Гражданское общество статья конституции. Конституционные основы гражданского общества. Положения, выносимые на защиту

Ограничение государственной власти правом имеет одной из главных своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества. Современный подход рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Ядром правовой системы и базой для текущего законодательства в сфере регулирования элементов гражданского общества выступает Конституция РФ. В главе 1 «Основы конституционного строя» и 2 «Права и свободы человека и гражданина» устанавливаются базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью». Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства. Статья 2 в совокупности со статьей 18 Конституции РФ призвана показать, через провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, производный от интересов отдельного человека, а значит, всего гражданского общества характер государственной власти. Как это принято в любом демократическом государстве: государство находится на службе у человека, обеспечивает его частные интересы, а не наоборот, человек служит орудием осуществления политики государства. Таким образом, ценность личности, на интересы и потребности которой ориентирована деятельность всех государственных и общественных институтов, является одним из важнейших устоев гражданского общества.

На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти – участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим – и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиям. Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа. Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.

Гражданское общество - такая общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей, а основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности. При этом государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе, создает необходимые условия для беспрепятственной реализации индивидами их прав и свобод.

Наличие частной собственности способствует созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства.

Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Принципы формирования гражданского общества:

    • Верховенство основного закона. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.
    • Реальность прав и свобод граждан, причем предполагается, что они не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения, т. е. неотчуждаемы.
    • Взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Но соответственно и личность несет ответственность перед обществом и государством.
    • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Власть не должна быть монополизирована одним лицом, органом или социальным слоем, а вся система публичной власти должна соответствовать требованиям права и последовательно его соблюдать.

· Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов. В правовом государстве суд, прокурорский надзор, арбитраж должны обеспечивать исполнение законов.



Условия формирования гражданского общества:

    1. наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
    2. наличие развитой структуры различных объединений, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
    3. высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

4. функционирование правового государства.

Конституционные основы гражданского общества:

Нормы Российской Конституции создают основу для формирования политических отношений в обществе. Этому способствует провозглашение в ст1 Конституции России как демократического, федеративного государства с республиканской формой правления.

Закрепляя демократический характер государства, ст.3 Конституции признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации.

Впервые в России на конституционном уровне закрепляется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), органы которых являются самостоятельными.

Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократические принципы функционирования политической системы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно выбирать и следовать выбранной им системе взглядов и представлений. Запрещается существование в обществе государственной или иной обязательной идеологии.

В этой же ст.13 содержится и другой важный для политической жизни страны принцип - принцип политического многообразия. На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч.5 ст.13 Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм, представляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе, лично или с помощью независимых объединений и движений.

Формирование гражданского общества в России имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс.

Во-первых, в социальной психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая всегда брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни.

Во-вторых, в российском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность.

И, наконец, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

В связи с этим проблемы формирования гражданского общества в России связаны с решением следующих задач:

1. Созданием экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыночной экономике, исключающей экономическое принуждение. По своему характеру эта экономика будет многоукладной, сочетающей возможности частных, кооперативных, коллективных и государственных товаропроизводителей - собственников.

2. Достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане станут хозяевами произведенного ими общественного продукта.

3. Изменением социально-экономической системы общества и формированием «среднего класса», который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов.

4. Радикальным демократическим преобразованием политической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении.

5. Повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры.

Конституция России, принятая в 1993 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода и постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы экономической системы.

Так, в п.2 ст.8 Конституции устанавливаются различные формы собственности - частная, государственная, муниципальная и иные формы, и государство обеспечивает равную их защиту. Пункт 2 ст.9 допускает нахождение земли, природных ресурсов в различной собственности и указывает (ст.36) на право граждан и их объединений иметь в собственности землю. Провозглашается свобода пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

6. Конституционные основы формирования гражданского общества в РФ 109

В целях создания основ социальной рыночной экономики Конституция (ч. 1 ст.8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности.

Специальный Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарньк рынках» от 22 марта 1991 г. регулирует вопросы ограничения деятельности монополистов и создает условия для борьбы с недобросовестной конкуренцией."

Социальные основы гражданского общества также отражены в содержании действующей российской конституции.

