Символы и язык революции 1917 года. Красный бант. Новой стране — новые названия и имена

Первое время к вопросам символики большевики относились безразлично: красное знамя они использовали скорее по революционной традиции, а герба у Советской России не было до июля 1918 года.

Однако с началом советского государственного строительства стало понятно, что отсутствие официальной символики создаёт множество проблем, особенно в таких структурах, как армия.

Инициатива утвердить новый государственный флаг исходила от главного партийного бюрократа — Якова Свердлова. Большевики считали его лучшим организатором, именно поэтому Свердлов возглавил президиум ВЦИК.

8 апреля 1918 года Свердлов предложил признать Красное знамя революции государственным флагом Советской России. Инициативу поддержали, и спустя шесть дней, 14 апреля, был опубликован декрет о флаге Российской республики.

«Вплоть до апреля 1918 года официальным флагом социалистической республики продолжал оставаться бело-сине-красный флаг, принятый ещё Временным правительством. Хотя он почти не использовался, были случаи, когда его вывешивали наравне с революционными красными знамёнами», — рассказал в беседе с RT историк, член Геральдического совета при президенте РФ Станислав Думин.

  • Первый председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета Яков Свердлов
  • РИА Новости

«Красные» традиции

Коммунисты, аргументируя цвет нового знамени, ссылались на средневековую Персию, где в конце VIII века произошло Восстание краснознамённых. Однако оно не имело никакого отношения к революционному движению, поскольку носило исключительно религиозный характер.

Красный цвет как революционный символ получил распространение в эпоху Великой французской революции, когда левые радикалы (якобинцы, пришедшие к власти на волне революционного террора 1793—1794 годов) активно использовали красный фригийский колпак как одну из эмблем республики, а красное знамя — как символ крови мучеников революции.

В XIX веке красный флаг окончательно утвердился в качестве революционного символа. А поскольку главными революционерами в это время стали социалисты и анархисты, именно они присвоили себе право на красное знамя, которое отныне поднималось там, где вспыхивали восстания против власти.

В мае 1831 года в уэльском городе Мертир-Тидвилле рабочие подняли мятеж против английских властей. Они поддерживали движение чартистов, выступая против роста безработицы и сокращения заработной платы.

В 1832 году красный флаг поднимают в Париже на похоронах видного либерального политика генерала Ламарка. Алое знамя с надписью «Свобода или смерть» стало символом республиканцев в последовавшей вскоре революции 1832 года. Впрочем, её быстро подавил король Луи-Филипп, а за красным флагом утвердилась репутация символа бунтовщиков.

«Революционным красный флаг сделали политики. Ранее красный цвет широко применялся в гербах и знамёнах европейских государств — от Англии до Швейцарии. Но с XIX века красный флаг становится символом революционного движения, и именно в таком качестве его приняли большевики», — рассказал в интервью RT Думин.

Символ революции

Во время революции 1848 года французские коммунисты попытались сделать красное знамя государственным флагом республики, провозглашённой 25 февраля. Но временное правительство во главе с Альфонсом де Ламартином убедило народ в необходимости сохранить трёхцветное знамя, ставшее символом французской нации. Компромиссным решением, отвечающим требованию радикалов, стала красная розетка — её добавили на флаг как знак революции. Эти события увековечил художник Филиппото, изобразивший на своей картине защищающего трёхцветный флаг Ламартина на ступенях парижского муниципалитета.

  • «Альфонс де Ламартин у Отеля-Де-Вилль отвергает красный флаг 25 февраля 1848 года»
  • Феликс-Эмманюэль-Анри Филиппото

С марта по май 1871 года в Париже действовало революционное правительство. Столица Франции после массового недовольства поражением в войне с Пруссией стала оплотом наиболее радикальных сил: большинство депутатов созданного революционерами правительства — коммуны — были социалистами и анархистами. И разумеется, они подняли красный флаг, под которым сражались против войск правительства Франции, сформированного национальным собранием. Но коммуна была подавлена, и алое знамя снова оказалось вне закона.

Зато красный флаг всё чаще можно было увидеть во время рабочих забастовок и митингов. Так он «дошёл» и до Российской империи, появившись на первой политической демонстрации у Казанского собора в 1876 году. Вскоре красный цвет стали использовать левые и либеральные российские оппозиционеры. Представители конституционных демократов шли под красным знаменем не менее охотно, чем социалисты.

  • Первая демонстрация на Знаменской площади в Петрограде перед памятником Александру III
  • Gettyimages.ru
  • Hulton Archive

После образования РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) красный флаг приняли и социал-демократы — как большевики, так и меньшевики. Красное знамя поднималось в дни революции 1905-го, а после февральской революции 1917 года стало главным символом радикальных перемен, в то время как государственный триколор постепенно отходил на второй план.

«Интересно, что красный флаг был принят в качестве государственного в , где правящая нацистская партия считалась социалистической и поэтому использовала традиционный цвет флага рабочего движения, добавив к нему партийную эмблему — свастику. Есть информация, что жители немецких городов, сдаваясь нашей армии, спарывали с нацистских флагов круг со свастикой и вывешивали красные полотнища на своих домах», — рассказал Думин.

Однако у пришедших к власти большевиков монополии на красный флаг не было. Если белое движение выбрало в качестве своего знамени отвергнутый коммунистами триколор, то представители левого антибольшевизма сохраняли верность красному цвету. В июне 1918 года в Самаре собрался комитет членов Учредительного собрания, разогнанного большевиками. Эсеры, захватившие в нём лидерство, выступили против своих недавних союзников большевиков под красными знамёнами.

Ижевско-Воткинское рабочее восстание против большевистской диктатуры тоже проходило под красными флагами. А сформированные восставшими Ижевская и Воткинская дивизии прошли всю в войсках адмирала Колчака. Они приняли символику белых армий, но до конца войны уходили в бой под звуки «Интернационала».

Знамя Победы

В советское время бытовало мнение, что красные флаги широко использовались в Древней Руси и Московском государстве. Однако современные историки считают это заблуждением. Древние стяги чаще всего делались разноцветными, богато вышивались золотой и серебряной нитью. Красный цвет никогда не был главенствующим, хотя и применялся широко, поскольку является ярким и виден издалека. В русских летописях нет упоминаний о цвете знамён древнерусских князей, но обязательно указывается, что они украшались изображениями святых. Тем не менее эксперты говорят о прямой связи красного знамени с русской военной традицией.

«Красный цвет присутствовал и на древнерусских знамёнах, знамени ополчения Минина и Пожарского, а в XVIII—XIX веках стал одним из главных цветов полковых знамён русской императорской армии», — отметил Думин.

