Сергей филиппов актер биография личная. Почему известный актёр Сергей Филиппов долгие годы отказывался от общения с родным сыном. — Что вам угодно

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», «Масик хочет водочки» - эти фразы, произнесенные с экрана Сергеем Филипповым, стали крылатыми. За свою жизнь он сыграл в 100 фильмах и запомнился зрителям как яркий комедийный актер.

Сергей был единственным сыном в семье Филипповых. Он родился 24 июня 1912 года в одном из поселков Саратовской области. Отец работал на заводе у станка, мать вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом. Семья перебивалась с копейки на копейку.

Когда Сергею исполнилось 5 лет, началась революция. Завод остановился, отец с горя запил. Однажды он вернулся домой пьяным и заявил, что уходит воевать: больше отца Сергей не видел. Мать бралась за любую работу, поэтому на сына времени не оставалось. А вскоре в доме Филипповых появился отчим. Актер вспоминал его как властного человека, который даже на ночь клал пистолет под подушку.

Нервная атмосфера отражалась на учебе и поведении Сергея. Учился он плохо, как-то на уроке химии чуть не взорвал школу. Вскоре его отчислили. Тогда мать отвела сына работать в пекарню, но и там он долго не продержался. Сергея Филиппова уволили, когда он, зачитавшись романом , забыл посолить хлеб. С немцем-краснодеревщиком у парня тоже не срослось: он испортил дорогой антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Не вышло из него ни слесаря, ни садовника, ни грузчика.


Сергей обожал танцевать, мог часами репетировать возле зеркала или наблюдать за репетициями в танцевальной студии. Его взяли в танцевальный класс, хотя он и был высокий и худой. Филиппов мечтал стать танцором балета, но опоздал – набор в балетные училища уже закончился. Тогда упрямый юноша поступил в эстрадно-цирковой техникум. После окончания он умудрился поступить в труппу Театра оперы и балета. Правда, на четвертом представлении Сергей Филиппов потерял сознание прямо на сцене. Врачи констатировали инфаркт – о карьере в балете пришлось забыть.

Театр

После неудачной балетной карьеры Филиппов перешел работать в Театр-студию эстрады. На одном из выступлений его заметил Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии. В этом театре Сергей Филиппов проработал 30 лет, с 1935 по 1965 годы. Здесь он сыграл свои лучшие роли в спектаклях «Собака на сене», «Не все коту масленица», «Актриса», «Простая девушка», «Ревизор» и десятках других.


Сергей Филиппов в спектакле "Страшный суд", 1939 год

Филиппов быстро прославился. В довоенные и послевоенные годы фильмов снималось не так много, поэтому люди охотно ходили в театр. За год Ленинградский театр эстрады ставил 16 спектаклей – Сергей Николаевич участвовал во всех. Ему талантливо и тонко удавалось сыграть все уродливое и пошлое, что есть в людях, и это всегда было неожиданно и мастерски.

В 1965 году актера уволили из театра. Последней каплей стали нецензурные ремарки, которые нетрезвый Филиппов подавал из-за кулис. Его уволили «по собственному желанию».

Фильмы

Сергей Филиппов начал сниматься в кино в 1937 году. Он дебютировал в роли финна в фильме «Падение Кимас-озера». Затем были съемки в «Волочаевских днях», «Члене правительства», «Новых похождениях Швейки», «Беспокойном хозяйстве», «Золушке».


В 40-х годах советское кино не могло похвастаться большим количеством комедийных актеров, поэтому режиссеры часто приглашали талантливого Сергея Филиппова. Одной из самых ярких стала роль лектора в комедии «Карнавальная ночь». Еще одна интересная работа – Казимир Алмазов в фильме «Укротительница тигров».

В 1965 году Филиппову удалили опухоль мозга, но он продолжал сниматься. После многосерийного фильма «12 стульев», в котором он сыграл Кису Воробьянинова, актер уже не мог свободно ходить по улице - прохожие его узнавали, просили автограф.


В 80-х Сергей Филиппов почти не появлялся на экране из-за проблем со здоровьем. Одной из последних работ в кино была эпизодическая роль пациента в фильме «Собачье сердце» в 1988 году.

Личная жизнь

Филиппов был женат два раза. С первой супругой Алевтиной Горинович он познакомился в училище. Вскоре они поженились, в 1936 году Алевтина родила сына Юрия. Юре было 10 лет, когда родители развелись. Первое время Сергей поддерживал отношения с сыном, но затем Алевтина Горинович иммигрировала в Америку. Отъезд бывшей жены и сына стал для актера ударом, он не смог их простить и не читал писем от сына.


Сергей Филиппов был идейным коммунистом, после развода ему повсюду мерещились агенты КГБ и слежка. Он боялся, что за ним придут, и ждал этого.

Актёр познакомился со второй женой Антониной Голубевой в ресторане. В драке Филиппова кто-то ударил вилкой, а Антонина помогла остановить кровь, утешила. Так они начали жить вместе. Голубева была старше мужа на 13 лет, контролировала каждый его шаг, друзей, телефонные звонки, жутко ревновала его к коллегам и поклонницам.


Знакомые говорили, что актёр побаивался властной супруги. Он никогда не называл ее по имени – только Барабулькой. Вместе они прожили 40 лет.

Антонина Голубева была рядом, когда Сергея Филиппова уволили из театра, когда ему удаляли опухоль, выхаживала, заботилась, спасала.

Смерть

Филиппов пережил свою Барабульку всего на год. Смерть супруги стала для него ударом, от которого он не смог оправиться: рак начал прогрессировать. Актер последние годы жизни страдал от одиночества. На пике славы он был расточителен, на старость денег не скопил. Коллеги и друзья к нему заглядывали лишь изредка.


Он умер 19 апреля 1990 года в своей квартире, совсем один. Его тело обнаружили соседи лишь через две недели после смерти. Их поразила нищенская обстановка в квартире – не было библиотеки, дорогого антиквариата. Что-то актер распродал, что-то незадолго до смерти забрали родственники Барабульки.

Деньги на похороны собирали по знакомым, киностудия «Ленфильм» не выделила ни копейки. Скромный гроб, скромные проводы в последний путь до Северного кладбища в Санкт-Петербурге. Актера похоронили рядом с его второй супругой.

