеется, вероятно , видимо, кажется, может быть );

Например: Гришка, пожалуй, затосковал. Пока добрались, пустили коней и поужинали, синева наползла, но дождя, правда, не было.

Например: Со мной сидел один какой-то шкелет, морщился: пошлятина, говорит, и манерность.

3) показатели эмоциональной оценки содержания передаваемой информации (к всеобщему удовольствию, к сожалению ). Например: К счастью, никто не вышел из дома.

4) метатекстовые модальные слова:

Показатели порядка изложения мыслей в тексте (во-первых, кроме того, наконец ); например: Бросил винтовку, упал, обхватил, значит, руками голову..

Средства обобщения, уточнения или дополнения информации (итак, словом, в частности, иначе говоря). Например: В общем, девчата исполняли эти частушки с клубной сцены; в зале – весёлая реакция.

5) фатические модальные слова, служащие для установления оптимального речевого контакта говорящего со слушающим - призыв к вниманию

(понимаешь, слышите, представьте, видите ли, знаете ли). Например: - Что за дурацкая привычка, слушай, руки распускать!

Модальные слова более свойственны разговорной речи, в особенности краткому диалогу. В книжном языке употребление МС ограничено более строгими требованиями литературной нормы. А устная речь постоянно пополняется новыми модальными словами и выражениями.

Схема разбора

1. Часть речи.

2. Разряд по значению: - достоверность/недостоверность,

Эмоциональное,

Метатекстовое,

Фатическое.

3. Группа по образованию (соотносительность с другими частями речи).

Образец разбора

Мы, мол, все понимаем, но тем не менее должны проявлять вежливость

Лабораторное задание

1. Выделите запятыми модальные слова в примерах:

Вот и приехали мы так сказать к месту следования. Город просто поразительный по красоте, хотя как нам тут объяснили почти целиком на сваях. Да, Пётр Первый знал конечно свое дело туго. Мы его между прочим видели.

Смотрели мы тут одну крепость. Экскурсовод объяснил, что во-первых это сейчас так чистенько, потому – музей во-вторых гораздо больше издевательства, когда чисто и опрятно: сидели здесь в основном политические…

Вообще время проводим очень хорошо. Погода правда неважная, но тепло.

(В.Шукшин. Пост скриптум)

2. Подберите иллюстративный материал на использование модальных слов в тексте, проанализировав текст одного автора.

МЕЖДОМЕТИЯ

Междометия соотносятся не с какой-нибудь отдельной частью речи, но со всей совокупностью самостоятельных слов - с одной стороны, и служебных – с другой.

Сам термин «междометие» является морфемным переводом (калькой) с латинского interjectio, что означает «вбрасывание». Следовательно – междометие – это слово, как бы «вброшенное» (метать – бросать) между словами. У М.В.Ломоносова так и писалось с У – «междуметие»

Междометия выражают эмоции, не изменяются, не связаны синтаксически с другими словами, но при появлении синтаксических отношений становятся самостоятельными частями речи (слышались ахи-охи ).

Все междометия можно по значению разделить на группы:

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ – выражают чувства (радости, восторга, одобрения, удивления, недоумения, испуга, удовольствия, страх, протест, печаль, презрение и др.) Это основная группа.

Часто одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, получает много значений. Так, например, междометие А! может выражать и радость, и удовольствие, и удивление, и страх, и недовольство, и пренебрежение, стон. Дают характеристику, оценку событий, состояний и т.д.

Эмоции выражают простые непроизводные междометия: а, ах, о, ох, ой, ого, у и др. Все они многозначные.

Производные междометия, которые произошли от полнозначных слов: Матушки! Браво! Боже мой! Господи! Черт возьми! Крышка! Шабаш! Капут!

Например:

Ужас, что творилось на душе у Спирьки!

О, господи! Тёща…

У-у-у, обормот…

2. ИМПЕРАТИВНЫЕ (побудительные) – выражают волю, различные виды побуждения (вон, цыц, ну, с-с-с, ш-ш, марш, айда, алло, брысь).

На – побуждение взять что-либо; Эй – побуждение действовать быстро, активно; Стоп, Тс, Баста, – запрещение действовать, призыв к молчанию, к окончанию работы; Айда, Марш – требование начать движение.

Например:

Цыть! – зло сказал старичок.

Брось!..- Андрей передернул плечами.

3. ЭТИКЕТНЫЕ – речевые формулы вежливости (здравствуйте, спасибо, до свидания)

Например: Будь здоров!

С легким паром!