Красный флаг был первоначально принят как государственный в РСФСР, а затем, после образования СССР, он стал символом молодой советской республики. Распространение левой идеологии после Второй мировой войны привело к власти коммунистов во многих странах мира — и красным знаменем «вооружился» целый ряд государств.

«Для России красное знамя — в первую очередь Знамя Победы, именно в таком качестве оно включено в современную символику нашего государства. К тому же для большинства наших граждан красный флаг связан с воспоминаниями о прошлом. Часто он становится символом ностальгии по успехам и достижениям СССР», — считает Думин.

  • Боец Красной армии водружает Знамя Победы на здании поверженного Рейхстага
  • Министерство обороны Российской Федерации

По словам эксперта, в 1990 году после выборов депутатов Верховного Совета РСФСР начались поиски новых символов России.

«И депутаты обратились к бело-сине-красному флагу, который в то время уже активно использовался на митингах и демонстрациях как символ демократической России. Первоначально большинство депутатов были не готовы поддержать символ, ещё недавно считавшийся контрреволюционным, но после августовских событий 1991 года петровский флаг вновь стал государственным флагом России», — резюмировал Думин.

Символы Революции. November 6th, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Завтра у нас "красный день календаря" :-) Кто бы что не говорил - но 100 лет это дата, посему завтра весь день буду постить по поводу Октябрьской революции (ну или переворота, если Вам так больше нравится). Так что готовьтесь:-))
Ну начну я уже сегодня.
Те, кто жил в СССР, те помнят, что 7 ноября был одним из самых главных праздников в стране. Гораздо более значительным чем 1 мая, или даже День Победы. Да, было и такое:-))
Но, удивительное дело, знаков-символов,связанных с этим праздником было не так уж и много.
Давайте вспомним о них.

Итак, первым и главным был крейсер "Аврора" . Не совсем понятно, почему именно так случилось, если честно. Вот решили, что символом будет именно "Аврора" и все тут:-)) Хотя осенью 1918 года крейсер даже планировали затопить в фарватере в районе Кронштадта, чтобы потенциальные корабли интервентов не пробились к Петрограду. Обошлось.

Активно его начали продвигать как символ Революции после 1927 года. Хотя корабль был еще на ходу и участвовал в походах, в том числе и заграничных. Хотя корабль устарел, и к 1941 году «Аврору» планировали исключить из списков флота, но осуществлению этого помешала война.
Корабль находился в Ораниенбауме и участвовал в обороне города. 130- миллимитровые орудия были сняты с корабля и установлены как отдельная батарея (артбатарея «А»), а судно выполняло роль пункта ПВО. И надо сказать, де-факто немцы корабль практически потопили.

В августе 1944 года было принято историческое решение. Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Корабль подняли, почистили и отбуксировали на место. Там он и стоит по сей день, если не считать 2 ремонтов в 1984 году и в 2014 году. И если честно, от "Авроры" почти ничего не осталось.

Еще один интересный момент - 22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблём. Причем на ордене изображён сам крейсер:-)))

Красная гвоздика .
Еще один символ, который везде и всюду присутствовал на этом празднике. На открытках, в кино, на манифестациях и парадах. Даже в петличках первых лиц государства в этот день можно было видеть именно этот цветок.

Я всегда думал почему так? И скорее всего, это аллюзии на другой символ, который присутствовал в 1917 - красный бант. Ибо революционно настроенные личности носили или красные ленточки, или красный бант. Причем второй был предпочтительнее. Так было и в Февральскую Революцию, причем доходило до маразма. Когда с красным бантом во главе Гвардейского флотского экипажа по улицам дефилировал....двоюродный брат императора великий князь Кирилл Владимирович.Тот самый, кто в 1924 году, в эмиграции, провозгласил себя Императором Всероссийским Кириллом I,и чьих дочь и внука мы постоянно видим у нас в стране как якобы претендентов на гипотетический престол.

В позднесоветские времена бант был не совсем в моде, зато гвоздики стали серьезной символикой. Хотя и банты вешали. Некоторые даже много. Как, например, Черненко:

Революционные матросы . Куча фильмов, показывающих и рассказывающих нам о том, что революцию делали матросы. Каноничный образ был примерно такой:

Но дело в том, что 80% матросов были приверженцами анархизма, и никак не могли быть причислены к сторонникам большевиков. Просто была буча, и они в ней поучаствовали. И уж точно нельзя сказать,что они были единственный революционной силой в городе. Ибо большое число сухопутных войск Петербургского гарнизона, в том числе лейб-гвардии Литовский полк, поучаствовали в мятеже. Но вот сложилось именно так - революционные матросы впоследствии стали одним из главных символов Революции.

Броневик.
Почему это убероружие так ценилось в те времена, я до конца понять не могу:-)

Хотя колеса, какая-никакая броня и пулеметы-это ценилось. Особенно в локальных конфликтах. Опять-таки, Ильича весной при возвращении из эмиграции занесло именно на броневечок, с которого он какую-ту фигню нес. "Апрельские тезисы" он изложил вечером с балкона особняка Кшесинской, а не на Финляндской вокзале, как принято считать. Хотя памятник стоит, и даже башню броневика можно заметить.

Вот у народе все и перемешалось в голове:-)

Ну и Смольный . До 1917 года в этом красивом здании, построенном знаменитым Кваренги, располагался Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию.

Однако в октябре 1917 года институт был переведён в Новочеркасск, после чего в опустевшем здании расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет. В принципе этот был мозг и сердце всей революции (мятежа). Именно туда с конспиративной квартиры пробирался и Ленин.
В состав военно-революционного комитета вошли представители ЦК, и петроградских и военных партийных организаций партий левых эсеров и большевиков, делегаты президиума и солдатской секции Петросовета, представители штаба Красной гвардии, Центробалта и Центрофлота, фабзавкомов. В составе ВРК было организовано Бюро ВРК, осуществлявшее оперативную работу. В состав Бюро ВРК входили левые эсеры Лазимир и Г. Н. Сухарьков, большевики Подвойский и Антонов-Овсеенко. Во главе Бюро ВРК и самого ВРК формально стоял левый эсер П. Е. Лазимир, но зачастую решения принимались большевиками: Л. Д. Троцким, Н. И. Подвойским, В. А. Антоновым-Овсеенко. Поэтому, можно говорить, руководил восстанием прежде всего "пария революции" Лев Троцкий.

Начиная с 1918 года здание занимают органы городского управления — Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет ВКП(б)/КПСС (вплоть до 1991 года). С 1996 года Смольный служит официальной резиденцией губернатора Петербурга.

Вот такие вот дела.
А какие символы Революции помните Вы?
Приятного времени суток.