Фильмография

  • 1945 - «Здравствуй, Москва!»
  • 1954 - «Укротительница тигров»
  • 1956 - «Разные судьбы»
  • 1957 - «Девушка без адреса»
  • 1958 - «По ту сторону»
  • 1965 - «Иностранка»
  • 1971 - «12 стульев»
  • 1973 - «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1976 - «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
  • 1977 - «Инкогнито из Петербурга»
  • 1980 - «Комедия давно минувших дней»
  • 1982 - «Спортлото-82»
  • 1985 - «Опасно для жизни!»
  • 1987 - «Сказка про влюблённого маляра»
  • 1988 - «Собачье сердце»

Сергей Филиппов родился в Саратове, в простой рабочей семье. Дед Филиппова был фантастическим силачом, мог завязать узлом кочергу, и одной рукой гнул подковы и рубли. Мама, голубоглазая певунья Евдокия Терентьевна, была портнихой и кружевницей. Отец работал мастером на гвоздильном заводе и мечтал видеть сына таким же тружеником. Человек крутого нрава, Николай Георгиевич Филиппов обладал необычайной силой и временами впадал в меланхолию. Вернувшись из Германии, куда его на обучение отправил владелец завода, он иногда влезал на шкаф и часами горлопанил немецкие песни. А однажды Филиппов-старший, придя с работы, велел собрать чемодан и заявил: «Иду на войну, береги сына!»

Воспитывал же Сергея брат матери, дядя Саша. Он был знатным литейщиком, ходил в рваных штанах, но в котелке. В то неспокойное время он всегда спал с револьвером под боком. Этот мужлан безумно любил цыплят, считал, что они вечно мерзнут. Возвращаясь домой с работы, он ложился на топчан и сентиментально отогревал у себя на груди под рубахой желтобоких, пищащих птенцов. Когда наступила Гражданская война, дядя Саша тоже ушёл на фронт, и семилетний Серёжа оказался предоставленным самому себе. В 1927 году родители развелись из-за пьянства отца. Несмотря на это, отец Филиппова в 1952 году подал на алименты и артист был вынужден каждый месяц отправлять ему некоторую сумму денег.


Сергей Филиппов с мамой.

Детство его проходило в военное, до- и послереволюционное время- голод, недостаток во всём. Но через Саратов, как известно, течёт матушка-Волга, а в дельте Волги Астрахань со своими знаменитыми арбузами. Нередко Сергей с подростками-приятелями подплывал к осевшей от груза барже, и каким-то образом им удавалось подцепить нижний арбуз. В этот момент часть арбузного ряда скатывалась в воду, и тут уж только выбирай! Не сильно калорийное, но всё же- питание. Конечно, это не делает особой чести будущему любимцу публики, но он всегда был задиристым и озорным. В школе Сергей учился неважно, а в старших классах даже прослыл хулиганом. На уроке химии в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, а Филиппова исключили из школы.

После исключения из школы Сергей устроился учеником пекаря в частной пекарне, но продержался недолго: как-то, зачитавшись Джеком Лондоном, он забыл посолить воду, на которой замешивали хлеб, и был уволен. Мама, устав от «творчеств» сына, отдала его в учение немцу-краснодеревщику, который стал называть своего ученика «малщык Филипсу». Кое-чему «малщык» научился и даже пытался позже научить впоследствии своего сына Юру забивать гвозди в шкаф из красного дерева. В течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, пока случай не привёл его в балетную студию. Занятия настолько увлекли Сергея, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете. В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре.

Приехав в столицу, он узнал, что приёмные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят. Во время учёбы в техникуме, чтобы выжить в то голодное время, Сергей устроился в танцевальную группу при Госэстраде, и иногда подрабатывал в кордебалете Театра оперетты. Педагоги отметили необыкновенный талант Филиппова и попытались помочь ему с учёбой в Вагановском училище, откуда он позже был выгнан самой Агриппиной Вагановой за постоянные споры, неуместные рассуждения и комические кривляния, вызывавшие смех в классе во время её уроков.

Несмотря на это, после окончания техникума в 1933 году Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета, но его карьера балетного танцора оказалась слишком короткой- во время одного из спектаклей Филиппову стало плохо от нахлынувших эмоций и постоянного недоедания. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали Сергею уйти из балета, и тогда Филиппов поступил в эстрадную театр-студию. Рассказывают, что однажды на эстраде он выскочил на сцену в балетной пачке, трико, с веночком из мелких роз и в розовых пуантах. Классическое па-де-де, которое он исполнил с абсолютно серьёзным лицом, сопровождалось диким смехом зрителей. Тогда же появилась статья о необыкновенном комическом таланте молодого русского артиста с его фотографией в одной из американских газет.

Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии. Великого режиссёра не испугало даже то, что Филиппов не имел драматического образования. Высокого роста, худой и подвижный, с длинными руками и ногами, Филиппов очень хорошо двигался и танцевал. От природы был наделён грубым и очень выразительным лицом с угрюмым и зловещим выражением. Это сочеталось с блестящей актёрской интуицией, богатейшей мимикой и врождённым юмором, правда весьма грубым и во многих случаях неприличным. Актёры труппы встретили новичка не очень дружелюбно. Как-то он услышал за своей спиной фразу: «А кто этот тип с лицом убийцы? Неужели тоже актёр?». Акимов прекрасно знал, что Филиппов злоупотребляет спиртным. И говорил так: «Для меня один талантливый пьяница- дороже десятка трезвых бездарей!».


В спектакле Ленинградского театра комедии «Страшный суд», 1939 год.

В Ленинградском Театре комедии Сергей Филиппов проработал с 1935-го по 1965 годы. У легендарного режиссёра актёр играл в основном комедийные роли, в амплуа комика чувствовал себя как рыба в воде и был безмерно счастлив, что одной репликой может заставить смеяться целый зал. Когда Филиппов впервые получил свой гонорар, то, увидев сумму, гордо заявил: «Отдайте эту мелочь директору!». И с достоинством удалился. Его позвали к Акимову. Сергей Николаевич явился, полон возмущения: «Вы смеётесь, что ли? Я женатый человек, нам есть надо! А на эти деньги только мороженое купишь». Николай Акимов стерпел этот дерзкий напор и повысил зарплату Филиппову, но в дальнейшем требовал от него полнейшей отдачи, не уставая ругать актёра за «дисциплинарные проступки», которых Филиппов совершал предостаточно.

В театре Филиппов не любил долгих репетиций, часто пропускал их, однако Акимов знал, что артист способен идеально создать требуемый образ буквально с первого раза. Будучи очень наблюдательным от природы, Филиппов подмечал в людях разнообразные недостатки и воспроизводил их в своих героях очень зло, резко и метко. Сергей Николаевич воплощал людей неотёсанных, недалёких, хамоватых, наделённых многими недостатками, хитрых, изворотливых и часто надменных, играл лодырей, пьяниц, злобных неудачников. Однако несмотря на резко карикатурный стиль игры, Филиппов был органичен как актёр в любом образе.