Прежде всего следует выделить ст.7 Конституции, где в ч.1 говорится о России как о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни человека и его свободного развития.

Введение термина «социальное государство» в текст Конституции подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие каждого человека. Упоминание о «достойном уровне жизни» и «свободном развитии человека» говорит, что государство ставит перед собой цель обеспечить возможность материального благополучия граждан на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантировать личную безопасность, а также физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.

Часть 2 ст.7 Конституции определяет основные направления социальной политики российского государства. К ним относятся: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированной минимальной оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Социальные аспекты Конституции 1993 г. проявляются также в гл.2 (ст. 37-42) «Права и свободы человека и гражданина», где устанавливаются гарантии социальной защиты.

Российская Федерация в ст. 14 Конституции признается светским государством и поэтому никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Светский характер государства исключает религиозные формы из числа источников права, не допускает взаимное вмешательство государства и церкви в дела друг друга, хотя государство и охраняет законную деятельность религиозных объединений. Светский характер имеет и система государственного образования.

" ВВС РСФСР. 1991. № 46. Ст. 494.

Глава V. Конституционные основы гражданского общества

Нормы Российской Конституции создают основу для формирования новых политических отношений в обществе.

Этому способствует провозглашение в ст.1 Конституции России как демократического, федеративного государства с республиканской формой правления.

Закрепляя демократический характер государства, ст.3 Конституции признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации.

Впервые в России на конституционном уровне закрепляется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), органы которых являются самостоятельными.

Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократические принципы функционирования политической системы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно выбирать и следовать выбранной им системе взглядов и представлений. Запрещается существование в обществе государственной или иной обязательной идеологии.

В этой же ст. 13 содержится и другой важный для политической жизни страны принцип - принцип политического многообразия. На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч.5 ст. 13 Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм, представляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе, лично или с помощью независимых объединений и движений.

Основные конституционные начала гражданского общества в России.

конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Конституция России, принятая в 1993 г., создает благо­приятные условия для формирования полноценного граж­данского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы эконо­мической системы.

Так, в п. 2 ст. 8 Конституции устанавливаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственнос­ти, и государство обеспечивает равную их защиту. Пункт 2 ст. 9 допускает нахождение земли, природных ресурсов в различной собственности и указывает (ст. 36) на право граж­дан и их объединений иметь в собственности землю. Про­возглашается свобода пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов иных лиц. В целях создания основ социальной рыноч­ной экономики Конституция (ч. 1 ст. 8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение варов, услуг и финансов, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности.

"Специальный Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 2 марта 1991 г. регулирует вопросы ограничения деятельности монополистов и создает условия для борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Социальные основы гражданского общества также отражены в содержании действующей российской Конституции. Прежде всего следует выделить ст. 7 Конституции где в 1 говорится о России как о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни человека и его свободного развития.

Введение термина «социальное государство» в текст Конституции подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие каждого человека.

Закрепляя демократический характер государства, ст. 3 Конституции признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления обществен­ные организации.

Впервые в России на конституционном уровне закрепля­ется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), орга­ны которых являются самостоятельными.

Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократи­ческие принципы функционирования политической систе­мы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно вы­бирать и следовать выбранной им системе взглядов и пред­ставлений. Запрещается существование в обществегосудар­ственной или иной обязательной идеологии.

В этой же ст. 13 содержится и другой важный для поли­тической жизни страны принцип - принцип политическо­го многообразия. На его основе возникает возможность уча­ствовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, фор­мированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч. 5 ст. 13 (Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, расовой, на­циональной и религиозной розни.

Политический плюрализм, предоставляя свободу поли­тических действий в рамках закона, позволяет беспартий­ным гражданам России участвовать в политическом процес­се, лично или с помощью независимых объединений и дви­жений.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики, многие конкретные стороны политического режима.

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных индивидов. Единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в длительном и сложном процессе исторической трансформации от средневековья к новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни государства, образуя необходимый момент рационально структурированного политического общества. Социальная жизнь, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество, подчеркивал Гегель, - это комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого политического государства.

Для цитирования: Яхонтов В.И., Неверов А.Я. Конституционно-правовые основы формирования гражданского общества в Российской Федерации // Социум и власть. 2017.