Глава I. Свержение монархии и политические символы

1. Восстание в Петрограде

2. Праздники свободы

3. Красная Пасха революции

Глава II. Отрицание старых символов

1. Государственные символы

2. Военные знамена и военно-морской флаг

3. Царские портреты и памятники «старого режима»

4. Награды

5. Форма одежды и знаки отличия

6. Революция: отражение в ономастике

Глава III. Символы "Новой жизни"

1. Символы революции в условиях революции

A) Борьба за красный флаг

Б) "Марсельеза" и "Интернационал"

B) "Граждане" и "товарищи" Г) Живой символ революции

2. Революционные символы и массовая культура

3. Время в политической культуре революции

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Колоницкий, Борис Иванович

Заключение

К 1917 году в России сложилась своеобразная политическая контрсистема - система революционного подполья. В разные периоды, в различных странах существовали и более развитые структуры подполья, однако, в отличие от русского образца, они были, как правило, направлены против чужеземного господства (Польша, Ирландия). В России же подполье часто было направлено и против "своей" империи. Несмотря на полицейские репрессии и разоблачения, структуры революционного подполья воссоздавались вновь и вновь. Возрождение, воссоздание организаций революционного подполья облегчалось наличием специфической политической культуры революционного подполья, которая была создана благодаря творческим усилиям нескольких поколений революционных интеллектуалов. Так, появились сотни стихотворных текстов, на основе которых были созданы десятки популярных революционных песен. При этом авторы ориентировались на европейскую революционную и социалистическую традицию, особенно ощутимо здесь влияние французской и польской революционных традиций.

Субкультура революционного подполья вступала в диалог с субкультурами различных социо-культурных групп, возможно, это и было важным фактором ее саморазвития. Нельзя не видеть связь субкультуры подполья с культурой российской интеллигенции. Традиция революционного подполья оказала немалое воздействие и на формирование субкультуры "сознательных рабочих", т.н. "рабочей интеллигенции".

Практически все важные революционные символы были созданы до революции 1905 года, можно предположить, что в ходе Первой российской революции и в последующий период, в новых условиях, потенциальные творцы революционных символов нашли иные способы для политического и творческого самовыражения. Однако в этих условиях революционная символика получила широкую известность, революционные символы тиражировались. Политическая культура подполья, оставаясь нелегальной, подпольной, проникала и в массовую культуру.

Февральская революция на какое-то время объединила совершенно несоединимые политические движения, сплотившихся против общего врага -"темных сил". При этом сам этот термин мог "переводится" совершенно по-разному. "Темные силы" в одних случаях означали Распутина и т.н. "распутинцев", в других - "германскую партию" и "немецких шпионов", "придворную партию" и некий "черный блок". Черносотенцы именовали так евреев и масонов, социалисты же - монархистов, а то и "буржуев". Против "темных сил", этого "общего" врага выступили республиканцы и монархисты, социалисты и предприниматели, сторонники войны и ее противники, приверженцы империи, сторонники национальной автономии и сепаратисты.

Но, преследуя различные цели, они использовали в целях мобилизации одни и те же политические символы, хотя и не всегда отождествляли себя с ними. Февральская революция происходила под красным флагом, под звуки французской "Марсельезы" и под пение русской "Рабочей марсельезы".

Для одних это были давние, важные и дорогие символы. Некоторые же активные участники Февраля либо лишь терпели революционную символику, либо пытались тактически ее использовать в своих интересах. Однако даже подобное "толерантное" отношение к революционной символике ради достижения конкретных политических целей способствовало ее утверждению. Националисту В.В.Шульгину "крикливые звуки" и "завывание" "Марсельезы" "резало нервы", однако само присутствие этого известного консервативного политика при исполнении "гимна свободы" делало песню "своей", респектабельной, чуть ли не законной и для многих умеренных участников революции".

Социалисты не были единственными участниками революции, которую они сами считали "буржуазно-демократической", но она прошла под

1 Шульгин В.В. Дни. 1920: Записки. М, 1989. С.183, 190-191, 197, 210. социалистическими и революционными символами, что серьезно повлияло на дальнейшее развитие страны.

Либералы не предлагали в 1917 году своих особых символов. Показательно, например, что в отличие от всевозможных социалистических партий кадеты не издавали в 1917 г. сборники песен. П.Н.Милюков позднее писал: «Партия народной свободы сознавала всю опасность крутого разрыва с политической символикой прошлого» . Однако, как мы видим, старые символы радикально отвергались, и связывать с ними свою судьбу в 1917 году было равнозначно политическому самоубийству: они все чаще воспринимались как символ "контрреволюции". Именно так многие современники относились к похоронам казаков, погибших в дни Июльского кризиса в Петрограде: организаторы этой церемонии демонстративно игнорировали революционную символику "нового строя".

Символы революционного подполья, связанные с европейской социалистической традицией, практически монополизировали после Февраля политическую сферу. В России существовал редкий для военного времени политический плюрализм (возможности монархистов, однако, были существенно ограничены), но в сфере политической символики почти безраздельно господствовали знаки революционного подполья. Любое же покушение на революционные символы воспринималось как контрреволюция. Многие рядовые сторонники Февраля, вне зависимости от своей партийной принадлежности, необычайно болезненно относились к любым попыткам даже частичной символической реставрации. Сложившуюся ситуацию вынуждены были учитывать даже правые политические деятели - вынужденные прибегать к политической мимикрии, они использовали революционную политическую символику.

2 Милюков П.Н. При свете двух революций // Исторический архив. 1993. N 1. С. 171. См. также: Stites R. Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in Russian Revolution. New York; Oxford, 1979. P.82.

Политическая, культурная и психологическая атмосфера, сложившаяся в стране после Февраля, стимулировала процесс создания новых политических символов. Именно в этот период начинает фактически складываться советская "геральдическая" система.

Символы революции стали фактически символами революционного государства, хотя это не соответствовало законодательству Временного правительства, а порой и явно противоречило юридическим актам, этим правительством одобренным. При этом часть министров активно использовала революционную символику, и способствовала ее легитимации. Двойственное отношение к государственной символике символизировало кризис власти после Февраля. Создавая государственную символику своего режима, делая, например, красный флаг государственным, большевики лишь узаконили реально сложившуюся ситуацию. Отменяя же ордена, погоны и другие знаки отличия, они опирались на массовое и стихийное движение, развивавшееся в течение нескольких месяцев.

Категорическое отрицание старых политических символов имело важное политическое значение. Подчас именно старые символы становились почвой для конфликтов между рядовыми военнослужащими и офицерами, командованием. В конце-концов основную выгоду из этих конфликтов извлекали большевики и их союзники, однако, можно с уверенностью утверждать, что множество больших и мелких "битв за символы" начиналось без прямого участия активистов политических партий. Символы были важнейшим фактором самоорганизации стихийных движений, которые были важным фоном борьбы политических партий и, разумеется, часто влияли на ее исход.

Соответственно, важно выделить периоды, когда борьба вокруг символов приобретает особенно острый характер.