Такого артиста не могли не заметить кинематографисты, и в 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в картине «За Советскую Родину», где он сыграл маленькую роль финна. В том же 1937 году Филиппов сыграл крестьянина-партизана в «Волочаевских днях» у братьев Васильевых, а Григорий Козинцев и Леонид Трауберг позвали его в небольшой эпизод сыграть погромщика в картине «Выборгская сторона». Сергей Юткевич, работавший в то время режиссёром в Театре комедии, сразу же заметил безумно талантливого худощавого парня с «большими ладонями». Вскоре новые интересные роли Филиппов получил и у Юткевича в картине «Яков Свердлов», и у Александра Зархи и Иосифа Хейфеца в картине «Член правительства». Оба фильма были сняты в 1939 году.

Зрители узнали и полюбили Филиппова. Эти роли стали своего рода заявкой на обширную галерею проходимцев, жуликов, врагов социализма, которых впоследствии Сергей Николаевич играл, не переставая. Хотя сам он часто сетовал: «Мне в кино «не повезло». Первой моей ролью была роль шюцкоровца в фильме «За Советскую Родину». И с тех пор я играю только отрицательных типов». Картина «Приключения Корзинкиной» стала последней довоенной работой Филиппова. Над этой комедией зрители хохотали не меньше, чем над легендарными «Весёлыми ребятами» Григория Александрова. В «Приключениях Корзинкиной» проявилась ещё одна удивительная грань таланта Филиппова- стремление к эксцентрике и пантомиме. Его мастер художественного слова, читающий «Умирающего гладиатора» Лермонтова, был встречен зрителем на «ура». «Великолепный буффон!» - воскликнул Сергей Юткевич, посмотревший эту комедию.


«Золушка» (1947)

В годы Великой Отечественной войны Сергей Филиппов вместе с театром уехал в эвакуацию, и продолжил там сниматься в кино. С некоторыми режиссёрами Сергей Николаевич сходился на всю жизнь, и первой из них стала Надежда Кошеверова - настоящая волшебница в советском кинематографе. Начиная с «Золушки» , Филиппов снимался почти во всех её картинах. В 1942 году он снялся в фильмах «Железный ангел» и «Лесные братья», в 1943 году- в фильмах «Март-апрель», «Мы с Урала» и «Новые похождения Швейка», а в 1944 году- в фильме «Кощей Бессмертный». Послевоенные 1950-е годы были успешными в кинокарьере актёра. На экраны СССР один за другим выходили фильмы с участием Филиппова- «Кортик», «Мы с вами где-то встречались...», «Укротительница тигров» и «Запасной игрок» в 1954 году, «Двенадцатая ночь» - в 1955 году. Филиппов исполнял опасные трюки без дублёров. На киносъёмках он неоднократно падал с большой высоты на землю или в воду, входил в клетку с тиграми. Актёр Александр Суснин утверждал: «Сергей Николаевич был единственным актёром во всем СССР, который получал деньги, прежде чем артисты начинали съёмки. "Сумма прописью!" Всё! Безропотно выплачивали».

Филиппов относился к числу тех актёров, на которых ходили. В послевоенные годы в популярности он не уступал таким любимцам экрана, как Алейников , Крючков, Андреев и Кадочников. Актёр Владимир Труханов, много лет проработавший в Театре комедии, и хорошо знавший Сергея Николаевича, рассказывал: «Я пришёл в театр в 1947-ом году. Совсем ещё молодым «зелёным» парнем, а Филиппов был уже состоявшимся, можно сказать маститым артистом. В театре его любили, хотя характер у него был и не простой. Ну а в народе популярность у него была огромна. К примеру, спуститься к киоску купить сигарет становилось для него целой проблемой: мальчишки, подвыпившие граждане, просто прохожие буквально обступали его. Приходилось маскироваться. Сергей Николаевич по этому поводу жаловался мне: "Володь, ну почему ко мне лезет знакомиться всякая шваль! Что я за актёр такой!"».

В 1956 году на экраны СССР с успехом вышла новогодняя комедия «Карнавальная ночь» . Тогда ещё совсем молодой режиссёр Эльдар делал свой первый фильм по образцу и подобию музыкальных комедий Григория Александрова тридцатых годов. Съёмки шли полным ходом, но подходящего исполнителя на роль «лектора из общества по распространению» Эльдар Александрович так и не нашёл. И тут Рязанов вспомнил об исполнителе роли Казимира Алмазова из картины «Укротительница тигров» Сергее Филиппове. Это была настоящая находка. Причём Сергей Филиппов появился в съёмочном павильоне «Мосфильма» в объятиях Морфея и Бахуса, но Рязанов этому факту только обрадовался, посчитав, что играть актёру предстоит тоже пьяного, значит, получится всё реалистично.

Но на деле всё оказалось по-другому- роль у Филиппова не шла. Дубли снимались, плёнка расходовалась, режиссёр нервничал, а результата всё не было. Вконец разозлённый Рязанов выгнал Филиппова со съёмочной площадки и отправил обратно в Ленинград, решив вообще вычеркнуть эту роль из сценария. Но роль лектора Филиппову понравилась, это был его герой. Через два дня Сергей Николаевич абсолютно трезвый вновь прибыл в штаб «Карнавальной ночи», и отлично всё сыграл, а блистательная сцена филипповского лектора стала впоследствии классикой советского кинематографа. Актриса Рина Зелёная вспоминала забавный случай: «Приходя на концерт, я обычно говорила: «Люди ау - у!». И вдруг в «Карнавальной ночи» так завопил Филиппов. И всё: от «ау» пришлось отказаться! Не могла же я цитировать Филиппова. Он был так любим, что его героев цитировали все».


1959 год.

В следующей картине «Девушка без адреса» роль бюрократа Комаринского была специально написана под Филиппова. Их «супружеская» пара с Зоей Фёдоровой смотрелась уморительно. «Масик! Кусик! Масик хочет водочки». Эльдар Рязанов впоследствии вспоминал: «Роль не шла, не шла, не шла… И я тихонечко попросил ассистента, что бы она принесла четвертинку водки, не больше. И мы дали Сергею Николаевичу её выпить и он всё чудесно сыграл». Большой успех «Карнавальной ночи» и «Девушки без адреса» мог бы послужить великолепным фундаментом для последующих творческих встреч, однако этого не случилось. Произошёл конфликт, о причинах которого ни Сергей Николаевич, ни Эльдар Александрович предпочитали не говорить. Позже, будучи в 1997 году в Нью-Йорке, Рязанов встретился с сыном Филиппова и сказал: «Да, Юра, ваш отец очень любил выпить». Это, к сожалению, была горькая правда.