№ 5 (67). C. 106-109.

конституционно-правовые основы

формирования гражданского

общества в российской

федерации

Яхонтов Валерий Иванович,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Курганский филиал, директор, кандидат технических наук, доцент, член Общественной палаты Российской Федерации, Курган, Россия. E-mail: [email protected]

Неверов Алексей Яковлевич,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Курганский филиал, заведующий кафедрой государственного права, кандидат юридических наук, Курган, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация В настоящей статье авторы предприняли попытку обоснования неразрывной связи таких категорий, как «гражданское общество» и «правовое государство». Авторы выдвигают гипотезу, что только государство, являясь единственным источником нормотворчества, опираясь на многочисленные общественные институты, в состоянии реализовать заложенный в Конституции России потенциал по созданию в нашей стране «общества свободных и ответственных граждан».

Ключевые понятия: гражданское общество, правовое государство, социум, структурные элементы, Конституция.

На сегодняшнем этапе развития и становления российской государственности все чаще и серьезнее обсуждаются теоретические проблемы становления в нашей стране гражданского общества и правового государства. Данные дискуссии становятся едва ли не первостепенными в ходе многочисленных научных дебатов политологов, социологов, философов, культурологов и многих других представителей гуманитарных наук, всех тех, кому не безразлична судьба России .

Однако чем больше ученые углубляются в изучение данного феномена, тем яснее становится, что гражданское общество является сложнейшей социально-политической конструкцией, направленной на реализацию чаяний и надежд социума, теоретически уходящей своими корнями к трудам еще античных философов. Естественно, что за многовековой период подходы к видению общества, в котором приоритеты общечеловеческих ценностей, права и свободы представлены как безальтернативные и безусловные, существенно изменились и трансформировались: от отождествления гражданского общества с государством (в трудах Платона и Аристотеля) до практического противопоставления гражданского общества и государства (по Г. Гегелю) .

Тем не менее и сегодня у современных мыслителей нет единого подхода к трактовке и пониманию всей сущности данного уровня развития общества. Так, по мнению одних исследователей, гражданское общество - это «качественно новое состояние социума, предполагающее высокий уровень самоорганизации и саморегуляции населения... ». По мнению других, это общество, в котором «найден и, как правило, поддерживается баланс государственных и частных интересов.» . Третьи под гражданским обществом понимают «общество свободных и ответственных граждан, не только способных защитить свои интересы и реализовать свои потребности в частной сфере, но и сознательно управляющих делами государства и добросовестно выполняющих свой долг» .

При этом, рассуждая о природе данного социального феномена, о его функциях и предназначении, исследователи сталкиваются с весьма щепетильным обстоятельством. С одной стороны, гражданское общество - это общество, не подконтрольное государству, скорее даже наоборот, конт-

ролирующее его и взаимодействующее с ним. С другой стороны, само существование гражданского общества и его многочисленных институтов возможно только с одобрения государства. Более того, именно государство создает условия формирования разнообразных структур, совокупность которых и является, по сути, гражданским обществом.

Как справедливо отмечают исследователи: «...структуры гражданского общества в силу локальности интересов могут конфликтовать не только с государственными институтами, но и друг с другом. В этом смысле гражданское общество - это не идиллическая система дружбы и братства всех граждан, а скорее сфера пересекающихся, порой остроконфликтных интересов. Без участия государственных институтов отрегулировать их не представляется возможным» .

Более того, ставя на одну параллель понятия «гражданское общество» и «правовое государство», исследователи вольно или невольно признают, что существование гражданского общества возможно только в правовом поле, что в свою очередь делает присутствие государства непреложным условием.

А как дела обстоят в России, Конституция которой объявляет ее правовым государством (ст. 1), но при этом даже не упоминает в тексте такого термина, как «гражданское общество»?

Сегодня можно встретить утверждения, что «существенным недостатком» действующей российской Конституции является тот факт, что Основной Закон нашей страны не закрепляет понятия «гражданского общества» . Однако в данном случае авторы просто кривят душой. Исследуя теоретические аспекты гражданского общества, исследователи сходятся во мнении, что «гражданское общество представляет собой целостную систему жизнедеятельности людей, реально обеспечивающую свободу и достоинство личности, реализацию индивидуальных прав, свобод и обязанностей» .