В марте-октябре особое значение имела борьба за утверждение новых символов и ритуалов (Красный флаг, красные банты, "Марсельеза" и др.) и за отрицание символов и ритуалов "старого режима" (национальный флаг, гимн, "поминание" во время церковных служб, погоны, названия кораблей, отдание чести и др.). Исход этих конфликтов вел к усилению власти Советов и войсковых комитетов, хотя они и не всегда сами были инициаторами данных политических баталий, а шли за массовым стихийным движением. В конце-концов и правительство шло навстречу этим движениям, фактически (а иногда и юридически) отрицая статус "старых" символов и придавая официальный статус символам революционным.

После Июля правительство пытается стабилизировать и упорядочить систему государственных символов, отдавая, например, приказы о повсеместном восстановлении официального военно-морского флага. И хотя данное постановление было исполнено, но с точки зрения носителей революционной политической культуры, придерживавшихся разных политических взглядов, действия властей выглядели как "реставрация". Восстанавливая дисциплину, они отдавали своим противникам революционные символы, важнейший в тех условиях инструмент политической мобилизации и легитимации.

К осени 1917 года мода на политику сменяется апатией и разочарованием. Но воздействие революционной традиции наложило глубокий отпечаток на национальную политическую культуру, ее влияние испытывали подчас люди и группы, находившиеся в противостоящих лагерях.

Показательно, что осенью вновь обостряются конфликты вокруг символов, особенно остро они протекают в вооруженных силах. В армии вновь становится актуальным вопрос о погонах, а в военном флоте вновь оспаривается авторитет военно-морского Андреевского флага. Все это было знаком радикализации масс, процесса, способствовавшего политической победе большевиков и их временных союзников - левых эсеров, интернационалистов, анархистов, украинских социалистов. Однако у нас нет свидетельств того, что за всеми этими конфликтами непосредственно стояли какие-либо партийные организации. Вернее было бы предположить, что символы, воспринимавшиеся как "старорежимные", вновь стали инструментом самоорганизации непартийных масс, формой, позволявшей им выразить свое недовольство.

Политическая борьба почти всегда является и борьбой политических символов, конфликтом разных систем символов. Так, в 1917 году система символов революционного подполья вытесняла государственные и национальные символы, которые воспринимались как символы "старого режима".

Однако после Февраля "борьба за символы" имела и другие измерения. Так, шла борьба за право обладания тем или иным символом, попытки оппонентов использовать "свою" символику встречались необычайно резко. Это нашло отражение и в языке революции: себя, своих политических вождей, например, именовали "истинными знаменосцами", которые "высоко держат" красный флаг. Такая формулировка предполагала, что существуют еще знаменосцы "неистинные", недостойные святых символов, либо обманом их присваивающих.

Борьба шла и за понимание символа, за право его "перевода", приписывания ему того, или иного значения. Не все сторонники революции, например, расшифровывали именно социалистическое значение символов, так, для многих красные знамена были общими "флагами свободы", "флагами братства". Они могли восприниматься и как символы интернационализма, противостоящие всем национальным символам, и как новый русский национальный флаг, символ "революционного оборончества". Но красные флаги могли восприниматься как "знамена пролетариата", как символ борьбы с "буржуазией". В ходе развития революции массы могли переориентироваться на радикальные значения уже принятых символов. Менялась иерархия коннотаций, на первый план выходило самое радикальное понимание знака. "Марсельеза", например, не воспринималась уже как патриотический гимн, она использовалась, одновременно, и как песня политического протеста, и как государственный гимн.

Ориентируясь на "углубление" революции большевики могли использовать практически всю систему символов, утвердившуюся после Февраля. Она не требовала радикальной замены, менялась лишь иерархия символов и их "перевод" в рамках единой знаковой системы. "Интернационал", например, потеснил "Марсельезу", хотя, первоначально и не устранил ее. И в глазах многих сторонников Февраля использование и развитие "их" системы политических символов большевиками делало новый режим "революционным", а значит и легитимным.

Можно предположить, что именно политические символы, особенно песни, повлияли на формирование политической культуры "масс", «проснувшихся" к политической жизни после Февраля.

Именно усвоение (и неоднократное "повторение") политических символов было, как правило, начальной фазой политизации. В этом отношении многие солдаты и матросы 1917 года повторяли путь, пройденный ранее несколькими поколениями русской революционной молодежи.

Специфика российской революции 1917 г. заключалась в ее синкретичности: символические изменения имели не только собственно политический, но и политико-морально-религиозный смысл. Язык и символы Российской революции проникали в Русскую православную церковь. Но оборотной стороной политизации церкви была сакрализация политики. Революционные символы приобретали особый, свщенный характер, порой фетишизировались.

Революционные символы оказывали на массы, только приобщавшиеся к политической жизни, особое эмоциональное и эстетическое воздействие.

Массовая политизация после Февраля первоначально проявлялась в огромном спросе на политическую литературу. Однако многочисленных неофитов политической жизни ждало серьезное разочарование: столь притягательные политические тексты содержали огромное количество специальных терминов и непонятных слов, язык современной политики оставался своего рода чужим, иностранным языком. Требовался специальный "перевод" их1.

В этой обстановке именно революционные символы вводили массы в мир политики. Понимаемые буквально, они использовались как инструменты для описания, классификации и интерпретации сложнейшей действительности, как непосредственное руководство к действию. Монопольное положение революционной символики после Февраля объективно вело к углублению революции, вся система революционных символов этому способствовала. Это было на руку прежде всего большевикам и их политическим союзникам. Для достижения же целей, поставленных Временным правительством, для создания общенационального единства, утверждения "общенародного" характера революции, для ведения войны символы "новой жизни" вряд ли были хорошим средством. Скорее могли содействовать "углублению" революции, культурной и психологической подготовке к гражданской войне. Они ориентировали прежде всего на борьбу с внутренним врагом, политическим и социальным. Наконец, они практически исключали возможность присутствия "врага слева", и это также создавало благоприятные условия для сторонников новой революции.

В итоге умеренные социалисты находились в двойственном положении: они не могли отказаться от своих давних политических символов, продолжали их распространять и пропагандировать, они никак не могли уступить их своим противникам. Но в то же время многие осознавали возможные последствия распространения и возможности радикальной интерпретации революционной символики. Умеренные представители новых властей порой откровенно формулировали свои страхи. Вскоре после Февраля Исполнительное бюро

3 О проблемах "перевода" языка современной политики в 1917 году см.: Figes О. The Russian Revolution of 1917 and it"s Language in the Village // Russian Review. 1997. Vol. 56. N 3.