Успех Филиппова в кино, на эстраде и в театре вызывал к нему необъяснимое родственное чувство со стороны зрителей. Популярность была специфического свойства- его часто отождествляли с его глупыми и малоприятными героями, легко узнавали на улицах и в ресторанах и бурно приветствовали. Он это воспринимал как издевательство, и будучи человеком самолюбивым и нелюдимым, быстро возненавидел свою популярность и своих поклонников. Мог быть очень едким и жёстким, не любил «показушников». Если вдруг кто-то начинал заноситься, Сергей Николаевич мог тут же осадить: «Да кто ты такой?!». Поэтому при нём боялись «выступать». А уж когда он выпивал, мог вообще не стесняться выражений. Таким он оставался до самой старости. На самом деле близко его никто не знал, так как он ни с кем не дружил и не откровенничал.

Первый раз актёр был женат на Алевтине Ивановне Горинович, актрисе балета, с которой он прожил более 10-ти лет. Она вместе с ним училась в эстрадно-цирковом техникуме, на актёрском отделении. Влюблённые поженились в 1932 году, рисковали они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у её будущего мужа не было, как говорится, «ни кола, ни двора». Бабушку, что говорится, просто поставили перед фактом, показав ей свидетельство о браке, и семья зажила.


Сергей Филиппов с сыном.

В этом браке в 1938 году родился единственный сын Филиппова- Юрий. Алевтина Ивановна стала не актрисой, а преподавателем английского языка, работала переводчицей в Военно-воздушной академии имени Можайского. Она постоянно ревновала мужа к поклонницам, сцене и кино. В книге Юрия Филиппова приводятся слова отца, где он признавался, что ради славы был готов бросить и жену, и сына: «Мама тогда страшно обиделась: «Ну и иди к своей славе!». Женщинам не говорят такие вещи. Когда начались восхищения, преклонения, застолья, отец так и говорил: «Хочу славы, славы хочу!» Вот и наступил момент опьянения…». Несмотря на неординарную внешность, Филиппов постоянно крутил романы с первыми красавицами Ленинграда и Москвы. Его жена знала об этом- очень страдала, и в итоге они разошлись.

Со своей второй женой Антониной Георгиевной Голубевой (1899-1989) Филиппов познакомился в ресторане «Астория». Они жили в квартире Голубевой, в знаменитом Писательском доме на канале Грибоедова, 9. Юрий Филиппов рассказывал: «Мадам Голубева была абсолютно чужим для меня человеком. Эта женщина известна тем, что написала книгу «Мальчик из Уржума» о детстве Сергея Кирова. И написала её настолько плохо и так коряво, что, когда рукопись попала на стол к редактору Самуилу Маршаку, тот её полностью переписал. Однажды в ресторанной драке папу нечаянно пырнули вилкой в руку, и Голубева, случайно оказавшаяся рядом, вовремя оказала ему медицинскую помощь и моральную поддержку. А затем отвела его, обалдевшего от такого внимания и ласки, к себе домой. Уверен, отец её никогда не любил. В шутку или всерьёз он называл её Барабулькой. Голубева ездила за ним повсюду- на съёмки, на гастроли- и не давала свободно вздохнуть, ревнуя по-чёрному. Когда у него спрашивали: «Почему ваша жена больше не пишет?», он мрачно отвечал: «Чернила кончились». Или интересовались: «Сергей Николаевич, а что такое Барабулька?», он отвечал: «Маленькая паршивенькая рыбка с выпученными глазками».

Антонина Георгиевна была очень странной особой: она ненавидела детей. О том, что у неё, как оказалось, есть дочь, отец узнал не сразу. Однажды мадам даже затеяла судебную тяжбу с целью отобрать меня у мамы и отдать в детдом. Когда папа приходил домой сильно подшофе, он на неё кричал: «Старая ведьма, кировская б.., ты мне надоела! У меня есть красивая жена и талантливый сын!». Неистовая партийка Голубева утром ему нашёптывала: «Серёжа, ты вчера такое нёс, тебя в тюрьму посадят». Она его постоянно шантажировала. Мадам была сильнее отца характером, раз смогла привязать и подчинить себе мужчину, которого любили самые красивые женщины». Но, тем не менее, Филиппов прожил с Голубевой почти 40 лет. Странная это была пара- высокий, статный ироничный Филиппов и маленькая, некрасивая с постоянно поджатыми губами, значительно старше его Голубева.

Голубева была абсолютно не приспособлена к быту и не любила хозяйственные дела. «Придёшь к ним, а в доме настолько всё неубрано, настолько грязно! Впрочем, многие отмечают, что из дома он всегда выходил чистый, наглаженный. Кто-то рассказывал, что папа приболел, и они то ли зашли его навестить, то ли зарплату принесли, а отец лежал весь в кружевах- ну просто волк из сказки «Красная Шапочка» в постели бабушки! Голубева приготовилась, зная, что придут люди. Отец был глубоко аполитичный человек, а Голубева- ярый коммунист, чуть ли не агент КГБ, к нему приставленный… Что их могло связывать- знали только они. Да и мы не очень интересовались. Мне кажется, поначалу был просто страх. Он наговорил каких-то глупостей, а потом… Он же очень хотел славы, популярности и не смог бы пережить, если бы всё рухнуло в момент. Она же могла на него доложить- легко!»- говорил Юрий Филиппов.

В 1965 году у Сергея Николаевича была обнаружена опухоль головного мозга. В это же время у него начались проблемы в театре. Акимов долго терпел выходки своего любимца, но в 1965 году Филиппов был уволен из театра после того, как во время спектакля, стоя за кулисами, во весь голос подавал шутливые ремарки актёрам, советуя- как правильно надо играть сцену застолья. С 1965 года Филиппов числился актёром киностудии «Ленфильм». Вся страна цитировала его героев: «Масик хочет водочки», «Лучше всего, конечно, пять звёздочек», «Я сюда попал или не сюда?», «Система Станиславская»...