Но ведь уже ст. 2 Конституции Российской Федерации, закрепляя приоритет прав и свобод человека и обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, на высшем законодательном уровне фикси-

рует важнейшие принципы гражданского общества.

Еще один постулат, встречающийся в исследованиях, гласит, что только при наличии гражданского общества человек может влиять на государство и власть . Иными словами, гражданское общество, по образному выражению, например, А.А. Троицкой, обеспечивает существование «дороги с двусторонним движением» для государства, призванного защищать основные права личности, и для людей, стремящихся влиять на процесс принятия в государстве политических решений .

Но ведь и данная норма напрямую закреплена в Конституции России, определяя, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Устанавливает Конституция Российской Федерации (п. 3 ст. 3) и то, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»1.

Не менее отчетливо определяет Конституция Российской Федерации и иные основы гражданского общества. Так, например, ст. 30 Конституции Российской Федерации является ни чем иным, а именно конституционной основой гражданского общества, закрепляя право каждого на объединение. Не менее значительно делает это и ч. 3. ст. 13 Конституции России, утверждающая, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». На развитие подобных правоотношений указывает, например, и ч. 2 ст. 14 Конституции: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Таким образом, можно и нужно сделать вывод о том, что организационные формы объединения граждан, являющиеся структурными элементами гражданского общества, напрямую закреплены в Основном Законе нашей страны.

К таким элементам сегодня относятся общественные и религиозные организации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, некоммерческие партнерства, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, и многие иные формы,

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru (дата обращения: 05.07.2017 г.).

предусмотренные федеральным законодательством2.

Как справедливо отмечает профессор С.А. Авакьян: «Гражданское общество олицетворяют собой непосредственно граждане, выступающие в публичных процессах и делах в индивидуальном качестве. Разумеется, при этом они становятся участниками всевозможных коллективных мероприятий - манифестаций, слушаний, обсуждений, диалогов в СМИ, особенно в Интернете, т. е. превращаются в «составные части» общности, поскольку иначе их проявление просто немыслимо. Вместе с тем индивидуальная активность для многих сочетается с созданием всевозможных организационных форм, посредством которых более эффективно достигаются как общие, так и личные интересы граждан» .

Вне всякого сомнения, Россия встала на путь формирования гражданского общества. Это и реформирование федерального законодательства, регламентирующего деятельность политических партий, общественных объединений и некоммерческих организаций, и активно действующий во всех регионах, и набирающий все большее уважение Общероссийский народный фронт3 и т.д.

Нельзя не отметить, что в современной структуре общества (гражданского общества) в России набирают силу такие формирования, как общественные палаты. Инициатором создания такого органа федерального уровня - Общественной палаты Российской Федерации - стал Президент РФ В.В. Путин в 2005 году. Тогда же был принят Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»4. Постепенно аналогичные по названию и задачам органы - общественные палаты - стали появляться и в субъектах Российской Федерации, на сегодня они есть во всех субъектах РФ. Более того, подобные общественные органы созданы и во многих муниципальных образованиях.

Именно общественные палаты обеспечивают взаимодействие граждан с органами государственной власти как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Подводя краткий итог вышеизложенному, важно отметить, что в современном российском обществе имеется реальный запрос на функционирование гражданского общества, в котором с помощью правовых институтов были бы реализованы права человека, обеспечено его развитие и его участие в управлении государством. Однако для практической реализации данного желания, наряду с активной позицией граждан, необходима и четкая структура гражданского общества, которая способствовала бы выполнению стоящих перед ним задач. А это возможно только путем правовой (законодательной) регламентации.

1. Бардин А.Л. Кокарева А.Н., Михайлова Е.В. Гражданское общество в России: опыт сравнительного анализа // Власть. 2016. № 1. С. 109-117.

2. Гостев А.Н., Демченко Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства. М.: изд-во СГУ, 2011. 192 с.

3. Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы. Монография / рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., профессор С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2015. 652 с.

4. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Основные функции гражданского общества: теоретический аспект / / Социум и власть. 2017. № 2. С. 15-20.

2 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4465; Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2000 г., № 30, ст. 3122; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3, ст. 145; Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» _/ / Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 50, ст. 5245; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., № 3 и т.д.