Общественного комитета Симферополя выступило против публикации в городе брошюры "Песни свободы", в которую включались ранее запрещенные песни. Публикация, на взгляд членов бюро, отличалась "своей неуместностью в светлый миг торжества революции и своей опасностью для темной массы"4

Но и представителей радикальной интеллигенции возможное воздействие ее собственных символов не могло не пугать. Известный библиограф И.В.Владиславлев писал в предисловии к сборнику революционных песен: «Свободный народ будет петь песни свободы, сложенные предыдущими поколениями борцов, . но пути, которыми он будет идти к светлому будущему, будут у него свои, отличные от тех, которыми приходилось идти прошлым поколениям. Народ. не пойдет дорогой крови и насилия, на которую толкала его раньше рука правящих страною палачей и обезумевших от крови деспотов».3

Данное высказывание ярко иллюстрирует двойственное и трагическое положение многих представителей радикальной интеллигенции: создавая и распространяя систему революционных символов, утверждая фактически ее монополию после Февраля, они, вместе с тем, тщетно стремились ограничить ее воздействие "только" символической сферой, желали не допустить возможного "перевода" языка символов как руководства к прямым действиям. Стремление приостановить «углубление» революции политическими средствами противоречивым образом сочеталось с культивированием революционной традиции, революционной символики, революционной ментальности, что не могло не привести к дальнейшему революционизированию общества.

В 1917 году основная парадигма символических изменений носила новаторский характер, она представляла собой программу радикального преодоления прошлого, его тотального отрицания. Использовались символы

4 Никольский П. Симферопольский Городской Общественный Комитет // Революция в Крыму. Симферополь. 1927. № 1(7). С.93.

Владиславлев И. Предисловие // Песни революции и свободы. М., 1917. Вып. 1. С.4. субкультуры освободительного движения, имела место экспансия подпольной протестной субкультуры с ее претензией на всеобщность и монополию при полном отрицании дореволюционной символики. Радикальная символическая революция как бы создавала условия для политики "углубления революции".

Февральская революция фактически (хотя и не юридически) знаменовала собой полный разрыв со старой государственной символикой. Большевики же получили возможность использовать всю утверждавшуюся систему революционной символики.6 В этом отношении они завершали процессы, начатые в Феврале. Своими декретами они оформляли реальную ситуацию, сложившуюся в стране накануне Октября - знаки субкультуры революционного подполья монополизировали символическое пространство и играли роль государственных символов. Ряд символических побед, одержанных большевиками, значительно облегчал им борьбу за власть.