Переломным для Сергея Николаевича стал 1970-й год, когда Леонид Гайдай пригласил его на роль Кисы Воробьянинова в свою киноверсию «Двенадцати стульев» и актёр был бесконечно благодарен Гайдаю за такой подарок судьбы. Нина Гребешкова, рассказала об их отношениях: «Сергей Николаевич радовался роли, как ребёнок. Работал, что называется за двоих. И это несмотря на страшные головные боли, какие он тогда испытывал. Роль училась с трудом. Однако он сам себе не позволял халтурить. Единственное, где он воспользовался услугами «дублёра» это была эксцентрическая драка Кисы и отца Фёдора, Сергея Николаевича заменил сам Лёня. Гайдай ценил его за редкий дар- фактурный, в работе Сергей Николаевич был очень скрупулёзный и ответственный. Кстати за всё время съёмок «12 стульев» Сергей Николаевич не позволил себе ни разу выпить, ни грамма».


Загаровский Сергей Сергеевич. Филиппов в роли Кисы Воробьянинова.

Перед озвучанием фильма «Двенадцать стульев» Филиппов с женой поехали в Москву, чтобы сделать операцию по удалению опухоли, но столичные медики отказали артисту в операции, посчитав её смертельно опасной. Вернувшись домой в Ленинград, Филиппов продолжал жить обычной жизнью, пока в один из дней не потерял сознание прямо на улице. Его доставили в городскую больницу №25, и там его, лежащего в коридоре, узнал один из врачей. Филиппову была сделана незамедлительная операция по удалению доброкачественной опухоли и части черепной кости. После этого Филиппов часто шутил с друзьями: «Хочешь пощупать мои мозги?» После операции Сергей Николаевич быстро пошёл на поправку и успешно закончил работу над картиной, подарив зрителям необыкновенное удовольствие от своей незабываемой игры.

Актёр продолжал сниматься, преимущественно в комедийных фильмах («Иван Васильевич меняет профессию», «Табачный капитан», «Не может быть!», «Летучая мышь» и др.), хотя среди его ролей были также Губарев в «Блокаде» (1977), продавец в «Мере пресечения» (1983), художник в «Таинственном старике» (1980). Последними его ролями стал пациент в «Собачьем сердце» (1988) и пенсионер в «Операции Кооперация» (1989). Он снялся, как оказалось, в 118 картинах.

Последние годы своей жизни Филиппов провёл в бедности и одиночестве, он буквально голодал. Его сын стал художником, и после окончания Мухинского училища в 1970-х годах вместе с матерью эмигрировал в США и взял фамилию матери- Горинович. Сергей Николаевич выбор сына очень не одобрил. Для актёра это был страшный удар. Он очень любил свою первую жену, поэтому расценил поступок сына и бывшей супруги, как предательство. А после тяжёлой болезни и смерти Антонины Голубевой вообще замкнулся. Однажды актёр Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего по улице Сергея Филиппова. Он предложил подвезти коллегу. Выяснилось, что народный артист, сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Боярский предложил Филиппову посидеть в машине, а сам, зайдя за угол, выбросил билет, отсчитал деньги, и вернувшись в машину отдал их Сергею Николаевичу. Смущённый актёр спрятал деньги и сказал: «Миша, откладывай сейчас, потом мы никому не нужны».

Его давняя приятельница Любовь Тищенко постоянно заботилась об одиноком артисте, помогая ему по хозяйству и подкармливая по мере возможности. В одном из интервью она рассказывала: «В то время у него буквально «поехала» крыша. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты. Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына. «Хочешь, читай, а мне неинтересно», - сказал он мне. Но самое интересное, что ни одного письма он не выбросил. Видимо, чего-то выжидал. Надеялся, что сын вернётся. Сын приехал только когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых… Филиппов был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых. У Филиппова в доме была очень богатая библиотека. Когда я в очередной раз пришла к нему домой, то не обнаружила ни одной книги. Оказывается, Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги…

В последнее время Филиппов совсем бросил пить. Во-первых, ему не на что было покупать спиртное, а в долг он никогда ни у кого не просил. Во-вторых, он был уже тяжело больной человек… Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни - он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по «Ленфильму», зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни, он даже врачей не вызывал на дом вероятно, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире. Квартплату не платил месяцами. Я помогала чем могла- покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды. Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал всё, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его- в одних тапочках и какой-то рваной рубахе».

За несколько дней до смерти актёр рассказал Любови Тищенко о своей мечте: «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась Юрию Никулину». Сергей Филиппов умер 19 апреля 1990 года от онкологического заболевания лёгких.


Последнее фото актёра. За неделю до смерти.

Евгений Моргунов так сказал об этих событиях: «Самое страшное- остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм», и там приняли решение: он пенсионер, вот собес пусть его и хоронит. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актёров, которые были на пенсии, у актёров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это его любимые были стихи». Похоронен Сергей Филиппов на Северном кладбище, рядом с Антониной Голубевой. Питерская гильдия киноактёров установила на могиле бюст. Сначала был бронзовый, но его пытались украсть: распилили, увидели, что много бронзы (36 кг), оторвали от постамента, тащили- и в кустах бросили. Или тяжёлым им показался, или спугнул кто-то. Потом бюст оказался в Гильдии киноактёров у Евгения Леонова-Гладышева, теперь он дома у сына Сергея Филиппова- Юрия. На могиле стоит бюст из чугуна.

Сын артиста узнал о смерти Филиппова слишком поздно, и приехать на похороны не смог. В Америке он добился большого успеха. Как художник-дизайнер он работал для многих всемирно известных фирм: Ральфа Лорана, Эсте Лаудер, Армани и Шанель. Он оформлял бродвейские театры и интерьеры вилл мультимиллионеров, получил несметное количество наград и грамот. В память об отце он написал книгу «А есть ли жизнь на Марсе?» и снял одноимённый, достаточно неоднозначный документальный фильм. Юрий опровергает то, что Филиппов жил в бедности: «Это неправда! Папа любил окружать себя красивыми вещами: коллекционировал бронзовые фигурки, покупал мебель красного дерева, любил фарфоровую посуду, драгоценности». По приезде Юрий обнаружил, что из квартиры Сергея Филиппова пропала антикварная мебель, драгоценности и семейный архив.


Сын Сергея Филиппова- Юрий.

*** В 2008 году в Пятигорске были открыты памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Бронзовый Киса имеет явное портретное сходство с Сергеем Филипповым в этой роли в гайдаевском фильме «12 стульев». Аналогичный памятник установлен в Чебоксарах (скульптор В. П. Нагорнов).


Пятигорск. У входа в парк «Цветник» стоит памятник Кисе Воробьянинову.


Памятник в Чебоксарах.