По своему происхождению и образованию междометия могут быть:

простыми (первичными, непроизводными) – состоят из одного звука (все гласные, кроме Ы – е, а, о, э, и, у ); из одного -двух слогов (ах, эх, ага, ого ). Могут выступать в удвоенной, утроенной форме, могут сочетаться с частицами, с глагольным постфиксом.

Производными – образуются из застывших падежных форм склоняемых слов (батюшки, ужас, беда, дудки, то-то, к черту); различных глагольных форм (брось, смотри, извините ); от наречий (полно ); от звукоподражаний (хлоп, хвать ).

Могут быть составными – быть словосочетаниями и получать особую –подчеркнуто восклицательную интонацию – Вот так штука! Вот тебе и раз! Вот так клюква! Вот те на! Черт возьми! Вот еще! – Подобные сочетания теряют свое лексическое значение и делаются непосредственным выражением чувств и ощущений.

В отличие от других разрядов слов звуковой состав междометий может варьироваться, сохраняя то же значение, например, ГМ – ММ, ТШ – ТСС!

В предложении находятся в начале и отделяются запятыми, могут представлять собой отдельное междометие-предложение по эмоциональной окраске восклицательное.

Схема разбора

1. Часть речи.

2. Разряд по значению: - эмоциональное,

Побудительное,

Выражает нормы речевого этикета.

3. Разряд по образованию: - непроизводное,

Производное (соотносительное с существительными, с местоимениям, с глагольными, с глагольными формами, с наречиями, с фразеологизмами).

Образец разбора

Вам же чудо нужно, чудо. Ах ты господи! А чудо - на каждом шагу.(В.Шукшин)

Ах ты господи – междометие эмоциональное, производное – соотносительное с существительным.

Лабораторное задание

1) Выделите в текстах междометия.

Вошла в избушку дочка Бабы-Яги:

Фу-фу-фу, - сказала она. Русским духом пахнет. Кто тут?

Ужин, - сказала Баба-Яга. И засмеялась: Ха-ха-ха!..

Да ну? Приятно изумилась дочка. –Ах, какой сюрприз!

…Цыть! Ёлки зелёные! – сказал стражник. – «Камаринскую»! Иван нам спляшет.

Эх, справочка, - воскликнул Иван зло и горько. – Дорого же ты мне достаёшься! –А-я-я-я-яй!

Тут вылез из канавы стражник-монах и пошел на свое былое место:

Ну-ка, брысь! – сказал он чёрту. Ты как здесь?

(В.Шукшин До третьих петухов.)

2) Подберите иллюстративный материал на использование междометий в тексте, проанализировав текст одного автора.

ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Это неизменяемые слова, которые передают звуки живой и неживой природы, служат для изображения действий и поведения людей и животных:

Ходила по огороду, созывала кур: «Цып-цып-цып…»

Дверь открывалась с тихим приятным вздохом: «П-ах…»

Гришка тоже растерялся... Глазами хлоп-хлоп… И опять глазами – зырк-зырк.

Завыл как-то, как-то застонал протяжно: - Э-э-э-э…у-у..

Не выражают эмоций и в предложении обычно не изолированы от других слов, выполняя функции того или иного члена предложения – Хрю-хрю спит.

Особенностью семантики звукоподражаний является звуковая мотивированность их значений. Тем не менее в разных языках звукоподражания, соответствующие одному значению, различны: (рус.) Гав-гав - (англ.) Бау-вау , (рус.) Ква-ква – (австралийское) Твонк-твонк . Следовательно, звукоподражания – часть лексического состава языка и фиксируются словарями. В то же время они не представляют собой особой части речи, а являются специфическими «заместителями» существительных и глаголов. При этом одно и то же слово может выполнять функции то имени (Наша ав-ав убежала), то глагола (Собачка все ав-ав, злится на кого-то).

Звукоподражания могут давать начало глаголам – охать, хихикать, тренькать; существительным – охи да ахи.

Лабораторное задание

Подберите иллюстративный материал на использование звукоподражаний в тексте, проанализировав текст одного автора.

Переходные явления в морфологии

Омонимия частей речи возникает в результате пополнения словарного состава различных частей речи при переходе слов или словоформ из одной части речи в другую.

Слова знаменательных частей речи чаще переходят в служебные, обратных случаев перехода мало. Внутри знаменательных частей речи можно наблюдать более частый переход одних частей речи (например , прилагательных в существительные), других – редкие случаи.

При этом слово не меняет своего внешнего облика, формы, изменяются его семантические, морфологические и синтаксические свойства.

В одних случаях переход становится фактом языка, т.е. слово становится общеупотребительным, регистрируется словарями (например : блестящий – прилагательное образовано от причастия). В других случаях переход используется только в данном контексте (н-р: Моё пожалуйста ваше завсегда уважит).





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.