6 Показательна история первой советской почтовой марки. После Февраля был объявлен конкурс рисунков для новой почтовой марки. В конце-концов выбор жюри пал на рисунок Р.Зарриньша "Меч, разрубающий цепь". Было подготовлено 5 пробных вариантов, из которых утвержден был один - 15-копеечного достоинства. Но по техническим причинам эта марка не была напечатана в период существования Временного правительства. Однако рисунок был использован Народным комиссариатом почт и телеграфов для двух марок первого советского выпуска с номиналами 35 и 75 копеек. Марки были отпечатаны в 1918 году. Карлинский В. Почтовые марки РСФСР, 1917-1921 // Советский коллекционер. 1966. № 4. С.24-27.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Колоницкий Б.М. Политические символы и борьба за власть в 1917 г. Меня зовут Борис Михайлович Колоницкий. Я старший научный сотрудник Санкт- Петербургского филиала Института российской истории РАН, кандидат исторических наук. Основная тема моих исследований - история российской революции 1917 года. Этому я посветил лет двадцать своей жизни, различным сюжетам, связанным с историей русской революции 1917 года. В этом году я выпустил книгу, которая посвящена политическим конфликтам вокруг символов в 1917 году. Почему эта проблема мне кажется очень интересной и очень важной. История русской революции для нас несколько особа, хотя не всегда мы это хотим признать. Дело в том, что в советское время столь много говорили на эту тему, столь много мифов было с этим связано, что в обществе возник естественный протест против этой темы, некоторое отталкивание от этой темы. Вместе с тем и реальная история 1917 года, и мифы вокруг 1917 года, они живут в нашей повседневной политической жизни, они иногда получают новую жизнь, от них отталкиваются. И поэтому попытаться рационализировать свое сознание, попытаться разобраться, как там было на самом деле, хотя разобраться, как было на самом деле, очень сложно и, наверное, никогда мы до конца и не поймем этого, но как-то приблизиться к истине - это очень необходимо. Но когда мы говорим о таком грандиозном событии, как революция 1917 года, на чем мы можем сосредоточить свое внимание? Ведь невозможно описать все конфликты, которые были в то время, в которых были задействованы миллионы людей. Речь идет о выборе тем, о выборе сюжетов. И тут было бы логично остановиться на проблеме власти. Ведь власть - это центральный вопрос всякой революции. Собственно, большинство историков и шло по этому пути. Если мы просмотрим, постараемся просмотреть каталог огромной библиотеки, посвященной революции 1917 года, то мы увидим, что большая часть книг посвящена либо институтам власти, то есть Временному правительству, местным органам власти, в частности, советам, комитетам, либо политическим партиям: большевикам, меньшевикам, эсерам, кадетам; либо политическим вождям, и эта тема, пожалуй, особенно развита, и в общих работах по истории российской революции именно эти сюжеты занимают особое место. Посмотрим многие советские учебники и общие книги. Мы видим, что очень часто история российской революции сводится к биографии Ленина. Если мы посмотрим многие тексты, созданные политическими противниками большевиков, созданные на Западе в период холодной войны или сразу же после холодной войны, мы увидим, что, оценивая события революции, естественно, с совершенно противоположных позиций, структуру повествования они сохраняют такую же. В центре их повествования очень часто Ленин, но в условиях революции власть что-то такое особое. Вообще, революцию мы можем определить как особое такое состояние власти. Мережковский очень точно сказал: "Революция - это расплавленное государство. Государство - это застывшая революция". Можно, с другой стороны, революцию представить какими-то кристаллами, помещенными в другую температурную обстановку, они исчезают, растворяются в растворе, а потом, когда ситуация меняется, застывают. С одной стороны, они связаны с предшествующим кристаллом, с другой стороны, представляют собой нечто новое. Так вот и государство на стадии революции меняется, проходя через такое расплавленное или растворенное состояние. Таким образом, если в так называемые "нормальные" периоды мы можем говорить о понимании государства, изучая его институты, различные государственные структуры, различных государственных деятелей, то для периода революции этого явно не достаточно. Мы должны изучать среду, в которой помещены эти институты власти. И тут нам может помочь такое обществоведческое понятие "политическая культура". Словосочетание "политическая культура" употребляется очень давно, но новую жизнь оно получило, пожалуй, в 1960-е годы, и это связано с именем такого американского исследователя, как Алманд. Он исходил из того, что в 1950-е годы и ранее возникла такая проблема: почему различные государственные структуры, почему различные конституции в разных условиях действуют совершенно по-разному, и было высказано такое предположение, которое мне кажется достаточно интересным, что это зависит от политической культуры, от установок граждан, от политических традиций. Это понятие стало сразу очень широко использоваться, и вошло в повседневную политическую жизнь, употребляется к месту и очень часто не к месту. Само по себе тиражирование этого понятия служит доказательством его востребованности. Существует масса определений политической культуры. Но никто, пожалуй, не отрицает, что важнейшим элементом политической культуры является политическая традиция. Никто не может отрицать, что важнейшим элементом политической культуры являются символы, политические символы. Политические символы играют важную роль в политических процессах, выполняют различные функции. В своем исследовании я попытался посмотреть, какие конфликты протекали вокруг символов, как они использовались различными противоборствующими силами, как они переводились, потому что один и тот же символ воспринимался иногда совершенно по-разному. Я должен честно признаться, что одним из побудительных мотивов для меня заняться этим сюжетом, заняться этой темой был мой опыт периода перестройки и после перестройки, потому что для меня в этот период стало ясным, что иногда политические программы, официально формулируемые играют в политической жизни гораздо меньшую роль, чем яркие мобилизующие политические символы. Я представил себе, что лет через двадцать какой-нибудь добросовестный историк будет изучать причины политической победы президента Путина на президентских выборах, и он выявит для себя избирательную программу президента Путина и будет изучать ее внимательно пункт за пунктом и сравнивать с избирательными программами других кандидатов. И мы, живущие сейчас, понимаем, что вовсе не программа была каким-то важным решающим фактором, гораздо большее значение в мобилизации сил в поддержку Путина сыграли яркие образы, сыграли яркие символы. Но, изучая революцию 1917 года, мы сосредотачиваемся на политических партиях, на их политических программах, иногда на методах донесения этой пропаганды до масс, а за пределами нашего внимания остаются более важные, хотя и, может быть, более простые вещи, игравшие непосредственную роль в политической борьбе. В России в канун февральской революции 1917 года сложилась очень развитая политическая субкультура, субкультура подполья. Когда говорят об особенностях дореволюционной России, то упоминаются очень многие вещи: развитость или недостаточная развитость гражданского общества, традиции общины, особенности православной церкви. Я думаю, любой студент, изучающий русскую историю, этот список особенностей России, которые могут объяснить ее последующее развитие, может дополнить. Но мне кажется, что мы забываем еще один, очень важный и очень интересный фактор. И этот фактор в России существовал на протяжении нескольких десятилетий - политическая контр-система, политическое контр-подполье, и она воспроизводилась. Это делает Россию несколько особой. Можно, конечно, сказать, что и в других странах существовала, а иногда и существует очень развитая система политического подполья. Мы можем вспомнить Ирландию, Польшу, Южную Африку, но в каждом из этих случаев речь шла о политической борьбе, о различных конспиративных организациях, направленных против национального угнетения в той или иной форме и этнического угнетения. В случае с Россией положение было совершенно другим. Возникает вопрос: почему российское подполье так и существовало, не смотря на высокую эффективность российской полиции? Можно высказать несколько предположений. Одно из них таково: российское подполье оказалось весьма способным к политическому символо-творчеству, к созданию символов. Это было важное средство обеспечения единства, важное средство мобилизации, важное средство привлечения молодежи. На развитие российской революционной традиции большое влияние оказали французская и польская революционные традиции. Многие революционные песни являли собой перевод с французского, с польского, наиболее известная революционная песня, ставшая практически гимном революционного подполья, русская Марсельеза, которую чаще называют рабочая Марсельеза, слова которой были созданы Петром Лавровым, это был, может быть, его поступок жизненный, который не вполне оценивается сейчас. Возможно, на российскую историю он оказал не меньшее влияние созданием этого стихотворного текста, чем своими философскими произведениями. Так или иначе, в России после первой русской революции эти символы революционного подполья: песни, красный флаг, оказались тиражированными, проникли в широкую среду. Эти символы легко оформляли любой протест, даже и тогда, когда он и не был прямо связан с деятельностью социалистических партий. Среди историков существует большая дискуссия о февральской революции. В какой степени была февральская революция стихийной, и в какой степени организационный момент, организация сыграла свою роль. Одни авторы выделяют роль немецких денег или немецкой агентуры в провоцировании февральской революции. В свою очередь, германская пропаганда, а также немецкие генералы в своих мемуарах указывали на роль английских денег в создании русской революции. Существует такая тенденция преувеличивать роль российских организаций, тайных, конспиративных, которые иногда именуют российским политическим масонством. Они действительно существовали, но, на мой взгляд, их влияние иногда преувеличивается. Наконец, в советское время всячески подчеркивалось, выделялось и преувеличивалось влияние партийных организаций большевиков в российской столице в феврале 1917 года. На мой взгляд, невозможно отрицать стихийное начало февральской революции. Но тут возникает довольно сложная проблема. В какой степени мы можем противопоставлять стихийность и организованность, в какой степени эти понятия являются полярными. Наверное, было бы точнее сказать, что не может быть ни стопроцентной организованности, ни стопроцентной стихийности. И тут перед нами встает вопрос о самоорганизации революционного движения в феврале 1917 года. Как толпы людей или группы людей превращались в манифестантов, в демонстрантов. И мне представляется, что важнейшую роль в этом играли как раз известные распространенные символы революционного подполья. В первую