*** Бытует мнение, будто мужчина с маленьким кусочком хлеба из блокадного Ленинграда на известной фотографии - это и есть Сергей Филиппов. Но Филиппову на момент съёмки было 29 лет, и он находился в Сталинабаде (Душанбе) - туда были эвакуированы все сотрудники Театра комедии во главе с Акимовым.

Рассказывают, что, когда Сергей Филиппов шел по улице, троллейбусы и трамваи останавливались, а пассажиры выходили из вагонов, чтобы посмотреть на любимого артиста.

Сергей Филиппов родился в 1912 году в Саратове в семье портнихи и слесаря. Учился плохо, хулиганил и в итоге был исключен из школы. Перепробовал немало профессий, но, к огорчению матери, нигде долго не задерживался. Из пекарни уволили за то, что он, зачитавшись Джеком Лондоном , забыл положить в тесто соль. Из мебельной мастерской — за то, что в антикварный шкаф забил десяток огромных гвоздей.

Случай или попутный ветер занес его в… балетную студию. «Шли мы как-то с другом мимо клуба, в окне увидели девчонок в коротеньких юбках. Ноги понравились. И решил я, что это мое призвание — ноги. Мы заглянули в комнату, на двери табличка: «Хореографический кружок». «Хореографический» от слова «харя», что ли? Оказалось, нет, тут занимались танцами. Поскольку мальчишек почти не было, преподавательница охотно нас записала. Мой приятель скоро бросил занятия, а мне очень понравилось. Это была моя путевка в жизнь», — вспоминал Сергей Филиппов.

Высокий, 184 сантиметра ростом, парень оказался на редкость пластичным, педагоги даже советовали поступать в балетное училище. Существует легенда, что Филиппов поступил в самое знаменитое хореографическое училище страны — ленинградское, и якобы великая Агриппина Ваганова лично отчислила его за строптивость. Даже если это и легенда, то красивая. А проза жизни такова: Сергей Филиппов окончил Ленинградский эстрадно-цирковой техникум, но путь в балет оказался закрыт — врачи обнаружили порок сердца. Зато в эстрадном театре-студии — прообразе будущего мюзик-холла — все сложилось замечательно: пригодились не только невероятная пластичность, но и чувство юмора, и драматический талант Сергея. Когда он с невозмутимым видом выходил на сцену в… балетной пачке, розовых пуантах и с веночком на голове, зал умирал от смеха. Какой-то американский журналист даже написал в своей газете о необыкновенно одаренном молодом русском комике.

Во время одного из выступлений Филиппова заметил режиссер Николай Акимов и предложил перейти к нему в Театр Комедии. «Неужели этот тип с лицом убийцы тоже актер?» — шептались за спиной новичка. У Акимова он проработал 30 лет — до 1965 года. Николай Павлович прощал ему грубость, неуживчивость, частые загулы: «Для меня один талантливый пьяница дороже десятка трезвых бездарей!» Но после нецензурных комментариев, которые пьяный Филиппов подавал из-за кулис во время спектакля, его фамилия красным карандашом была вычеркнута из списка труппы.

Он работал с такими мастерами, как Козинцев, Хейфиц, Кошеверова, Юткевич, Рязанов, Гайдай, Бортко, снялся более чем в ста фильмах. Режиссеры знали: одним своим присутствием в кадре он спасет любой провальный фильм. Кроме того, актер славился любовью к трюкам, даже самые рискованные выполнял без дублера: например, на съемках «Укротительницы тигров» он не только бесстрашно вошел в клетку к хищнику, но еще и пинка ему дал!

Специфическая внешность определила амплуа. Когда на творческих встречах зрители спрашивали, почему он играет только отрицательных персонажей, актер отвечал: «Посмотрите на мое лицо. Разве с таким лицом можно сыграть секретаря партийной организации?» Сергею Филиппову, человеку глубокому, эрудированному, знатоку поэзии, доставались роли проходимцев, жуликов, лодырей. Тем не менее к каждой, даже самой незначительной, он относился очень серьезно — и зачастую переигрывал всех.

Но в душе актер мечтал о другом, и время от времени мечты сбывались. Например, в «Карнавальной ночи » или в «Собачьем сердце ». А однажды режиссер Игорь Усов предложил Филиппову роль… бабушки в фильме «А вы любили когда-нибудь?». Второй бабушкой был… Георгий Вицин . В перерывах между съемками комический дуэт в паричках и старушечьих нарядах любил прогуляться по Невскому. Но никто из прохожих ни разу не узнал в двух старухах любимых актеров!

Его талант высоко ценил , предлагая роли в своих киноверсиях классических произведений — «Иван Васильевич меняет профессию», «Инкогнито из Петербурга», «За спичками», «Не может быть!». В основном это были эпизоды, но много ли найдется актеров, способных сыграть роль одними бровями? А Сергей Филиппов мог: помните певца из фильма «Не может быть!» — того, что пел про «черные подковы»?

И только почти в шестьдесят лет он сыграл свою первую (и единственную) большую роль — Кисы Воробьянинова у Гайдая в «Двенадцати стульях». К тому времени у актера уже прогрессировала опухоль головного мозга, его мучили ужасные, до потери памяти, боли. Но он мужественно переносил страдания и только к концу съемок согласился на операцию. «Трепанация черепа» — звучит страшно, а Сергей Филиппов умудрялся шутить: мол, сколько мозгов удалили — и ничего, умным был, умным остался.

Незадолго до смерти актер признался: «Я всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что на главную роль в фильме «Когда деревья были большими» взяли Юрия Никулина ».

Его личная жизнь была притчей во языцех в кругу ленинградской интеллигенции. Со второй женой, писательницей Антониной Голубевой (те, кому за сорок пять, наверняка помнят ее книгу «Мальчик из Уржума» — о детстве Сергея Кирова. Правда, говорили, что рукопись была такой бездарной, что Самуил Маршак полностью ее переписал), он прожил сорок лет. Сергей Филиппов называл ее Барабулькой, она его — Долгоносиком. Антонина Георгиевна была старше мужа на 13 лет. Утешала, отваживала друзей, ссорила с сыном, вытаскивала из запоев, наряжала в кружевные рубашки, утирала нос — в общем, относилась к нему как к ребенку.