3 Общероссийский народный фронт (ОНФ, ОРНФ) или Народный фронт «За Россию» - коалиция общественно-политических организаций, общественное движение, созданное в мае 2011 года по предложению Владимира Путина.

4 Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г., № 15, ст. 1277.

5. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Гражданское общество как система: проблема обретения эмерджент-ного свойства // Социум и власть. 2016. № 4 (60), С. 7-14.

6. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Структурные связи системы гражданского общества и сформированного его институтов // Социум и власть. 2016. № 5. С. 7-14.

7. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Гражданское общество в современной России: основные сценарии становления и развития // Социум и власть. 2016. № 3. С. 7-16.

8. Кин Дж. Демократия и гражданское общество. М., 2001. С. 75-129.

9. Орлова И.В. Теория гражданского общества: к истории вопроса // Философия и общество. 2006. № 2. С. 117-134.

10. Орлова О.В. Право и гражданское общество в России. М., 2015. 171 с.

11. Популярный юридический энциклопедический словарь / ред. О.Е. Кутафин, В.А. Туманов, И.В.Шмаров. М. 2002. 800 с.

12. Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 3.

13. Сабирова Н. Государство и личность в гражданском обществе // Власть. 2011. № 11. С. 123-126.

14. Савченко И.А. Гражданское общество в дискурсивном измерении // Власть. 2015. № 5. С. 122-126.

15. Старостин А.М., Понеделков А.В., Швец Л.Г. Гражданское общество в России в контексте трансфера инноваций // Власть. 2016. № 5. С. 5-14.

1. Bardin A.L., Kokareva A.N., Mihajlova E.V. (2016) Vlast", no. 1, pp. 109-117 .

2. Gostev A.N., Demchenko T.S. (2011) Grazhdanskoe obshhestvo: kontrol" nad dejatel"nost"ju gosudarstva. Moscow, izd-vo SGU, 192 p. .

3. Grazhdanskoe obshhestvo kak garantija politicheskogo dialoga i protivodejstvija jekstremizmu: kljuchevye konstitucionno-pravovye problem (2015). Ruk. avt. koll. i otv. redaktor d.ju.n., professor S.A. Avak"jan. Moscow, Justicinform, 652 p. .

8. Kin Dzh (2001) Demokratija i grazhdanskoe obshhestvo. Moscow, pp. 75-129 .

9. Orlova I.V. (2006) Filosofija i obshhestvo, no. 2, pp. 117-134 .

10. Orlova O.V. (2015) Pravo i grazhdanskoe obshhestvo v Rossii. Moscow, 171 p. .

11. Populjarnyj juridicheskij jenciklopedicheskij slovar" (2002). Red. O.E. Kutafin, V.A. Tumanov, I.V. Shmarov. Moscow, 800 p. .

12. Puljaev V.T. (2000) Social"no-gumanitarnye znanija, no. 1, p. 3 .

13. Sabirova N. (2011) Vlast", no. 11, pp. 123-126 .

14. Savchenko I.A. (2015) Vlast", no. 5, pp. 122-126 .

15. Starostin A.M., Ponedelkov A.V., Shvec L.G. (2016) Vlast", no. 5, pp. 5-14 .

For citing: Yakhontov V.I., Neverov A.Y. Constitutional and legal framework of forming a civil society in the Russian Federation // Socium i vlast. 2017. № 5 (67). P. 106-109.

constitutional and legal framework of forming a civil society in the russian federation

Yakhontov Valery Ivanovich,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Kurgan branch, Director,

Cand.Sc. (Engineering), Associate professor, Member of the Public Chamber of the Russian Federation, Kurgan, Russia.

E-mail: [email protected]

Neverov Alexey Yakovlevich,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Kurgan branch,

Head of the Department Chair of State Law, Cand.Sc. (Law), Kurgan, Russia. E-mail: [email protected]

The authors make an attempt to prove the inextricable connection between such categories as "civil society" and "rule-of-law state". The authors put forward a hypothesis that only a state, being the only source of rule-making and basing on numerous public institutions is capable to realize potential of creating in this country "a society of free and responsible citizens" which is put in the Constitution of Russia.

Key concepts: civil society, rule-of-law state, society,

structural elements, Constitution.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.