очередь, рабочая Марсельеза и красный флаг. Кроме того, следует сказать, что во многих городах существовала своя особая революционная традиция, существовала она и в российской столице, в Петербурге. Не случайно манифестанты инстинктивно стремились на традиционные места манифестаций и демонстраций. Таким местом был Невский проспект и, в первую очередь, пространство перед Казанским собором. Таким образом, эта самоорганизация толпы, масс в феврале 1917 года, она была во многих отношениях подготовлена десятилетиями культурно-политического творчества. Что произошло дальше? Какое значение имели символы новые и старые, какого было отношение к ним? Отношение было различным. Временное правительство старалось сохранить элементы государственной символики. Так на новой государственной печати Временного правительства оставался орел, правда, он был лишен корон и скипетра, державы, ордена Андрея Первозванного, такой демократизированный, республиканский орел. Иногда утверждают, что таким образом появился новый государственный герб России, это не совсем верно. Хотя республиканский орел без корон украшал новые денежные знаки, в том числе и знаменитые "керенки", Временное правительство не приняло никакого решения, которое делало бы двуглавого орла государственным символом. С чем это было связано? Это было связано с тем, что в массовом сознании двуглавый орел в любом виде - с коронами, без корон - очень часто воспринимался как символ старого прошлого. И на некоторых открытках, изображающих революцию, символизирующих революционный переворот, орел воплощал старый режим, и солдат, уничтожающий орла, являлся символом новой, побеждающей жизни. Можно говорить об отношении к разным символам. Например, в вооруженных силах очень острые конфликты развернулись вокруг погон, символа офицерской власти. Это привело к тому, что в апреле 1917 года сначала Балтийский флот отказался от погон и был издан соответствующий приказ Командующего Балтийским флотом, а затем под давлением этого самого мощного флота и Морское министерство приняло решение о реформе военно- морской формы. Офицеры получили нарукавные знаки отличия, такие нашивки на рукавах, а матросы оказались вообще без каких-либо знаков отличия, и это было предметом их гордости. Они считали, что таким образом они следовали принципам равенства, свобода и свысока смотрели на сухопутные войска, которые сохраняли еще наплечные знаки отличия. Действительно, солдат или матрос, срывающий погоны с офицера - это такой зрительный образ российской революции. Однако если мы представим себе эту картину, мы далеко не всегда поймем, что стоит за этим конфликтом. В некоторых случаях это - разжалование офицера, который подозревается в предательстве, либо с точки зрения солдат является недостойным носителем погон. В данном случае, хотя солдаты или матросы срывают погоны с офицера, они тем самым подчеркивают почетное значение погон, то есть офицер является недостойным их носителем. Но иногда борьба с погонами является принципиальной борьбой, борьбой со старым режимом, борьбой за полное уравнение. У нас нет никаких свидетельств, чтобы какая-либо партия, в том числе и большевики, сознательно стимулировала эти конфликты вокруг погон. Можно точнее сказать, что они были стихийными, с теми оговорками относительно стихийности и организованности, которые я высказывал ранее. Но большевики не могли игнорировать это анти погонное уравнительное движение. И после своего прихода к власти, через некоторое время они принимают решение об отмене погон. Очевидно, что это решение пользовалось популярностью, потому что буквально сразу же альтернативные центры власти, которые вовсе не собирались солидаризоваться с большевиками, принимают аналогичные решения. От погон отказываются Центральная украинская Рада, Чехословацкий корпус, Польский корпус, и в годы Гражданской войны погоны, в первую очередь золотые офицерские и генеральские погоны, стали одним из символов старого режима, старого прошлого. И в политических победах большевиков это сыграло немалую роль. Если мы посмотрим на портреты белых генералов, например, на портрет генерала Колчака, то и для многих сторонников февральской революции, которые были противниками большевиков, этот зрительный образ был совершенно неприемлем, он был образом до февральской России. И это, на мой взгляд, имело немалое значение. Можно говорить об этом больше, но белое движение в ходе Гражданской войны выглядело гораздо более реакционным и консервативным, чем оно было на самом деле. Образ в этом отношении сыграл с белым движением очень плохую шутку, образ был очень плохо найден, он негативно отразился на судьбе белого движения. Вернемся к февральской революции. В ходе февральской революции фактически общенациональным символом стал красный флаг. А роль общенационального гимна играла рабочая Марсельеза. Рабочую Марсельезу играли при встрече министров. Когда играли гимны союзников, то после этого играли и русскую рабочую Марсельезу, она немного отличалась от французской Марсельезы, она была более медленной. Роль государственного символа исполнял также красный флаг. В свое последнее наступление русская армия в июне 1917 года пошла под красным флагом. Над Зимним дворцом, когда Керенский там находился, также поднимался красный флаг. И это было очень важно. Дело в том, что после февральской революции в России существовал политический плюрализм, конечно, с какими-то ограничениями, так как сторонники монархии не всегда могли достаточно полно выразить свою позицию, но по сравнению с другими воюющими странами Россия была государством удивительной свободы. В области политики явно существовал политический плюрализм. Но если мы говорим о символической сфере, о сфере политической символики, то фактически после февральской революции эта сфера была монополизирована символами революционного подполья, которые были связаны с символикой социалистического движения. Красный флаг, рабочая Марсельеза, красные банты, я думаю, что это оказало очень серьезное влияние на историю нашей страны. Дело в том, что миллионы людей приобщались к политической жизни впервые после февральской революции. Интерес к политике был огромный. Колоссальным был спрос на политическую литературу, но очень часто политическая литература не удовлетворяла этих неофитов политической жизни, она была слишком сложной, слишком непонятной, слишком отвлеченной. И на самом деле первичным инструментом политической социализации, средством обучения политике, приобщения к политике была политическая символика. И не редко активисты 1917 года описывали ситуацию с помощью образов политической символики. Очень часто в листовках, в речах, в письмах есть цитирование буквально революционных песен. И имела очень большое значение сама по себе картина мира, предлагавшаяся революционной символикой, она вряд ли могла способствовать созданию атмосферы гражданского мира, к чему призывало Временное правительство, скорее наоборот, могла способствовать углублению революции и психологической и культурной подготовке к гражданской войне. Посмотрим содержание революционных песен. Революционные песни весьма и весьма похожи. Во всех революционных песнях существует противопоставление, временное противопоставление, настоящее противопоставляется будущему. Настоящее очень часто сравнивается с мрачной тюрьмой, цепи, решетки, такие атрибуты настоящего, это мир насилия, мир старости, мир смерти. Напротив, мир будущего светел, ясен, это новая жизнь, это мир свободы вечной. Каков же путь перемещения из настоящего в будущее. Во всех песнях существует представление о бое, очень часто это последний бой, последний и решительный бой, очень часто он сравнивается со страшным судом. И люди, описывающие свое состояние после февральской революции, очень часто и пользовались этими образами. Себя они ощущали людьми, преодолевающими прошлое, находящимися в состоянии вот этого боя и может быть находящимися уже на начальном этапе новой жизни, которая обещалась всей революционной символикой. Интересно, что после февральской революции создаются новые революционные символы, в том числе и новые песни. Они не были такими яркими, они не стали такими популярными, они повторяют те же блоки, что и традиционные, старые, популярные революционные песни. Но что меняется? Меняется время. Вот этот мир старости, мир тюрьмы, мир насилия описывается, как прошлое, то есть себя они ощущали в момент наступления новой жизни. Что еще более интересно, что еще более потрясающе, старые песни стали петь по-новому, происходит изменение времени. Например, до 1917 года в России Интернационал пелся так: Это будет последний, решительный бой. То есть момент грядущей мести, момент страшного суда над эксплуататорами, над грабителями, он рассматривался как нечто, что еще должно настать. Как мы все знаем, с 1917 года стали петь: Это есть наш последний и решительный бой. И также меняется время и в других революционных песнях. Таким образом, революционные символы оказались очень серьезным оружием радикализации, углубления революции, подготовки страны к гражданской войне. И в этом положении и многие министры Временного правительства, и многие ведущие деятели умеренных социалистов, большинство меньшевиков и эсеров оказывались в весьма сложном положении. Они, с одной стороны, не могли отказаться от своих старых символов, любимых и дорогих, они способствовали их распространению. Но вместе с тем они не могли не осознавать столь радикализующего потенциала этих революционных символов. Иногда они призывали не воспринимать революционную символику буквально. Они говорили: "Сейчас это просто символы. Сейчас мы не должны идти дорогой насилия и крови, к которой буквально призывала вся система революционных символов". Но в то время это было наивно. Конечно сейчас, многие французы, поющие Марсельезу, вовсе не стремятся выполнять все свирепые призывы, содержащиеся в этой песне. Современные французы воспринимают Марсельезу "просто как символ". Но в 1917 году наши предки воспринимали всю систему революционных символов, как призыв к непосредственному действию, как пособие по непосредственным политическим действиям. Объективно это способствовало большевикам и их политическим союзникам. Фактически им ничего не пришлось менять в их политической символике, которая получила статус государственных и национальных символов после февральской революции, неформально во многих случаях, хотя иногда и формально. Большевики придали этой символике, красному флагу, революционным песням новый статус, статус официальных символов. Правда при этом менялась иерархия этих символов. Например, роль главной революционной песни стала играть не рабочая Марсельеза, которая потом в историческом сознании стала восприниматься как символ февраля, а Интернационал. Но так или иначе вся эта символическая ситуация способствовала большевикам. Одной из их важнейших политических побед было то обстоятельство, что они смогли использовать эти символы, как свои. Во многих отношениях это способствовало тому, что и многие сторонники февральской революции, на самом деле разных взглядов, воспринимали власть большевиков как легитимную. Сам факт отношения к революционной политической символике раскалывал лагерь потенциальных противников большевиков.