Хотя собственную дочь на порог не пускала — поговаривали, что ревнивая Барабулька не хотела присутствия в доме молодой женщины. Эта пара казалась странной абсолютно всем. Кто-то считал, что Барабулька шантажировала Долгоносика, угрожая сообщить о его пьяных антисоветских высказываниях куда следует. Другие полагали, что актер просто боялся своей властной супруги. Но в любовь не верил почти никто. Масла в огонь подлил сам Сергей Николаевич, назвав ее «маленькой паршивенькой рыбкой с выпученными глазками». А иногда мог выдать и такое: «Ее сиятельству графине Барабульянц… Каша на диване преет и млеет, я пошел по делам и в магазин. Кющай кашу с молоком. Целую дуру крепко. С.». Это были два очень одиноких человека, не приспособленные к жизни, не в ладу с бытом — вечный беспорядок, гора грязной посуды, неработающий телефон. И при этом — огромная библиотека, антикварная мебель, картины.

Барабулька ушла из жизни в 1989-м. Сергей Филиппов пережил ее всего на год. Тяжело болел, страдал от одиночества, безденежья. Хоронили его на деньги, собранные Александром Демьяненко . Когда друзья актера обратились в одну из ленинградских газет с просьбой напечатать о Филиппове некролог, в ответ услышали: «Вашего Филиппова никто не знает». Бытует мнение, что изможденный ленинградец с кусочком блокадного хлеба, изображенный на знаменитой фотографии, — это Сергей Филиппов. Установить истину уже невозможно, но сам актер как-то обмолвился, что на фотографии действительно он.

Факты про Сергея Филиппова.

Джордж Кьюкор, режиссер советско-американского фильма «Синяя птица», в котором Филиппов сыграл эпизод, пригласил актера в Голливуд: «Только не забудьте взять с собой свое лицо…» Первой женой актера была балерина Алевтина Горинович, в браке родился сын Юрий. В 1970-х жена и сын эмигрировали в США. Филиппов так и не смог смириться с этим, как он считал, предательством. А все письма Юрия хранил нераспечатанными.

Крылатые фразы Сергея Филиппова.

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке это неизвестно!»

«Лучше всего, конечно, пять звездочек…»

«Я сюда попал или не сюда?»

«Зашел я как-то в ресторан выпить… супу».

Ленинградского актера-комика Сергея Филиппова знала и любила вся страна.

Актер Геннадий Воропаев как-то рассказал: "Я впервые видел, как на улице транспорт останавливается при виде знакомого артиста. Это было в Свердловске, 59-й год. Гастроли. Филиппов говорит: "Пойдем пройдемся". Выходим на главную улицу и вдруг! Прохожие останавливаются, смотрят на него, подходят к нему. Трамвай остановился, пассажиры высыпали и - к нему. А что было на "Уралмаше", куда нас пригласили на встречу с трудящимися. Завод просто прекратил работу, когда там узнали, что Филиппов приехал.

Как-то мы были на гастролях в Киеве. Тогда я еще не знал, что это такое - выйти с Филипповым на улицу. Мы шли по Крещатику. Все движение остановилось.

Филиппов, Филиппов! - раздавалось со всех сторон.

Мы с Сергеем шли по коридору, стены которого - живые люди. Так велика была его популярность".

Актер Александр Суснин утверждал: "Сергей Николаевич был единственным актером во всем СССР, который получал деньги, прежде чем артисты начинали съемки. "Сумма прописью!" Всё! Безропотно выплачивали".

Михаил Боярский вспоминает, что однажды его потрясло, как Филиппов говорил ему: "Мишка, копи деньги. Будешь старым, никому не будешь нужным. Все тебя забудут".

Эти и множество других историй собрал в книгу об актере его сын, петербургский художник Юрий Филиппов, с помощью своей супруги Татьяны Гринвич, и только что в московском издательстве "Эксмо" она вышла под названием "Есть ли жизнь на Марсе…", оформленная рисунками Юрия.

Корреспондент "РГ" встретилась с наследником выдающегося актера.

Российская газета: Юрий Сергеевич, как рождалась ваша книга? Как вы писали ее вдвоем? Вооружившись диктофоном?

Юрий Филиппов: Нет, у нас как-то попроще, по-домашнему, шутя. Из бесед, телефонных разговоров получилась книга. Слушали людей (Клару Лучко, Инну Ульянову, Тамару Носову, Арчила Гомиашвили, Леонида Куравлева, Олега Анофриева, Нину Гребешкову, многих-многих), запоминали, записывали - и на диктофон в том числе. Включили стихи, посвященные Сергею Филиппову. Собрали его фильмографию. Он снялся, как оказалось, в 118 картинах. Часто это были роли коротенькие, эпизодические, но всегда - колоритные.

Книгу мы задумали, еще находясь в эмиграции, году в 97-м. Дали объявление в газету "Новое Русское слово": может быть, кто-то поделится воспоминаниями. Архив-то пропал. Когда Сергей Николаевич умер, нас в Ленинграде не было, нам о его смерти не сообщили и квартиру просто разворовали. Исчезли фотографии, дневники, документы. Мы услышали о его смерти позже, случайно. Книгу собирали по крохам. Фактически начали ее после разговора с актрисой Юлией Николаевной Предтеченской, мамой художника Михаила Шемякина. Она работала вместе с Сергеем Николаевичем в Театре комедии и написала для нас воспоминания. Почти 10 лет ушло на книгу.

РГ: Вы упомянули об эмиграции…

Филиппов: Кто из мальчишек не мечтает об Америке? Я не был ни диссидентом, ни противником советской власти. Захотелось большей творческой свободы. Мы с женой уехали в Нью-Йорк в 1979 году, прожили там 25 лет. К счастью, мне не пришлось водить такси. Жизнь художника довольно трудна, неординарна, все время приходится искать разные заказы. За границей русских художников не ждут с распростертыми объятиями. Нужно энергично двигать локтями, искать работу самому. Я нашел ее на шестой день - сначала работал в чужом офисе, а потом открыл собственный. Кроме дизайнерских работ у меня были живописные, графические.

РГ: Ваша цель - рассказать неизвестные факты из жизни Сергея Филиппова?

Филиппов: Именно так. Зрители могут судить о Филиппове по его экранным образам, может быть, по чьим-то рассказам. А заглянуть в домашнюю жизнь известного артиста, в его актерскую "кухню", узнать его интересы, привычки, увлечения - это, конечно, любопытно. Мы с женой не киноведы, не театроведы, поэтому творческая биография отца в нашей книге не на первом месте. Сергей Николаевич жил среди людей, которые, несомненно, влияли на его творчество, ведь то, что делает артист на сцене, фактически синтез его жизненного опыта, впечатлений.