Революция - это стремительный порыв, в котором важно простым и емким знаком указать путь огромным человеческим массам. Октябрьская социалистическая революция дала своим последователям целый ряд новых символов, на долгие десятилетия ставших бессменными указателями «верной дороги».

Колыбель советских знаков

Настоящая революция несет в себе смену социально-экономической формации и Октябрьская социалистическая революция стала не просто рубежом, на котором старые элиты сменились новыми. Мятежный октябрь 1917 года стал не только точкой отсчета новой вехи политической истории страны, он еще ознаменовался (как в прямом, так и в переносном смысле слова) и актуализацией знакового пространства бунта, попранием прежних и рождением новых символов. Мощь революционного переворота 17-го года была столь велика и тотальна, что ее символы стали не просто артефактами эпохи, они превратились сперва в знаки отличия новой элиты, а затем на долгие десятилетия закрепились в арсенале атрибутики советской власти.

Уверенно следуя своей жестокой программе боевого революционного и организационного строительства коммунистического общества, лидеры страны Советов беспощадно, «до основанья» свергали старую власть с ее сакральными символами, а затем твердо укореняли свою собственную символику. Борьба со старыми символами была логичным продолжением борьбы классовой, борьбы верований, идеологий и ценностей. Создание собственной системы символов, знаков и эмблем являлось для большевиков задачей далеко не второстепенной важности - вколачивание новых смыслов в сознание народных масс было для новой государственной власти одной из важнейших целей в идеологической сфере.

Таким образом, возникла потребность в создании, по меньшей мере, двух категорий символических знаков - пропагандистских и идентификационных.

Пропагандистская символика отвечала за распространение коммунистических идей. Их необходимо было облечь в простые и понятные образы, близкие и мятежной (зачастую состоящей из инородцев) интеллигенции, и понятные дезориентированной безграмотной массе народа - красное знамя, факел, серп и молот, звезда.

Кроме того, людей необходимо было «пометить», оделить «своих» от «чужих», предлагая каждому простую форму выражения сделанного политического выбора. Для этого была создана символика идентификационная - бант, лента, гвоздика.

Здесь сразу хочется отметить одну очень любопытную и существенную с точки зрения анализа символических инструментов деталь - на заре становления молодой советской республики большевики из-за нарушения многих социальных, профессиональных и личных связей, а также в силу неприятия новой власти многими журналистами и деятелями культуры, не получили широкой поддержки в средствах массовой информации. Кроме того, значительная часть населения, готового поддержать власть советов, была попросту неграмотной. В следствии этого особую роль в деле агитации приобрели именно визуальные средства массовой информации (и, в первую очередь, транспарант, плакат, эмблема).

Благодаря своей простоте, выразительности, ясности, легкости воспроизведения, а главное, благодаря возможности обращаться не только к сознанию, но и к иррациональному бессознательному началу зрителя, символы новой власти оказались востребованными. Их популярность стала стремительно расти как среди гражданского населения, так и среди военных.

Отдельно стоит отметить и третью категорию символов, неразрывно связанных с революцией большевиков, но входивших в советский пантеон по мере развития аппарата коммунистической мифологии. Это символы-легенды - крейсер «Аврора», броневик, собственно вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов (Ленин), «колыбель» революции - Петроград, буревестник, неологизмы (в частности, имена), красные галстуки и т.п.

Но перед тем, как приступить к описанию и анализу революционных символов, нельзя не отметить, что перед тем, как насаживать их в сознания народных масс, большевики сперва взялись за искоренение символов старой власти. Уже после февральской революции имперские гербы, вензеля и атрибуты царской власти активно начали уничтожаться и вымарываться. Уже к октябрю 1917 года они практически повсеместно были поруганы. Олицетворяя в глазах революционеров власть сатрапов и прежнюю «неправильную» жизнь, сложные и вместе с тем изящные по своему изобразительному решению имперский герб, корона, скипетр, держава и двуглавый орел, становятся символическими антагонистами новой грубой и нарочито упрощенной до примитивизма символики большевиков. И это понятно - даже по своей стилистике новая символика должна была олицетворять собой начало новой традиции, нулевую точку отсчета, за которой начинается «новая история», новая формация человека - советский народ.

Но ничто не появляется ниоткуда и не бывает правил без исключений. И потому, начиная обзор революционной символики, хочется начать именно с исключения, с малоизвестных, но весьма знаковых символов революционной борьбы. Тем более, что они напрямую заимствованы из православной традиции.

В первую очередь, речь идет об образе святого Георгия Победоносца. Сюжет борьбы героя с Змием - один из самых тиражируемых в плакатах первых лет советской власти. Он появляется как в почти неизменном виде на фоне Кремля или красного флага, так и в стилизованном художественном решении, где на месте Георгия Победоносца изображен красноармеец, а в качестве Змия выступают Антанта и Врангель.

Кроме того, первые советские художники-пропагандисты совершенно не чурались заимствовать образ Рая (в качестве «воплощенного Парадиза» изображалась Москва). Также какое-то время агитаторы переносили на свои плакаты композицию житийной иконы с клеймами.

Продолжение следует...





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.