Помните эпизод Филиппова из фильма "А вы любили когда-нибудь?" замечательного режиссера Игоря Усова? В картине были две бабушки - Вицин и Филиппов. Для достоверности, чтобы хорошо проработать женские роли, актеры переодевались в бабушек, брали кошелки и ходили по Невскому, обращая на себя внимание прохожих, задевая их, заходили в магазины, стояли в очередях. Их никто не узнавал! Такие колоритные были старухи.

Книга получилась объемистой. Мы начали ее издалека - с истории нашей семьи. А во второй части - воспоминания папиных коллег. Сергей Николаевич - натура настолько богатая, щедрая на истории, есть еще масса материала, поэтому у нас есть замыслы на дальнейшее. Возможно, расширим книгу. Собираемся выпустить еще две книги: сказки, которые писал я для своей жены, и рассказы комического характера, которые Сергей Филиппов предположительно должен был читать со сцены, но этого не случилось.

РГ: Вам говорят, что вы похожи на отца?

Филиппов: Я не очень похож. Носом не вышел. А вот голоса похожи. Есть снимок, где папа с бородой, без усов, там он и я действительно похожи, только я немного длиннее, все-таки мама тоже принимала участие.

РГ: Живы ли еще родственники Сергея Филиппова?

Филиппов: Нет, только я, единственный сын.

РГ: А вы актером стать не хотели?

Филиппов: Не хотел. Я слишком ленив. Актер должен рано вставать. Ходить на репетиции. Учить роли. Вечером - спектакли. Куда-то надо ездить. Свободного времени совсем нет. Я всегда любил рисовать, и мама говорила: "Ты, сынок, не любишь работать, давай-ка в художники". Она почему-то считала, что художники ничего не делают. Ошибалась! Расскажу вам историю. Когда я учился в "Мухе" (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной), у нас было задание написать на летней практике несколько этюдов. Сижу на Дворцовой площади, пишу городской пейзаж. Подходит какая-то старушка: "Что, рисуешь, сынок?" - "Да, бабушка". - "Ну, рисуй, рисуй. Всё лучше, чем воровать". Тогда это меня так поразило! Я всюду показывал эту старушку и себя в лицах. А сейчас, спустя годы, пожалуй, даже не знаю, что лучше - рисовать или воровать. Но переучиваться поздно. (Смеется.)

афоризмы

Афоризмы Сергея Филиппова

Давай, сынок, будешь актером. Пойдешь по стопкам отца моим методом пробок и ошибок. Я научу тебя вживаться в образ - есть секреты. Самое главное, себя надо любить в искусстве. Ну и всех остальных!

Похвально, что девушка пьет молоко. Но запомните, милочка, что в жизни есть вещи и пострашнее трезвости.

Больше всего избегай гонорарной недостаточности. Люби свой гонорар как самого себя. Мой гонорар - это мое я! В чем душа держится? В гонораре!

Не встряхнуть ли мне стариной? Вдруг старого артиста наградят, как и прежде, рукохлестаниями?

Однажды Сергей Филиппов поскользнулся и упал. Лежит и говорит сам себе: "Как же низко я пал!"

Сергей Филиппов любил рисовать и однажды написал картину, которую назвал "Укратихаинская ночь".

Самые известные роли Сергея Филиппова в кино:

Киса Воробьянинов ("Двенадцать стульев")

Лектор ("Карнавальная ночь")

Казимир Алмазов ("Укротительница тигров")

Шведский посол ("Иван Васильевич меняет профессию")

Осип ("Инкогнито из Петербурга")

"Масик хочет водочки"

"Я-я, Кемска волость!"

"Алмазов - это имя! Афиша, публика, касса!"

"Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно!"

"Зашел я как-то в ресторан выпить… супу!"

Кстати

Известный петербургский режиссер-документалист Юрий Занин (фильмы "Курск. Последний причал", "Девять дней и вся жизнь", "Кино и Сталин", "Две славы Алексея Смирнова") только что снял 2-серийный фильм "Смех и слезы Сергея Филиппова", в котором о выдающемся актере вспоминают люди, близко знавшие его.

Сергей Филиппов родился в 1912 году в одном из поселений в Саратовской области. Семья с трудом зарабатывала на хлеб, а грянувшая вскоре революция еще сильнее ударила по семейному благосостоянию. Отец покинул дом, и будущего актера воспитывали мать и отчим. В школе он учился плохо, подработка на производствах также совершенно не давалась. Единственное, что хорошо получалось у Сергея – танцы, и он с удовольствием посещал хореографический кружок.

Юноша подумывал пойти в балетное училище, но опоздал на прием. Тогда он поступил в цирковой техникум и, окончив его, все же сумел занять свое место в балетной труппе. Танцевальной карьере помешал неожиданный инфаркт, который начинающий артист перенес прямо на сцене. Тогда в 1935 году он устроился в Ленинградский театр комедии, где проработал без малого 30 лет. В то время горожане часто посещали театральные представления, поэтому Филиппов быстро обрел известность как талантливый актер.

В 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в кино. Это была небольшая роль в фильме «Падение Кимас-озера». Через некоторое время он снялся в лентах «Золушка», «Член правительства», а знаменитая фраза «Масик хочет водочки!» из картины «Девушка без адреса» надолго ушла в народ. Сергей прославился как блистательный комедийный актер, его начали узнавать на улицах и часто просили автограф.

В 40-е года Филиппову посчастливилось сыграть в знаменитой комедии «Карнавальная ночь», а в 1965 году он блистательно исполнил роль Кисы Воробьянинова в экранизации легендарного романа «12 стульев». Оба фильма не обошлись без ставших популярными среди зрителей крылатых фраз. В последующие годы актер уже реже появлялся на экране из-за ухудшения здоровья и запомнился лишь эпизодической ролью в фильме «Собачье сердце».

Личная жизнь

Сергей Филиппов был дважды женат. Свою первую супругу Алевтину Горинович он встретил в училище. В браке родился сын Юрий, однако прочный изначально союз дал слабину и распался через несколько лет. После этого бывшая жена и сын актера иммигрировали в США. Сергей надолго впал в депрессию и все никак не мог простить родных ему людей.

Второй женой Филиппова стала женщина по имени Антонина Голубева, которая оказалась старше его на 13 лет. Они не были идеальной парой и нередко ссорились: Антонина старалась во всем контролировать мужа. Супруга актера скончалась в 1989 году. Это сильно пошатнуло и без того слабое здоровье Сергея. У него начал быстро прогрессировать рак, и уже в 1990 году любимого советского артиста не стало. Его похоронили на Северном кладбище в Санкт-Петербурге.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.